Россия и ЕС могут начать полноценную торговую войну в сфере авиациии

В РФ заговорили о запрете транзитных полетов над Сибирью

РФ может дать "симметричный ответ" на санкции против своего остановившего работу лоукостера "Добролет". В России грозятся закрыть для европейских авиакомпаний транзит через свою территорию, пишет Forbes.

"Добролет" оказался единственной авиакомпанией, попавшей в санкционный список ЕС. "Со времени незаконной аннексии Крыма "Добролет" выполняет рейсы Москва-Симферополь, таким образом обеспечивая интеграцию Крыма в состав России и подрывая территориальную целостность Украины", – сказано в сообщении ЕС. Вторым основанием для попадания компании под санкции стало то, что более 50% в ее акционерном капитале принадлежит российскому государству.

Реклама

Анализируя возможные последствия от этих мер для авиаперевозчика, еще несколько дней назад аналитики не давали "летальных" прогнозов. Санкции предусматривали заморозку активов "Добролета" на территории ЕС и запрет европейским контрагентам на взаиморасчеты с перевозчиком. Но компания не выполняет полетов в ЕС. "Добролет", позиционируемый как лоукост перевозчик, начал летать в июне этого года. Первым направлением стал рейс Москва-Симферополь.

"Добролет" не создавался специально под полеты в оккупированный Крым. О намерении создать "дочку", которая займет нишу лоу-кост перевозок, руководство "Аэрофлота" заявило более года назад. Бизнес-план на $100 млн предполагал, что через пять лет компания будет выполнять до 45 внутренних и международных рейсов, иметь в парке 40 бортов Boeing-737-800 Next-Generation и перевозить 10 млн пассажиров в год. Пока, кроме Симферополя, компания начала полеты только из Москвы в Волгоград, а также – продажу билетов на рейсы в Пермь, Казань, Уфу, Самару и Екатеринбург.

В парке "Добролета" было только три самолета – два Boeing 737-800 и один Sukhoj Superjet 100. Зарубежные самолеты находились в сублизинге через материнскую структуру, которая не попала под санкции. Поэтому были основания считать, что ограничительные меры серьезно не затронут "Добролет". Аналитики прогнозировали, что санкции угрожают компании лишь после начала полетов в Европу. Но по российскому законодательству она могла бы начать международные авиаперевозки не ранее, чем после двух лет полетов по внутренним маршрутам, напоминает глава аналитической службы российского агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. Тем не менее, зарубежные партнеры "Добролета" пошли на немедленное аннулирование договоров лизинга, хоть такие меры не были указаны как необходимые в списке санкций.

Реклама

Эксперты затрудняются прогнозировать последствия санкций для других российских авиакомпаний или оценивать риски для них. "Будут ли расширять список дальше? Не знаю, это зависит от политики России и реакции ЕС", – говорит Синицкий. Наиболее высоки они в отношении "Оренбургских авиалиний" – также "дочки" "Аэрофлота", которая взялась перевезти в Крым пассажиров, купивших билеты в этом направлении.

Как сообщили в Рескоме по транспорту и связи Совмина АРК, все авиакомпании продолжают летать в Симферополь. Среди крупнейших из них по количеству рейсов, помимо "Аэрофлота" – "Трансаэро", ВИМ-Авиа, Red Wings, "Уральские авиалинии". Информация на он-лайн табло на сайтах этих авиакомпаний также говорит о том, что все рейсы в Симферополь выполняются по расписанию. Интересно, что на сайте, к примеру, компании "Трансаэро", аэропорт Симферополь отнесен к Украине.

Большинство летающих в Крым авиакомпаний выполняют также и международные рейсы, поэтому теоретически подвергают себя тому же риску, что и "Добролет". Компании могли бы найти партнеров по лизингу и техобслуживанию и вне ЕС, например в Азии, говорит Алексей Синицкий, но это займет время. Риски расширения санкций к другим компаниям есть, считает Олег Пантелеев, но вероятность этого сценария зависит от политиков. "Перед авиакомпаниями стоит простой выбор. Либо сократить риски, отказавшись от сотрудничества с западными партнерами и сделав выбор в пользу российских компаний и компаний Юго-Восточной Азии. Либо отказаться от полетов в Симферополь", – отмечает он. При этом можно создать специализированную компанию, летающую на российских самолетах и не имеющую иностранных поставщиков.

Реклама

Эксперты не исключают, что в случае если Россия решится на ответные шаги в отношении европейских перевозчиков, конфликт может перерасти в полномасштабную экономическую войну. Если Европа пойдет на эскалацию санкций – они, скорее всего, затронут предоставление услуг на обслуживание российских авиакомпаний в аэропортах Европы, прогнозирует Пантелеев.

Оданко сразу двое госслужащих РФ со ссылкой на источники в европейских регулирующих органах сообщили о том, что ЕС рассматривает возможность дальнейшего усиления санкций, в том числе в авиационной отрасли. "Санкции могут коснуться как отдельных авиакомпаний, так и сектора в целом. Но государственные авиакомпании уже сейчас ищут пути для того, чтобы избежать транзита через территорию РФ", – сказал один из них. С одной стороны, по его словам, это – мера, связанная с безопасностью, поскольку после катастрофы малазийского "Боинга" мировым сообществом получен сигнал о небезопасности российского воздушного пространства. С другой – это один из рычагов экономического давления на Россию.

В свою очередь закрыть небо над своей территорией для европейских компаний угрожает и Россия. Со стороны официальных лиц заявлений об этом не было, но о том, что такая мера обсуждается, сообщила газета "Ведомости" со ссылкой на свои источники. Речь якобы идет о запрете или ограничении эксплуатации транссибирского маршрута из Европы в Азию.

Обе меры на данном этапе эксперты оценивают как маловероятные. "У европейских гигантов, таких как Lufthansa, British Airways и других огромные объемы перевозок по транссибирскому маршруту. Для них искать другие пути будет крайне болезненно и экономически невыгодно", – считает исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко.

Но также невыгодна эта мера и для России, которая зарабатывает на транзитных перелетах над своей территорией. Точнее, зарабатывает госкомпания "Аэрофлот", которой эта статья дохода досталась "в наследство" от советского одноименного предшественника. По оценке самого "Аэрофлота", он зарабатывает на этих платежах не менее $300 млн в год, а ранее озвучивались цифры и в $500 млн. Вчера, после появления информации о возможности закрытия воздушного Транссиба, акции компании подешевели на 6,5%, став лидером падения на бирже на момент оценки.

"Думаю, что Россия пойдет на такую меру только в крайнем случае – уже после того, как ЕС введет дополнительные санкции, затрагивающие все или многие компании. Потому что это слишком рискованно – такой шаг с ее стороны уж точно повлечет закрытие рынка для всех российских авиакомпаний в Европе, и тогда терять уже будет нечего", – прогнозирует Мазуренко.

Напомним, 

30 июля "Добролет" попал в санкционный список ЕС вместе с Российским национальным коммерческим банком (РНКБ) и концерном "Алмаз-Антей". Совет ЕС утвердил экономические санкции в связи с действиями России по дестабилизации ситуации в Восточной Украине. Секторальные ограничительные меры начали действовать с 1 августа.

В ЕС объяснили, что санкции против России нацелены на то, чтобы вынудить Москву изменить политику в отношении Украины и предупредить о возможности еще более жестких мер, несмотря на то, что из-за этих санкций годовые потери Евросоюза могут составить около 20 миллиардов евро.

Кроме того, также Госавиаслужба Украины начала выписывать штрафы российским авиаперевозчикам, которые летают в Симферополь. Ранее Госавиаслужба и гос­предприятие "Украерорух" с 12 мар­­та в связи с оккупацией Россией Крыма и его аннексией ограничила использова­ние воздушного пространства над Кры­­мом. Аналогичные за­п­­ре­­­ты ввели Европейская организация по безопасности полетов (Eurocontrol) и Международная организация гражданской авиации (IKAO). Запрет на полеты касается не только украинских авиакомпаний, но и российских.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,02
54,97
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,67
51,11
26,87
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

62731.9

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3044.75

Litecoin (LTC)

80.27

Ripple (XRP)

0.5

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять