Первоначально в ст. 7 закона "О госгарантиях восстановления сбережений..." было предусмотрено, что вклады должны возвращать поэтапно, в зависимости от возраста вкладчика и суммы вклада. Но Конституционный суд определил такие положения как противоречащие правам человека, и с 2002 г. ст. 7 утратила силу. Поэтому возврат сбережений проводится на общих основаниях (50 грн. по каждой книжке и 150 или 500 грн. на погребение). В то же время, правительство разработало законопроект изменений к закону, где предусматривается создание единого автоматизированного реестра вкладчиков, страхователей и держателей ценных бумаг и предлагается выплачивать компенсации в равных размерах только с одного счета в наличной или безналичной форме. (Очевидно, что с помощью реестра Кабмин преследует цель отсечь тех, кто имеет несколько книжек — Авт.).
В ст. 3 закона "О госгарантиях..." оговорено, что "дальнейшая индексация сбережений проводится при выдаче вкладов, страховых взносов и ценных бумаг в соответствии с индексом инфляции". Думаю, индексация будет предусмотрена при создании единого реестра.
Законом оговорено, что компенсации подлежат не только вклады, сделанные до 2 января 1992 г., но и размещенные в отделениях бывших Сбербанка и Госстраха СССР в 1992—94 гг., которые находились на счетах не менее одного календарного года в период 1992—95 гг. Но порядок и размер компенсаций по этим вкладам пока не урегулирован.
Бюджетом на 2007 г. на все компенсационные выплаты выделено на 50 млн больше, чем в прошлом году — 650 млн грн. В 2005 г. гасились облигации на бытовую технику, мотоциклы с коляской и мини-тракторы. В прошлом году перечень дополнили автомобилями "Таврия ЗАЗ-1102", а в этом — "Москвичами-2141(2142)".
По состоянию на 1 января этого года общая сумма долга по целевым облигациям уменьшилась с 610 до 442 млн грн. В этом году на эти выплаты отведено 190 млн, то есть, почти половина оставшихся обязательств. Так что следите за объявлениями Ощадбанка о перечислении денег.
В 2007 г. выделение бюджетных денег на проведение расчетов по советским вкладам путем погашения задолженности за коммунальные услуги или другие социальные нужды не предусмотрено. На наш взгляд, и в будущем реализация таких схем неприемлема для нашей экономики, поскольку может спровоцировать разбалансированность финансов субъектов жилищно-коммунального хозяйства и поставщиков услуг. Это подтвердил и опыт 2005—06 гг.
Также невозможно перечисление сумм вкладов в другие банки или кредитные союзы для оплаты каких-либо товаров и услуг. Дело в том, что суммы начисленной компенсации по вкладам (в соотношении 1 руб. = 1,05 грн.) реальной стоимости не имеют, а лишь свидетельствуют о наличии долговых обязательств державы. Превратиться в реальное средство платежа они могут только при поступлении ресурсов из госбюджета на счета Ощадбанка.
Правила для действий Кабмина установлены законом "О госгарантиях..." А там сказано, что компенсация проводится исключительно в денежной форме за счет средств госбюджета.
Наследование вкладов и других долговых именных обязательств вообще сопряжено с немалыми расходами. Во-первых, при оформления наследства потребуются справки из банка о сумме вкладов, за каждую из которых надо заплатить 10 грн., плюс 50 грн. пошлины нотариусу. А на счетах подчас лежит по нескольку рублей. Во-вторых, по закону "О налоге...", при вступлении в права наследования придется уплатить подоходный налог "живыми" гривнями (до 1.01.07 г. 13%, после — 15%), о чем вам не преминет напомнить налоговая инспекция. Наш совет: ни в коем случае не получайте свидетельство о праве собственности на вклад, достаточно заявить о праве на наследство (не позднее 6 месяцев со дня смерти вкладчика), а свидетельство можно будет получить в любой момент.
Как нам сообщили в управлении по обслуживанию компенсационных выплат "Ощадбанка", первый транш уже перечислен, и следующие будут поступать ежемесячно. Значит, уже можно получать деньги по всем видам обязательств, в т.ч. и за автомобили. Причина же прошлогодних отказов, скорее всего, кроется в том, что деньги на компенсации начали перечислять только в сентябре. А 25 декабря они "ушли" обратно в бюджет.
В итоге, как подтверждает уже Информационное управление аппарата ВР, больше половины отпущенных денег — 330 млн из 600 — было возвращено обратно в казну. Что расценивается им как "нарушение прав граждан на получение компенсаций и неэффективное управление Минфином".
В законе закреплена норма, по которой должны рассчитаться по всем вкладам. Однако пока ресурсы страны ограничены, постановлениями Кабмина предусмотрен возврат денег только гражданам Украины и по обязательствам державы Украина.
Таких норм нет, предвыборные лозунги не имеют статуса документа.