Блоги
Владимир Дубровский

Отмена пошлин на б/у автомобили: хорошо, но мало

Владимир Дубровский

эксперт Реанимационного Пакета Реформ, старший экономист Case Украина

Резонансное обещание Преьмьер-Министра выйти с инициативой по отмене пошлин на ввозимые в Украину отовсюду (кроме России) подержанные автомобили – шаг в правильном направлении. В странах с дешевой рабочей силой эксплуатировать подержанные автомобили (как и другую технику) намного выгоднее, чем в богатой стране, поскольку ремонт обходится дешевле. Соответственно, импорт такой техники – экономически оправдан, и наши сограждане это очень хорошо чувствуют. Фактический запрет на ввоз подержанных автомобилей обходится народу Украины в миллиард (а то и больше) Евро в год неполученной выгоды, что намного превышает объем выпуска всей так называемой "автомобильной отрасли", которую этот запрет призван защищать. Надуманные опасения экологического плана – чистой воды заказные, поскольку в действительности ввозимые из Европы и США автомобили во-первых, в среднем куда чище экологически, чем те, которые они вытесняют; а во-вторых, их утилизация имеет мало общего с проблемами развитых стран: старые автомобили просто разбирают на запчасти, а негодные части – сдают на металлолом. Опять же, дешевая рабочая сила делает и из того, и из другого выгодный бизнес, создающий, среди прочего, рабочие места.

Однако, к сожалению, основные барьеры на пути ввоза б/у автомобилей – это не пошлины, а акцизы. Возможно, Арсений Петрович не в курсе, но пошлина составляет только 10% от таможенной стоимости. Еще 20% – это НДС, который отменять, конечно же, нельзя. Но самый главный платеж, удорожающий ввозимый автомобиль – это акциз, который нарочно был использован в несвойственной для себя роли, поскольку пошлину поднять до заоблачных высот нельзя, ВТО не велит. Например, на условно ввозимую 6-летнюю легковую машину с объемом 2 л. и стоимостью 7 000 Евро, акциз составит 4360 Евро (Здесь и далее  - расчет с помощью таможенного калькулятора AutoConsulting), а пошлина – только 700. Ну и, с учетом НДС (взимаемого, напомню, с полной цены – включающей акциз!) таможенные платежи составят 7 487, то есть больше, чем цена самого автомобиля. Что, собственно, и делает такие ставки запретительными. Убрав пошлину "в ноль" можно снизить итоговый платеж менее чем на тысячу Евро.

Реклама

Другое дело, если бы акциз был снижен хотя бы до размеров, установленных для новых автомобилей, т.е. в данном случае – 512 Евро, как предлагает законопроект № 3251: тогда растаможенное авто стоило бы в пределах 10 тыс. Еще правильнее было бы вообще отменить акциз на автомобили как анахронизм, и заменить его налогом на пользование – но, конечно, только для новых покупателей, которым не пришлось платить акциз. В конце концов, если вспомнить экономический смысл акциза, то это – налог либо на роскошь, либо на нечто вредное. Автомобиль – давно уже не роскошь, а средство передвижения; тем более странным, кстати, выглядит повышенный акциз на подержанный товар, который уж точно не роскошь. Вред некоторый действительно есть, но его причиняет не наличие автомобиля, а выхлопные газы, с которых налог собирается через акциз на топливо – и, опять же, независимо от возраста машины.

Заметим, что, бюджет при этом не только ничего не потеряет, но и выиграет. Ведь нынешний запредельный уровень налога на ввоз б/у автомобилей дает практически нулевые поступления, поскольку их никто не ввозит, как и было задумано. Да и устанавливался он отнюдь не с целью собрать побольше средств, а как раз для того, чтобы воспрепятствовать ввозу: освободить от конкуренции отечественного производителя, а, заодно, и импортеров новых автомобилей. Поэтому от снижения или даже отмены акциза эффект будет сугубо положительным: платежи по НДС легко перекроют нынешние поступления не только от акциза на ввозимые б/у автомобили (это совсем нетрудно сделать), но и от отмены акциза вообще. Не говоря уже о росте поступлений от акциза на топливо, который, кстати, тоже не грех несколько повысить на фоне снижения цен на нефть.

Еще одна проблема – это заложенная лоббистами в Соглашение об Ассоциации с ЕС норма о переходе Украины на стандарты Евро-5 с 2016-го, и Евро-6 – с 2018-го года. То есть, фактически, сейчас можно без переделки ввезти автомобили старше 2009 года (и то не все). Это может показаться заботой об экологии, хотя на самом деле все обстоит наоборот. Ведь по нашим дорогам до сих пор ездит немало советских, или вконец изношенных машин, которые действительно серьезно загрязняют атмосферу – им далеко не то что до Евро-4, а и до какого-либо вменяемого стандарта. Наивно думать, что их владельцы когда-либо смогут позволить себе новый автомобиль, отвечающий самым высоким экологическим требованиям – да и невыгодно его покупать, чтобы раз в неделю ездить на дачу. Если же они получат возможность купить себе нечто относительно лучшее за доступную цену, то средние показатели экологичности только улучшатся. И таким доступным вариантом может стать только б/у автомобиль почтенного возраста, скажем, начала 2000-х – уже неизмеримо более экологичный, безопасный и экономный (не говоря уже о прочих качествах), чем старая "Волга" или "Москвич".

Реклама

Таким образом, если действительно заботиться об интересах украинского среднего класса, то пошлину, конечно, нужно отменить – но не останавливаться на этом, а убрать также акциз (или, хотя бы, для начала, выровнять его независимо от возраста автомобиля), и по крайней мере отсрочить переход на Евро-6. А за счет возросших доходов бюджета – строить и ремонтировать дороги.   

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,07
54,99
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,80
51,11
26,81
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63986.85

Binance Coin (BNB)

560.62

Dogecoin (DOGE)

0.15

Litecoin (LTC)

82.56

Theta (THETA)

2.11

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять