Грязная, прокуренная машина с водителем-хамом за рулем и хриплым шансоном из динамиков.
Такси вызывали? Извольте! Что приехало – на том и в путь. Так часто бывает. Можно просить чек и доказывать правоту, но кто так делает? Единицы.
А в той же Европе – в соседней Польше – на вызов такси могут прислать даже вертолет. И, к слову, цена не такая космическая, если уж очень нужно. Журналист как раз вернулся из Польши и расскажет – чем отличается тамошний извоз от украинского. А заодно объяснит – как и чем защищаться от беспардонности и хамства.
Сегодня рынок такси в Украине почти не контролируется. Никем. Стать водителем может кто угодно – бы ли бы права и автомобиль на ходу.
"Рынок африканский, потому что закон есть об автомобильном транспорте, есть лицензионные условия, которые должны выполняться, но никто это не контролирует. Просто полная анархия на рынке", – говорит Геннадий Попов, водитель такси.
И об этом прекрасно знают чиновники.
Что такое надлежащие условия – журналисты решили разузнать в соседней Польше.
Яцек Трояновски. Таксистом в Варшаве работает третий год.
"Работа нормальная. Сама езда, конечно, скучновата, но встречаются разные люди, с которыми иногда подолгу разговариваю", – рассказывает он..
"Бомбил" в Польше нет. Чтобы стать таксистом, нужно знать закон и работать по правилам.
"Водительские права и сертификат с экзамена – о знании города и положений, касающихся таксистов.
Должен быть включен таксометр, нельзя ездить с пассажиром без прибора", – продолжает таксист.
05:31:39
Есть таксометр, значит должен быть и чек.
И только попробуй не выдать его в Польше.
За невыдачу чека штраф – до пяти тысяч злотых.
С польским коллегами согласен и украинский таксист – Геннадий. Нет чека? Нет и оплаты.
"Кассир обязан выдать покупателю чек. Вы покупаете телевизор, например. Вам не выдали чек – все, у вас никаких гарантий, что можете его вернуть в течение 14 дней", – говорит он.
А у нас бывает даже так, что диспетчер озвучил одну сумму, а водитель по приезду назвал большую. Сколько платить в таком случае?
Ладно бы конфликты решались мирно. Но, бывает, что таксист беспредельничает.
А случается и наоборот: дебоширят сами пассажиры.
Похоже, у служб такси нет каких-либо серьезных требований не только к водителям, но и к машинам. За пассажиром может приехать ржавое, старое, а зачастую и неисправное такси. О каком качестве услуг вообще может идти речь?
В последнее время массово таксуют обладатели так называемых "евроблях". А это уже нарушение нескольких законов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
"Машины – дешевые. Контроля – никакого. Ответственность идет по нескольким кодексам: таможенный запрещает коммерческую эксплуатацию автомобилей, которые в транзитном режиме, на временном ввозе, Укртрансбезпека не выдаст лицензию на автомобиль с иностранной регистарцией. Это невозможно в принципе", -говорит Геннадий Попов, водитель такси.
В Польше такая ситуация невозможна в принципе.
"Вы же видите – машина новая, чистая, здесь нет неприятного запаха. Не старше двух лет. Лизинг продолжается два года. После этого срока автомобиль возвращается владельцу. А мы получаем новую машину", – говорит Яцек Трояновски, водитель такси.
За автомобиль Яцек каждый месяц выплачивает почти треть своего заработка.
"Предположим, зарабатываю десять тысяч. Три тысячи отдаю за автомобиль, остается 7. Из этих семи 80% процентов остается мне – получается пять шестьсот. Уже из них плачу налоги и оплачиваю страховку.
Тысяча двести злотых ежемесячно", – поясняет он.
То есть чистый заработок польского таксиста – три-четыре тысячи злотых. Это около 22 тысяч гривен.
Геннадий – из тех таксистов, кто работает по правилам: с таксометром, шашечками и качественным обслуживанием. В такси пришел еще в советское время – в восемьдесят девятом. С тех пор – держит марку.
"Был опрос среди таксистов, вроде как проголосовали за меня, что я, по версии портала Таксопорт, был признан лучшим таксистом Украины", – говорит он.
Так сколько же зарабатывает примерный водитель такси в Украине?
Возьмем среднюю цифру 1500 в смену. 30000 реально валового дохода.
За вычетом всех налогов и отчислений, амортизационных трат и комиссий, на руках остается 30%. Около 10 тысяч гривен. Таких сознательных водителей в Украине – единицы. А значит государство недополучает миллиарды гривен в бюджет.
Навести порядок на рынке такси должен законопроект, рассмотрением которого обещают заняться уже в октябре.
"Там есть более действенные рычаги на нелегального перевозчика. Там уже будут привлекать к ответственности диспетчерскую, которая подключает нелегала к перевозкам", – говорит Геннадий.
А пока в Украине только задумываются о том – как бы упорядочить рынок перевозок, в соседней Польше в качестве такси можно вызвать вертолет.
Так как это пока эксперимент, то и стоит удовольствие не дорого – 20 злотых за 15 минут. Это около ста пятидесяти гривен.
Не на вертолете, но тоже с шиком, можно прокатиться и у нас.
А значит, пусть и медленно, но рынок таксо-перевозок все же меняется.
Ранее сообщалось, что в Украине дорожают поездки на такси.