Такое решение принял независимый совет по вопросам деятельности медиа во время выборов в августе в Киеве. Как сообщил глава совета Тарас Шевченко на пресс-конференции в четверг, за три недели своей деятельности в ходе нынешней выборной компании экспертный совет уже вынес решения по 7 запросам, при чем три из них касались телевизионных роликов с пророчествами Нострадамуса, Ванги и Глобы.
В первых двух роликах, по словам Шевченко, после долгих дискуссий эксперты не смогли найти юридических оснований считать их политической рекламой, однако в третьем ролике, где содержится сообщение о некой "белой даме", которая "возможно станет не президентом, а премьером", по мнению экспертов, имеет явную политическую окраску.
Так как призывает избирателя поддержать одну из трех политических сил, лидера которых можно по тем или иным признакам назвать "белой дамой".
В частности, как говорится в тексте решения, под этим названием могут иметься в виду лидер Блока Юлии Тимошенко, одна из лидеров Партии регионов Раиса Богатырева и лидер Прогрессивной социалистической партии Наталья Витренко, так как все они светлую кожу и волосы и публично заявляли о своем желании занять должность премьера.
В то же время, этот ролик не содержит прямых признаков агитации за конкретную политическую силу и оплачен как коммерческая реклама, не проходя через предвыборный фонд, в связи с чем, его размещение в эфире может быть расценено как нарушение выборного законодательства.
Отвечая на вопросы журналистов, Шевченко подчеркнул, что если бы хоть одна заинтересованная сторона обратилась в суд в связи с использованием этих трех роликов, то "решение суда могло бы быть совсем другим", так как проводилась бы оценка всех роликов вместе, а не по отдельности, а также имелась бы возможность определить всю цепочку заказчиков размещения данной рекламы на телевидении.
Еще два решения экспертного совета касались радиороликов с агитацией Соцпартии: с выступлениями лидера партии Александра Мороза и члена партии, министра внутренних дел Василия Цушко.
Как сообщил Шевченко, члены совета пришли к выводу, что не радиокомпании не могут отказываться от размещения этих роликов на основании их содержания, так как опубликованную в них информацию нельзя расценивать как призывы к насилию или заведомую ложь, хотя ее правдивость и является спорной.
"Такой потенциальный спор наилучшим способом может быть решен в судебном порядке", – говорится в тексте одного из решений.