Поезда "Укрзализныци" изношены на 95%: что с ними делать

Эксперты объясняют, чем чреват такой процент износа пассажирских составов

Поезда, в которых ездят украинцы, изношены на 90%. Больше половины поездов имеют возраст от 30 до 53 лет. На первый взгляд, может показаться, что сегодня-завтра они просто начнут разваливаться в пути. Чем грозит такой уровень износа поездов, и когда украинцы будут ездить в новых комфортных вагонах, разбирался сайт "Сегодня".

Почему украинцы ездят на старых поездах

Парк поездов в критическом состоянии из-за того, что в Украине не выполняется статья 10 Закона "Про железнодорожный транспорт". Согласно закону, новые вагоны должны закупаться за счет госбюджета. Но это только на бумаге.

Реклама

"За период независимости Украины из госбюджета денег на обновление подвижного состава не выделялось", – поясняют сайту "Сегодня" в "Укрзализныце".

Своими ресурсами госкомпания не может обновить парк. Для этого надо повышать тарифы на перевозку, а любое повышение должен одобрить Кабмин. Самостоятельно компания не может влиять на свои тарифы.

Тем не менее, "УЗ" этом году планирует модернизировать 147 вагонов – то есть, их жизнь продлят еще на лет десять. Еще 54 вагона закупят. Но этого недостаточно для обновления подвижного состава. Всего в "Укрзализныце" 3,1 тысяча вагонов, еще полторы тысячи вагонов уже не эксплуатируются.

Реклама

В последующие пять лет "Укрзализныця" планирует обновить 45% парка пассажирских вагонов. Об этом говорится в Стратегии развития компании до 2021 года. Так, на новые вагоны потратят 9 млрд грн – этого хватит на 400 вагонов. Еще на 11 млрд – на закупку электропоездов, 3,5 млрд грн – на дизель-поезда и 10 млрд – на модернизацию подвижного состава.  В компании рассчитывают в основном на государственную поддержку.

Что значит 90% износа

Высокий уровень износа пассажирского парка означает, что в ближайшее время будет увеличиваться сумма расходов на текущий ремонт. Соответственно, будет меньше денег на капитальный ремонт и покупку новых вагонов и локомотивов.  

Другими угрозами станут аварии на колеях, считает Вадим Бардась, инвестаналитик European Analytical Centre. Это приведет к увеличению расходов из госбюджета, снижению роста ВВП и деловой активности.

Реклама

Главная же причина износа – коррупция в "Укрзализныце", считают эксперты.

"Расцвет бюджетной коррупции привел к ситуации, когда госчиновники могли получить больше коррупционных доходов именно на текущем, а не на капитальном ремонте. Кроме того, государственная финансовая политика предусматривает остаточное финансирование капитальных расходов и скудные размеры фондов развития. Так, в бюджете-2018 расходы развития составляют лишь 13% от общей суммы сметы", – комментирует Бардась.

1300838_01Фото: архив

Но на теме износа основных фондов также много спекуляции, считает Ростислав Чайкивский, финансовый эксперт, член международных организаций CFA и АССА. Дело в том, что уровень износа не означает, что поезда и вагоны нужно списать вовсе. Например, срок эксплуатации стиральной машины семь лет. Через шесть лет износ у нее составит 86%. Но при нормальной эксплуатации и замене мелких деталей она может проработать еще 10-20 лет. И, скорее всего, пользователь заменит ее через 10-20 лет, но не из-за поломки, а из-за морального износа, поскольку новые модели имеют больше режимов и потребляют меньше энергии. Такая же ситуация и с вагонами.

"Накупить новых вагонов и задрать цены на билеты может каждый. А на самом деле "Укрзализныця" должна заниматься надлежащим обслуживанием вагонного парка и обеспечивать оптимальный баланс нормальных услуг и доступной для населения стоимости перевозок. Кроме того, вместо покупки нового вагона можно сделать капитальный ремонт большего количества вагонов. Поэтому в основе всего должны быть четкие и прозрачные расчеты, а не спекуляция на размере износа, который, на самом деле говорит только о возрасте вагонов, а не невозможности их дальнейшей эксплуатации ", – объясняет аналитик.

Чем грозит износ поездов

Финансовое состояние "Укрзализныци" не радужное. Планы по обновлению парка практически ничего не меняют, уверен Ярослав Пилипчук, эксперт по экономическому анализу и транспортной инфраструктуре Украинского института будущего.

"Сейчас нет никаких ресурсов для обновления поездов. Но получить их можно просто – оптимизировать финансовую модель "Укрзализныци": ликвидировать коррупцию и очистить от разных групп влияния, и тогда, возможно, будем иметь ресурс для реформы", – говорит эксперт.

По мнению Пилипчука, если поднять цены на билеты, у нас откроется новая ниша – запустятся региональные аэропорты.

Решить износ парка "Укрзализныци" нужно в ближайшие год-два. Дальнейшее использование старых поездов и вагонов несет угрозу жизни и здоровью украинцев, динамике роста экономики страны, говорит Вадим Бардась.

Напомним, ранее сайт "Сегодня" разбирался, сможет ли Украина построить скоростную железную дорогу – такую, как, например, в Японии – а также давал советы, как летом выжить в раскаленном поезде без кондиционера.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,02
54,97
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,67
51,11
26,87
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63448.06

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3067.65

Litecoin (LTC)

81.1

Ripple (XRP)

0.5

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять