После масштабных инвестиций при подготовке к Евро-2012 украинские аэропорты всерьез озаботились увеличением пассажиропотока и доходов. Аэропорты приглашают новых перевозчиков, вводят дополнительные сервисы для пассажиров и авиакомпаний. Однако вернуть потраченные средства не так-то просто: рост пассажиропотока в стране замедляется и сдерживается визовым режимом со странами Евросоюза, пишет Коммерсант-Украина.
Больше всего выросли пассажиропотоки "Жулян" и "Харькова" (74,8% и 54,7% соответственно). Аэропорт "Донецк" нарастил этот показатель на 25,9%. А "Симферополь" впервые с начала 1990-х годов обслужил больше 1 млн человек (+15,3%), став вторым аэропортом-миллионником в Украине.
На 94% вырос пассажиропоток у "Львова" — но это на фоне того, что в прошлом году предприятие работало с ограничениями из-за реконструкции. Незначительный рост был и у крупнейшего аэропорта страны — "Борисполя" (7,6%), а также "Одессы" (9,3%) и "Днепропетровска" (5,2%).
Наиболее активными в этом году были столичные "Жуляны" и "Борисполь" – аэропорты привлекли новых перевозчиков, а "Борисполь", кроме того, открыл терминал D. Не отставали и региональные аэропорты, которые тоже расширили список перевозчиков.
Аэропорты также внедрили и ряд новых сервисов. "Борисполь" ввел услугу трансферного досмотра багажа без участия пассажира, услугу Priority Line (позволяет быстрее проходить регистрацию) и организовал собственную службу такси Sky Taxi. В "Жулянах" планируют запустить клубную программу. А "Харьков" присоединился к Рriority Pass — крупнейшей в мире независимой программе доступа в VIP-залы, а также использовал сервис скидок "Групон" для привлечения пассажиров. Во "Львове" были открыты киоски саморегистрации, а "Донецк" ввел услугу упрощенной регистрации.
Аэропорты вынуждены бороться за дополнительный пассажиропоток, чтобы окупить вложенные средства.
Эксперты неоднократно заявляли, что большие инвестиции перед Евро-2012 в региональные аэропорты были неоправданны.
"Сейчас "Донецк" обслуживает столько пассажиров в сутки, сколько его мощности позволяют обслуживать за один час. А суточный пассажиропоток "Львова" — это половина его потенциальной часовой пропускной способности. Издержки на содержание этих аэропортов в ближайшие годы будут приносить государству только убытки",— считает эксперт Центра политического и экономического анализа Вадим Слободянюк.
Однако вице-премьер Борис Колесников считает, что аэропорты "Донецк" и "Львов" смогут стать "одними из крупнейших транспортных узлов СНГ".
С избыточной мощностью столкнулся и "Борисполь": сейчас его пропускная способность составляет около 25 млн человек в год, тогда как обслуживается в нем обычно около 9 млн. Поэтому этой осенью в Кабмине приняли решение, что аэропорт может быть передан в концессию.