Скоростная железная дорога: зачем Украине строить узкие колеи

В Украине хотят построить скоростные евроколеи. Они должны соединить страну с Евросоюзом

На поезде из Украины далеко не уедешь. Железные дороги на территории нашей страны начали строить при Российской империи и продолжили – при СССР. Пути изначально были шире европейских. Широкая колея, кроме постсоветских стран, функционирует в Финляндии и Монголии. В большинстве стран мира колеи у́же.

Если в Украине ширина колей – 1520 мм, то в 60% стран мира – 1435 мм.

Реклама

100-200 лет назад такая разница была оправданна. Если бы в страну вторгся враг, он не смог бы использовать железную дорогу. Сейчас, когда Украина идет в Европу, такая разница не в нашу пользу. Поезда, которые едут на Запад, вынуждены менять тележку на границе. Это занимает несколько часов.

Во Львовскую область и на Закарпатье из соседних стран заходят несколько узкоколеек. Но пока они используются только для грузоперевозок. С получением Независимости в Украине хотели пустить по ним пассажирские поезда. Для этого евроколеи нужно достроить – с Рава-Русской до Львова, а в Мукачево – до железнодорожного вокзала.

К этой идее вновь вернулись. Министерство инфраструктуры хочет соединить Львов евроколеей с Варшавой и Мукачево с Будапештом уже в этом году. А до 2030 года – построить скоростную железную дорогу европейского стандарта из Киева во Львов, Одессу, Днепр и Харьков. Такую цель утвердил Кабмин в Национальной транспортной стратегии.

Реклама

Зачем Украине евроколея

Ни по одной колее в мире поезда не едут быстрее, чем по колее 1435 мм. В Испании стандартные железнодорожные пути шире, чем в Украине, а в Японии – у́же, но и там, и там для скоростных магистралей используют путь 1435 мм. Это уже мировой стандарт, говорит Виктор Мироненко, академик Транспортной академии Украины и президент ассоциации "Высокоскоростные магистрали".

Скоростной железная дорога считается та, на которой поезд может ехать со скоростью до 200 км/ч. А высокоскоростной – более 250 км/ч. Например, в Китае, Франции поезда ездят со скоростью более 500 км/ч. В Украине южнокорейские поезда Hyundai  курсируют со средней скоростью 110 км/ч, обычные украинские поезда – 57 км/ч.

"Строить в Украине "скоростную" железную дорогу на 1520 мм – это бессмысленное расточительство на заранее неконкурентноспособный проект. Только скоростные магистрали и только 1435 мм. Подвижной состав и инфраструктурные решения для такой ширины колеи уже испытаны длительной эксплуатацией в различных странах, есть широкий выбор их производителей и возможности локализации лучших мировых технологий в Украине. Зачем нам изобретать велосипед?", – говорит Виктор Мироненко.

Эффект будет, по меньшей мере, двойной, считает ученый.

Реклама

Во-первых, новый уровень мобильности населения на уровне европейских стандартов. Евроколея должна пойти из Львова дальше на запад и соединиться с сетью железных дорог Евросоюза.

Во-вторых, пассажиропоток, который перейдет на скоростную железную дорогу, освободит пропускные способности обычных железных дорог для дополнительных перевозок. Это даст многочисленные эффекты в других отраслях. Среди наиболее очевидных из них – колоссальные заказы для отечественной черной металлургии, цементной и строительной промышленности, машиностроения, и в следствии – новые рабочие места.

Однако в Украине еще нет технико-экономического обоснования для строительства евроколеи, замечает старший экономист Центра экономической стратегии Оксана Затворницкая. И в планах "Укрзализныци" на 2017-2021 не заложены инвестиции на строительство евроколеи.

Если учитывать текущий пассажиропоток и потенциальный грузооборот, проект строительства новой двойной колеи Киев-Львов не окупится и за 50 лет, говорит эксперт.

Опыт Испании, Японии и стран Балтии

В странах Балтии такие же колеи, как и в Украине. Сейчас там проектируют строительство 870 км евроколеи. Она должна соединить Эстонию, Латвию и Литву с остальными странами ЕС. Проект стартовал в 2010 году и рассчитан на 16 лет. На 85% он финансируется Евросоюзом.

Но от существующей колеи страны не откажутся.

1298752Фото: Д. Павлов

Полностью на евроколею не переходил никто и никогда, замечает главред журнала "Украинский туризм" Юрий Самойлов. Даже такая обеспеченная страна, как Финляндия. Там стандартная ширина – 1524 мм, которая досталась ей с царских времен. И Финляндия не спешит перешивать ее на европейскую. Так же Испания и Португалия, которые эксплуатируют пути шириной 1668 мм, не переходят на общеевропейскую. Отдельные отрезки 1435 мм там есть, но они предназначены исключительно для движения международных скоростных поездов, и ни для чего больше.

Виктор Мироненко считает, что переход на другую ширину колеи не является непреодолимой технической проблемой. Об этом свидетельствует быстрая и массовая перешивка путей с 1435 на 1524 мм на западе Украины в период 1939-1945гг. Все диктуется экономической или социально-политической целесообразностью.

Можно ли построить евроколеи за 12 лет

В конце 2017-го министр инфраструктуры Владимир Омелян оценил строительство скоростной евроколеи из Одессы до Киева в 800 млн евро.

Тогда чиновник сказал о двух вариантах строительства железной дороги: в частно-государственном партнерстве и совместном управлении, или полностью частная железнодорожная компания, которая будет владеть магистралью 99 лет.

Однако, по опыту других стран, на строительство пути в 500-700 км уходит не менее 15 лет, замечает Оксана Затворницкая. Поэтому Украине нужно выбрать приоритетные направления. Например, это может быть Киев-Львов или Киев-Одесса. Последний вариант может быть интересен для развития комбинированных перевозок "железная дорога-море" из ЕС.

Юрий Самойлов относится к проекту более скептически. По его мнению, чтобы построить евроколею из Киева во Львов, Одессу, Днепр и Харьков, нужно не один десяток лет и несколько миллиардов долларов. 

"Евроколея во внутреннем сообщении – абсолютно не оправданный проект. Уже хотя бы потому, что "Укрзализныце" придется создавать параллельный парк локомотивов и вагонов, депо и ремонтных мощностей под "узкую" колею, причем продолжая эксплуатировать инфраструктуру "широкой". Отсюда и сотни миллиардов долларов", – поясняет он.

Если и строить в Украине евроколею, то сдвоенную 1520/1435 мм. То есть "узкую" колею посреди "широкой". По-другому придется тратится на выкуп участков земли.

Разумно строить евроколию во Львов с Равы-Русской, которая тянется из Польши, считает Самойлов. В таком случае Львов может стать пересадочным хабом для поездов в западном направлении, и до станции Львов смогут доходить поезда европейских железнодорожных компаний. Так же было бы рациональным дотянуть евроколею к Черновцам из румынского Вадул-Сирета. А со временем – продолжить евроколею через Коломыю и Ивано-Франковск во Львов.

"В таком случае у западных логистических компаний появится интерес для транзитной перевозки грузов по территории Украины", – говорит Самойлов.

Также на дальнейшую перспективу можно проложить евроколею от Львова до Мукачево через новопостроенный Бескидский тоннель, куда путь 1435 мм уже доходит.

"В далекой перспективе – лет через 100 – евроколея могла бы прийти в Киев из Ковеля через Сарны и Коростень. Все остальное – слишком далекая и дорогая перспектива, и я не уверен, что через пару сотен лет железные дороги еще будут существовать", – резюмирует Юрий Самойлов.

Однако при современных технологиях скоростные магистрали можно построить и раньше, считает Виктор Мироненко. Китай в год строит в среднем 2000 км скоростных железных дорог, аргументирует он. Для этого нужно две вещи:

  1. Понимание и поддержка на самом высоком государственном уровне того, что евроколея в Украине имеет смысл только как высокоскоростная магистраль, соединенная с Трансъевропейской транспортной сетью. Что украинская евроколея – это не только национальный инфраструктурный проект, это составляющая глобальных интеграционных процессов. Что надо начинать поиск международных партнеров нашего проекта евроколеи;
  2. Понять не только руководству государства, но и бизнесу, всему обществу, что с успешного проекта европути начнется много положительных процессов в транспортной области, всей экономике, обществе. Начинать готовить законодательную и нормативную базу для землеотвода, проектирования и других вопросов. Искать источники финансирования по принципу государственно-частного партнерства.

Евроколею из Киева во Львов, Одессу, Днепр и Харьков можно строить, только если она будет вести далее на Запад. В странах ЕС такие большие инфраструктурные проекты финансируются из специального фонда. В Украины такого фонда нет. А частному инвестору проект будет выгоден, только если он получит с него больше, чем вложит.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,07
54,99
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,80
51,11
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64479.97

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3077.31

Litecoin (LTC)

81.85

Ripple (XRP)

0.5

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять