"Укрзализныця" поднимает цены на билеты: будет ли в поезде комфортно

18 февраля 2018, 07:50

Виталий Андроник Виталий Андроник

Проезд в поезде подорожает. Укрзализныця обещает повысить комфорт в вагонах

В этом году железнодорожные билеты подорожают дважды. "Укрзализныця" собирается повысить цены в апреле на 12%, и еще раз на 12% в октябре.

Реклама

Сейчас проезд в "Интерсити" во втором классе из Киева во Львов стоит 313,02 гривны. В апреле проезд обойдется в 350,58 грн. А с октября – 392,64 грн. В итоге, до конца года проезд на поезде подорожает на 25,4%.

В "Укрзализныце" объясняют подорожание билетов всеобщим ростом цен по стране. Последний раз железнодорожники повышали стоимость проезда в 2014-м. С того времени потребительские цены в Украине выросли на 60-70%, в 4-6 раз подорожала коммуналка, аргументирует директор по экономике и финансам компании Андрей Рязанцев.

"По всей номенклатуре товаров, которые нужны железной дороге, существенно выросли цены", – констатирует он.

Но все же поезд останется самым доступным вариантом поездки. Ведь, например, билет на автобус из Киева во Львов обойдется в 400 гривен. Другое дело, станет ли поездка железной дорогой комфортней в связи с подорожанием билетов. В этом разбирался сайт "Сегодня".

Повышение тарифов можно было избежать

Реклама

За счет повышения тарифов "Укрзализныця" улучшит качество пассажирских перевозок, уверяют в компании. В 2018-м железнодорожники планируют купить 60 пассажирских вагонов, 265 вагонов – модернизировать.

"Полученные средства направим на развитие пассажирской инфраструктуры. Сейчас мы закупаем пассажирские вагоны, которые производит национальный производитель. Достаточно быстрыми темпами осуществляется модернизация вагонов, инвестируем в ремонт подвижного состава", – рассказал Андрей Рязанцев.

Но этого мало. Примерно 87% состава украинских поездов – изношены. Для сравнения, в парке железных дорог 4,54 тыс. вагонов, из них в рабочем состоянии – 3,1 тыс.

"Укрзализныця" ежегодно должна покупать 300 вагонов, чтобы через несколько лет восстановить парк, считает бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава. Именно покупать, а не модернизировать. Большинство вагонов выпущены до 1991 года. Их просто придется списать через несколько лет. При этом покупать вагоны должно государство, а не "Укрзализныця" за свой счет. Так делают европейские страны – пассажирские перевозки обычно дотационные.

"Повышения тарифов можно было избежать. Правительство фактически устанавливает заниженные тарифы для Укрзализныци. Если бы госбюджет компенсировал железной дороге разницу между себестоимостью и тарифом подорожания для пассажиров бы не было. К сожалению, этот механизм у нас в стране не действует. С одной стороны, государство устанавливает тарифы, но никакой компенсации железной дороге не дает", – комментирует Кава.

При этом проезд в электричках не подорожает . Местные власти должны давать свое согласие на индексацию тарифов. Также они обязаны софинансировать ремонт и покупку новых электричек. Этого они не делают. Потому пригородные поезда в стране изношены на 85-97% – все они произведены в 60-90-х годах прошлого века.

Каким будет комфорт в поездах

Новое постельное белье, вагоны-трансформеры и улучшение качества поездки, которыми периодически хвалятся в "Укрзализныце" – это точечные изменения. В основной массе поезда не соответствуют даже санитарным нормам, говорит координатор проекта "ПОЇЗДка"Александр Бондаренко.

Реклама

afp_photo__yuriy_dyachyshyn

Фото: AFP/YURIY DYACHYSHYN

Основные проблемы – несоблюдение температурного режима, плохо постиранное белье и грязные вагоны.

Доход за счет повышения тарифа может улучить комфорт в поездах, считает Кава. Но не во всех.

"За эти деньги можно что-то отремонтировать, но в целом не стоит ждать, что кардинально все поменяется", – комментирует он.

Должного эффекта "Укрзализныця" может не получить и из-за устаревшего тарифообразования, считает председатель общественного контроля "Укрзализныци" Виктор Гаврона.

"Тариф должен учитывать подвижную, инвестиционную, инфраструктурную составляющие. Этого всего нет. "Укрзализныця" не получит выгод, которых хочет. Во-первых, тариф формируется еще по советским нормам. И государство жестко регламентирует тарифы "Укрзализныци". Поэтому компания не может самостоятельно влиять на стоимость билетов", – говорит Гаврона.

Реклама

В 2017 году "Укрзализныця" заявила о планах ввести в "ночных экспрессах" три класса комфорта: "эконом", "стандарт" и "комфорт". Так, поезда класса "комфорт" будут не старше 10 лет. Каждый вагон оборудуют биотуалетами, кондиционерами и холодильниками. Пассажиры смогут купить полноценную еду и пользоваться холодильником и микроволновкой.

Подвижной состав "стандарт"-класса будет возрастом до 20 лет. Пассажирам не будет гарантироваться розетка в каждом купе и подсветка пола вагона. А возраст постельного белья не ограничат шестью месяцами, как это хотят сделать в "комфортных поездах". Плацкартные вагоны оставят без кондиционера и биотуалета.

Самый низкий уровень комфорта обеспечат в поездах класса "эконом". Например, из питания будет только чай. Розеток не будет ни в плацкарте, ни в купе.

"Три класса комфортности сделает услугу более предсказуемой для пассажиров. Соответственно пассажир, покупая билет, будет знать, какой уровень комфорта ему стоит ожидать", – отмечает Александр Кава.

Но есть обратная сторона введения классов комфортности. Таким образом "Укрзализныця" узаконит невыполнение существующих норм, считает Бондаренко. Проезд в "комфортных" и "стандартных" поездах будет на порядок дороже чем в "экономных". В силу изношенности парка железных дорог может оказаться, что львиная часть поездов станет "экономом".

"Эта инициатива – попытка ослабить нормативную базу, чтобы не нести ответственность за ухудшение комфорта проезда. Само повышение тарифов не обеспечит комфортного проезда. Инфляция съест все повышение и, в лучшем случае, все останется на том же уровне", – отмечает Александр Бондаренко.

Но для введения классов комфорта "Укрзализныця" должна получить согласие Кабмина на самостоятельное определение тарифов в "ночных экспресах".

Самый эффективный способ бороться за комфорт – это огласка, считает координатор проекта правовой поддержки пассажиров Бондаренко.

"Писать жалобы не имеет никакого смысла. Единственный действенный механизм – через социальные сети поднять шум, тегнуть министра инфраструктуры или главу "Укрзализныци". Обычно только после резонансного случая принимаются меры", – добавляет он.

Читайте также: Сервис в "Укрзализныце": какие права есть у пассажира поезда и как их защитить

Как купить билет и сэкономить

Есть дни, когда ж/д билеты дешевле. В отдельные периоды можно сэкономить до 30%.

В "Укрзализныце" год разделен на 13 периодов, когда стоимость проезда может уменьшаться или повышаться. Периоды утверждены приказом Мининфраструктуры №170 о тарифах на перевозки железнодорожным транспортом.

Самый дорогой проезд – перед Новым годом, с 25-30 декабря, он повышается на 10%. При этом самый дешевый день для поездок – 31 декабря, тогда стоимость билета ниже на 30% чем в другой день. Дешевле можно ездить с 21 по 31 января на 14% и весь февраль на 5%. Летом проезд дороже на 7%.

png_04

Также стоимость билета зависит от дня недели. Во вторник и среду ездить дешевле, чем в другие дни. А самый дорогой проезд – в пятницу и воскресенье. В понедельник и субботу стоимость проезда не меняется. На 30% дороже обойдется проезд на поезде, который назначается дополнительно. Часто "Укрзализныця" запускает их летом и перед праздниками.

При поездках за границу можно сэкономить, покупая два билета на то же самое место и в тот же вагон до границы и от границы.

2

Стоимость поездки не зависит от места в вагоне: верхнее или нижнее, боковое или нет, поближе к проводнику или подальше. Однако на цену билета влияет класс вагона: купейный, плацкартный, общий, с местами для сидения первого, второго и третьего класса. Их стоимость в одном поезде может значительно отличаться.

Некоторые билеты на украинские поезда можно покупать со льготными скидками. Детям с 6 до 14 лет билет обойдется в 75% от "взрослого тарифа". Для ребенка дошкольного возраста, если он не занимает отдельного места, билет покупать не нужно.

Студенты за проезд оплачивают 50% стоимости билета. Можно сэкономить, не покупая постель, ее стоимость составляет в билете 25 грн.

Для тех, кто ездит на "Интерсити", действует специальная бонусная программа, но только для пассажиров первого класса: за каждые 100 потраченных гривен можно получить на бонусный счет 10 гривен. Их можно потратить на покупку билетов, но воспользоваться деньгами можно только после десятой поездки.

Напомним, ранее сайт "Сегодня" писал, что "Укрзализныця" рассматривает возможность улучшить качество сигнала Wi-Fi в скоростных поездах за счет включения этой услуги в стоимость билета.

Также недавно сообщалось о проблеме, с которой столкнулись пассажиры "Интерсити" – в окна вагонов на ходу летят камни.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...
загрузка...

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять