В Украине готовят к передаче в концессию шесть ж/д вокзалов. Это вокзалы в Киеве, Виннице, Николаеве, Днепре, Харькове и Чопе. Первые конкурсы планируют провести уже в 2021 году.
Об этом заявил министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий в интервью "РБК-Украина".
При этом, возможно, вокзал в Чопе добавят к концессии Львовского вокзала, когда она тоже будет запланирована.
"Это будет, скорее всего <...> в формате 1+1: то есть один большой вокзал и один меньший вокзал. Тогда мы можем находить стратегического концессионера, который заинтересован в большом вокзале. Маленький будет в нагрузку. <...> Возможно, Чоп будет идти в паре со Львовом, потому что это более логично, учитывая локацию", – сказал Криклий.
Министр объяснил, что концессия вокзалов поможет сделать их безубыточными. В целом, по его словам, есть три цели:
Сделать так, чтобы вокзалы развивались и становились торгово-развлекательными зонированными комплексами, которые будут обеспечивать пассажиров всеми сервисами и удобствами.
Обеспечить прозрачные поступления в бюджет от этих вокзалов.
Оптимизировать персонал. Когда приходит концессионер, он берет на себя обязательства по сотрудникам.
Напомним, в концессию планируют передать не только вокзалы, но и другие непрофильные объекты "Укрзализныци".
Что такое концессия?
Концессия – одна из форм государственно-частного партнерства. Ее суть в том, что государство, признавая неготовность самостоятельно справиться с конкретной задачей, временно продает частнику право на владение и пользование определенным имуществом.
Для государства концессия выгодна тем, что она:
- привлекает частные деньги, сохраняя госсобственность;
- может повысить эффективность управления объектом, за счет этого усилить конкуренцию в отрасли и/или повысить качество услуг.
Концессионер получает:
- доступ к ранее недоступным привлекательным и стратегически важным экономическим объектам;
- распределение рисков;
- госгарантии возврата вложенных средств (как минимум существенной части).
Концессия эффективно применяется в международной практике более 100 лет. По данным Всемирного банка, в развивающихся странах на долю концессий приходится до 70% контрактов, которые государство заключает в сфере транспорта (железные и автомобильные дороги, морские порты, аэропорты).
Также ранее сайт "Сегодня" разбирался, как будет проходить концессия автомобильных дорог и станут ли украинские трассы платными: