Блоги
Игорь Ляшенко

Приватизировать надо вовремя. Что мы потеряли: крымские санатории и многое другое

Игорь Ляшенко

журналист, директор Центра проектных исследований "Уровень жизни"

Все политические силы приходя к власти говорят о реформах и обязательно вспоминают о приватизации. Считается, что это один из главных признаков реформы. И при этом уже больше десяти лет никаких серьезных действий по приватизации не совершалось.

Сейчас тоже о приватизации говорят. Так ли это на самом деле актуально?

Реклама

Я вопросами приватизации занимаюсь с самого появления этого понятия в нашей стране – с первых лет независимости и построения рыночной экономики. Я хорошо помню, как проходил этот процесс, а его пик пришелся на 1994-1999 года. Когда продавалось все и в больших масштабах. И на вопрос актуальности отвечу так: приватизация всегда актуальна, если ее проводить вовремя.

И в этой связи хочу напомнить о некоторых ошибках, которые мы допустили в свое время, пожадничав, не продав или не вовремя продав какие-то объекты.

Одесский припортовый завод (ведущее предприятие Украины в химической отрасли) я посещал лет семь назад, на закате его славы. Новое, образцовое предприятие. Но уже прерывались денежные потоки, менялась конъюнктура. Завод еще работал, правда с сырьем в долг. А чуть позже, когда конъюнктура в лучшую сторону так и не изменилась, эти многомиллионные долги, в основном за газ, вылезли боком и привели к тому, что завод потерял почти всю стоимость и стал даром никому не нужен. Государство потеряло сотни миллионов долларов.

Реклама

А вот то, что мы можем только вспоминать, и даже со слезами на глазах – курортная сфера. Ее решили вообще не продавать, а то трудовому народу, мол, негде отдыхать будет. И что мы имеем? Те жемчужины рекреации, что были в Крыму, сейчас эксплуатируются русскими, оккупировавшими весь полуостров… Украина, когда могла, за них не получила ни копейки. Сейчас, спустя много лет, масса курортных объектов Украины состарилась. Их не решились отдать в частные руки, оставив в квазигосударственном ведении (профсоюзы, ведомства, госпредприятия), и все пришло в негодность. Развивается только то, что так или иначе стало частным. Да и то косо-криво, поскольку в основном все попало в частные руки не профессиональных инвесторов отрасли в виде крупных корпораций, а случайных людей, которые не владеют технологиями, не имеют возможностей и интереса для серьезных инвестиций… Чтобы увидеть разницу, как могло бы быть, если бы вовремя приватизировали всю отрасль, посмотрим на курортную инфраструктуру Турции и Египта.

Есть и вопиющие примеры. Например, наши морские и речные корабли. До сих пор жаль Черноморское морское пароходство – одно из крупнейших на тот момент в мире. Просто разворовали, разбазарили, вместо того, чтобы оперативно и с большой выгодой продать частному бизнесу.

Не решились мы приватизировать гражданскую авиацию в свое время. Долго думали, как это, самолеты станут частными… В результате самолеты были растащены по одному, многое неоправданно пошло в утиль. Все эти годы мы уязвимы перед мировой конъюнктурой авиаперевозок, не имея по сути национального перевозчика, ни частного, ни государственного (МАУ трудно считать таковым).

Реклама

Много было разговоров о приватизации "Трубы" – газотранспортной системы. Ее считали национальным достоянием. Тем единственным рычагом, которым мы могли влиять на Россию. Элементом и политики, и обороны. Говорили: "Пока через нас Россия гонит газ в Европу, она нам ничего не сделает". Ага, конечно… А теперь русские строят "Северный поток" и наш газопровод через год не будет нужен никому и даром. А ведь труба, действительно, могла бы стать политическим предохранителем, если бы вовремя приватизировали ее с широким участием европейских газовых компаний. Вот тогда бы у Европы был бы реальный экономический стимул блокировать строительство "Северного потока". А сейчас такого стимула нет.

Новое правительство обязательно поставит приватизацию в приоритеты. Это нужно и для имиджа реформаторов, и для формального сбалансированного бюджета (традиционно в доходы бюджета записывают нереально большие доходы от приватизации, которые потом не выполняются, но свою роль на этапе принятия играют), и для легкого замыливания глаз иностранных кредиторам. И у нас, действительно, еще есть, что надо продать. Это надо сделать еще и потому, чтобы потом не жалеть о потерях.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,07
54,99
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,80
51,11
26,81
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63735.68

Binance Coin (BNB)

558.93

Dogecoin (DOGE)

0.15

Litecoin (LTC)

82.79

Theta (THETA)

2.08

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять