Ну, а сейчас – сложная задача для простых людей. Из пункта А – например, Киев – в пункт Б – например, Чернигов – маршрутка преодолевает расстояние почти в 150 километров за 100 грн. А из того же пункта А – Киев – до пункта В – аэропорт Борисполь – подобная маршрутка преодолевает расстояние за те же сто гривен. В задаче спрашивается: почему маршрут с разницей в сто километров стоит одинаково?
Кто заставляет нас переплачивать, как формируются тарифы, и кто контролирует ценообразование? Журналисты взяли на себя смелость разобраться в этой сложной задаче и постараются ответить на все вопросы.
Лето, жара, сезон отпусков. Очень часто билет на поезд в эту пору не достать. Выход один – ехать на курорт или к родственникам – на автобусе.
Билет из Киева в Чернигов. За 150 километров на автобусе придется заплатить 100 грн.
Направление, популярное в это время года, – из столицы в аэропорт "Борисполь". Расстояние в четыре раза меньше, чем до Чернигова, но стоимость билета – все те же 100 грн.
И самое удивительное. Поездка на 5 километров дальше – в сам город Борисполь – обойдется пассажиру в три раза дешевле.
Чудеса да и только.
По словам эксперта, здесь вопрос стоит не километража, а вопрос пассажиропотока и платежеспособности клиента. И понятно, что аэропорт "Борисполь" является интересным направлением, и там цена выше.
Когда цену проезда определяет отсутствие конкурентов и наличие готовых платить пассажиров – это неправильно, но хотя бы понятно. Другое дело – когда наживаются на малообеспеченных и льготниках. Пенсионерка Валентина впервые за пять лет приехала в столицу из Черновицкой области. Внучке в Киеве не продали льготный билет.
Эксперт транспортной отрасли Вячеслав Коновалов утверждает: на многих маршрутах работают монополисты. Они и диктуют условия игры.
По его словам, цена в среднем завышена на 30-40 процентов по разным оценкам.
Явная договоренность. Все понимают, что их за руку можно поймать, но антимонопольный комитет в упор ничего не видит.
Проверить зрение антимонопольного комитета премьер Владимир Гройсман поручил Государственной аудиторской службе.
Как же все-таки формируется стоимость билета на междугородние перевозки? Оказывается, все проще простого.
С 2015 года на междугородних и пригородных регулярных перевозках – свободные цены. Даром вози или втридорога. Хотя еще совсем недавно государство за перевозчиками следило пристально.
По словам эксперта, было требование – не больше 30 копеек за пассажирокилометр в тарифе, потом увеличили до 50, а потом просто взяли и отменили.
И рынок перевозок перестали контролировать. Выиграл перевозчик конкурс на маршрут – дальше пусть зарабатывает, лишь бы закон не нарушал. Но практика показала: чтобы зашибать гривну на маршруте – не обязательно выигрывать какие-то прозрачные конкурсы и выполнять какие-то требования. Ведь можно спокойно и безнаказанно возить пассажиров нелегально. Серых перевозчиков можно встретить в любой точке страны. Казалось бы – пусть хоть такая – но конкуренция.
Однако, на самом деле – это все тот же необоснованно дорогой проезд да еще и без всяких условий и ответственности.
О том, что именно колесит по междугородним маршрутам, говорят заголовки лент новостей только последнего месяца.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
На Прикарпатье из междугороднего автобуса на ходу выпала женщина. В Червонограде у автобуса междугороднего сообщения оторвался по дороге топливный бак.
Специальная служба, которая должна отслеживать "серых" перевозчиков, существует – это "Укртрансбезпека".
Служба отчитывается о массовых проверках и штрафах. Говорят, что с начала года проверили более 35 тысяч автобусов. Из них нарушения обнаружили у трети. Суммарно провинившихся оштрафовали на 5 миллионов 250 тысяч гривен.
Однако в профильном министерстве работой "Укртрансбезпеки" недовольны. И планируют в который раз изменить правила для бизнеса.
Кроме того, весной были приняты новые правила. Возможность работать на маршруте получит тот перевозчик, который соответствует жестким требованиям к автобусам и их состоянию. Теперь высшие баллы начисляют за безопасность транспорта и отсутствие нарушений. Того и гляди – станут возить, как за границей.
Ранее стало известно, что кроме того, что в Украине планируют строить бетонные дороги, скоро украинских пассажиров ожидает настоящая автобусная революция – правительство приняло изменения в постановление Кабмина о регулярных пассажирских перевозках. Теперь помимо комфорта и безопасности все автобусы будут подстроены под потребности людей с инвалидностью и станут более экологичными.
Читайте также:
- В Запорожье перевернулась маршрутка: семь человек пострадали
- В Киеве конфликт между велосипедистом и водителем автобуса закончился вызовом полиции
- Смертельное ДТП с маршруткой в Киеве: в полиции рассказали подробности
- В Киеве маршрутка сбила насмерть молодую женщину на переходе
- Харьковчанину, пытавшемуся угнать маршрутку, грозит 15 лет тюрьмы
- В Харькове поймали мужчину, который хотел украсть маршрутку: видео