Поезда в Донецк и Луганск: что думают железнодорожники о возобновлении сообщения

В стратегии развития "Укрзализныци" есть сценарий для Донбасса, но с нюансами
/ Фото: Pixabay

Железнодорожное сообщение между Киевом и крупнейшими областными центрами Донбасса – Луганском и Донецком – продолжалось до середины лета 2014-го, несмотря на активные боевые действия. Официально поезда в Луганск отменили только 26 июля 2014-го, в Донецк – тремя днями позже. Затем временная мера по остановке сообщения затянулась на годы, а необходимость в перевозках закрыли полулегальные автоперевозчики. Сейчас автобусы с надписью "Нерегулярные перевозки" каждый день отправляются из Киева на неподконтрольную часть Донбасса. А в конце прошлого года прозвучало сразу несколько заявлений, в которых можно было увидеть намек на подготовку к возобновлению пассажиропотока в Луганск и Донецк. Мы разбирались, насколько это возможно, в том числе обратившись к железнодорожному гиганту – "Укрзализныце".

Поезд Донецк – Киев и Луганск – Киев: временная мера, затянувшаяся на годы

Летом 2014 разгорающаяся война заставила остановить транспортное сообщение. Курсировать поездам уже не позволяли многочисленные аварии, вызванные боевыми действиями, и диверсии, последствия которых, несмотря на опасность, железнодорожники кропотливо устраняли.

Реклама

Коммуникации, подвижной состав и инфраструктура оказались недоступны, но натянулись новые ниточки, связывающие Киев и оккупированные Луганск с Донецком, – автобусные перевозки.

Транспорт, который пришел на замену

Сейчас в интернете множество объявлений, обещающих комфортный проезд на микроавтобусе в Донецк и Луганск. На некоторых сайтах прямо указывают, что автобус – альтернатива поезду. "Отсутствие железнодорожного сообщения не означает, что стоит отказываться от поездки", – читаем на сайте автоперевозчика.

По отзывам пользователей, проезд на неподконтрольную территорию часто утомительный, тяжелый, а местами и опасный. На данный момент есть два пути "на ту сторону": легальный – через пункты пропуска, и нелегальный – через Российскую Федерацию.

Автобусы в Луганск через РФ отправляются каждый день с неприметной площадки рядом с Киевским вокзалом. Под стеклом у водителей интригующая табличка – "Нерегулярные перевозки". На самом деле они регулярные – судя по количеству предложений в поисковиках, бизнес процветает.

Наш собеседник, ожидающий отправления у автобуса, в разговоре объясняет: никто не станет открыто говорить, что автобус едет в Луганск, мол, "мало ли что". К тому же автобус до Луганска вовсе и не едет. Путешественники пересекают границу в Харьковской области, и после въезда в российский Белгород их пересаживают на автобус, который едет уже по маршруту Белгород – Луганск.

Реклама

Такой способ позволяет водителям избегать лишних вопросов – они просто возят пассажиров из Киева в российский Белгород. Их коллеги, водители автобуса Белгород – Луганск, уже нарушают украинский закон, перевозя людей в Луганскую область через контролируемый боевиками "ЛНР" пункт пропуска "Изварино".

Это двухэтапное путешествие стоит от 1000 грн. Двухэтажный старенький автобус рассчитан на 60 мест. Пассажиры жалуются на то, что качество транспорта оставляет желать лучшего, а сам маршрут из Киева до Луганска займет порядка 30 часов. Из них примерно 25 часов пассажиры сидят зажатыми в тесных креслах и около 5 часов стоят на границе. Путь в Луганск для них лежит через Полтавскую и Харьковскую области Украины, Белгородскую, Воронежскую и Ростовскую области РФ. В пути несколько остановок по 15 минут – чтобы сходить в туалет, совершить перекус, подышать свежим воздухом или просто размять ноги. На вопрос, почему перевозчики не повышают качество проезда, собеседник разводит руками – в этом нет смысла, ведь альтернативы не существует. И, в общем-то, это действительно так. Наш собеседник работает в Киеве сезонно, занимается деревообработкой. В родном Стаханове у него дом. Вспоминает: раньше можно было вечером сесть на поезд в Киеве и уже утром быть в Луганске. Стоило это тоже дешевле, но теперь это давно в прошлом.

Есть ли альтернатива?

В середине декабря глава Министерства иностранных дел Вадим Пристайко прокомментировал возможность железнодорожного сообщения между Киевом и областными центрами ОРДЛО. Без лишних обещаний он заявил: "Ни пассажирского, ни грузового сообщения я не могу исключать". Позже заместитель министра Василий Боднар внес ясность, заявив, что пока разработка ж/д сообщения не ведется.

Реклама

"О железнодорожном сообщении пока речь не идет. Речь идет только об открытии дополнительных пунктов пропуска для гуманитарных потребностей. И такое поручение получила Трехстороння контактная группа, она над этим работает", – сказал он 20 декабря 2019 года.

На это тут же отреагировали в ОРДЛО. Российские СМИ сообщили о намерении боевиков Луганска и Донецка восстановить железнодорожное сообщение... с Москвой. Под очевидной реакцией скрыта тревога: простые жители оккупированных территорий, очевидно, будут приветствовать возобновление ж/д сообщения с Киевом, что не сыграет на руку российской пропаганде.

Цена вопроса и есть ли смысл

Чтобы ответить на вопрос о перспективах возобновления железнодорожного сообщения, мы обратились напрямую к "Укрзализныце".

Согласно данным перевозчика, в довоенном 2013-м пассажиропоток в направлении Киев – Донецк – Киев туда/обратно составил 441,6/449,0 тыс. пассажиров в год, или примерно 1,21/1,23 тыс.человек в сутки. А в направлении Киев – Луганск – Киев – 0,66/0,71 тыс. пассажиров в сутки. То есть почти 4 тысячи пассажиров перемещались из Киева в Донецк/Луганск и обратно каждый день.

Для сравнения: то же Донецкое направление до войны уступало в пассажиропотоке направлению Киев – Львов – Киев (1,64/1,63 тыс. человек в день) и Харьковскому направлению (1,61/1,64 тыс.человек в день). Но в Донецк людей ездило больше, чем по направлению Киев – Одесса – Киев (0,97/1,08 тыс. человек в день) или Киев – Днепр – Киев (1,35/1,31 тыс.человек).

Следует отметить, что мы намеренно сконцентрировались лишь на одном столичном направлении: в целом до войны Донецк и Луганск были связаны железной дорогой с рядом областных центров. Чтобы лучше понять масштаб железнодорожных перевозок, отметим, что, по данным УЗ, на временно оккупированном Донбассе осталось более 250 тепловозов, 91 электровоз и более 20 тысяч грузовых вагонов, без учета пассажирского сектора.

Эти цифры устарели на 6 лет, и для текущих реалий нужно проводить полноценный аудит ресурсов. С этим – проблемы. На самом предприятии нам не смогли ответить, к примеру, сколько будет стоить билет в случае возобновления перевозок:

"Как известно, пассажирские перевозки убыточны, и конечный финансовый результат зависит от существующего пассажиропотока, реальных эксплуатационных затрат, которые на сегодняшний день рассчитать невозможно", – объяснили в пресс-службе.

Усложняется вопрос и тем, что в "Укрзализныце" не знают, что сейчас происходит с имуществом предприятия на неподконтрольной части Донбасса, из-за отсутствия доступа к объектам по объективным причинам.

"Национальный перевозчик грузов и пассажиров АО "Укрзализныця" без соответствующих государственных распорядительных актов лишен возможности самостоятельно принимать решения о разрешении или запрете перевозки товаров/пассажиров в/из временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, где органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия.

АО "Укрзализныця" не осуществляет предоставление услуг по доступу к инфраструктуре железнодорожного транспорта и других услуг, связанных с использованием объектов инфраструктуры, расположенных на оккупированной территории Донецкой и Луганской областей, на которой органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия", – объясняют представители перевозчика.

Тем не менее на предприятии подтвердили: намерение перевозить пассажиров есть, и поезда в неподконтрольные районы поедут, как только эти самые районы утратят свой неподконтрольный статус.

"В стратегии развития "Укрзализныци" предусмотрен сценарий реинтеграции временно оккупированных территорий Донбасса. Когда целостность нашей страны будет восстановлена, "Укрзализныця" будет готова обеспечить перевозки в новых объемах и интегрировать этот план в единую экономическую и транспортную систему страны", – объясняют на предприятии.

Напомним, ранее новости "Сегодня" рассказывали, как карманники орудуют на железнодорожных вокзалах и как не стать их жертвой. Подробности – в сюжете.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,55
53,04
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,15
55,01
27,63
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,17
51,02
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

66186.45

Dogecoin (DOGE)

0.16

Ethereum (ETH)

3173.11

Litecoin (LTC)

84.55

Ripple (XRP)

0.54

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять