Запрет вместо легализации: как хотят контролировать азартные игры

Где и на каких условиях должны существовать игорные залы – к единому мнению прийти не удалось

О намерении упорядочить, то есть взять под контроль государства, игорный бизнес в Украине команда президента Владимира Зеленского заявила еще в сентябре. Однако для этого этот бизнес надо было легализовать. Ведь официально он запрещен у нас еще с 2009 года. Хотя, как оказалось, запрет совершенно не мешает существованию сотен, если не тысяч, залов игровых автоматов, казино и прочих заведений для азартных игр, маскирующихся под лотереи, а то и просто работающих без всяких вывесок, например в кафе-"наливайках".

Как заявляли в правительстве, легализация азартных игр должна была наложить строгие ограничения на игорные заведения – в первую очередь относительно мест расположения. Вместе с тем в правительстве рассчитывали, что законодательное урегулирование деятельности игорного бизнеса может принести в бюджет от 2 до 5 млрд грн. Уже в 2020 году, согласно закону о госбюджете, только от продажи лицензий на деятельность, связанную с азартными играми, предполагалось получить более 4 млрд грн. А премьер-министр Алексей Гончарук говорил даже о том, что легализация игорного бизнеса в целом может принести до 1% роста ВВП, а это уже свыше 30 млрд грн.

Реклама

Президент Украины Владимир Зеленский поручил принять закон об упорядочении деятельности игорных заведений до 1 декабря этого года. Кабмин подал свой законопроект (№2285) в парламент еще 17 октября. Но вслед за ним появилось еще 8 вариантов законопроектов, касающихся азартных игр. Слишком уж горячей оказалась дискуссия о том, каким именно образом следует ограничивать деятельность игорных заведений. В результате 19 декабря в повестку дня пленарного заседания были включены все 9 законопроектов. В том числе №2285-д, который был подан в Раду только 18 декабря и позиционировался как доработанный проект Кабмина, или "объединенный" законопроект, в котором "собрали все лучшее, что можно было собрать из всех версий", как выразился, презентуя этот законопроект, его автор Александр Дубинский.

В результате на голосование был поставлен именно этот законопроект – 2285-д. Однако ему удалось набрать только 213 голосов, и проект отправили обратно в комитет для подготовки к повторному первому чтению.

Провал голосования заставил президента Украины Владимира Зеленского выступить с резким заявлением. "Вчера Верховная Рада провалила принятие закона о легализации игорного бизнеса. Мы знаем, кто за этим стоит. Не хотите играть по прозрачным правилам? Не хотите работать цивилизованно и платить в бюджет? Что же, давайте по-другому. С сегодняшнего дня немедленно закрываем все игровые залы. Думай...те", – написал глава государства в Facebook 20 декабря.

Реклама

Каким образом удалось законно закрыть незаконные игровые заведения, объяснил в тот же день премьер-министр Алексей Гончарук.

"В Украине работает только три оператора государственных лотерей. Однако это не мешает десяткам сотен заведений по всей стране осуществлять игорную деятельность, запрещенную законом, прикрываясь лотереями. Как это работает? Эти учреждения заключают с операторами гослотерей договоры на распространение. Прикрываются этими договорами, однако на территории заведения устанавливают "игровые автоматы", которые запрещены законом. Мы эти схемы прекращаем", – заявил он.

Правительство отменило разрешение для операторов лотерей заключать договоры на распространение, изъяв эту норму из лицензионных условий.

Реклама

26 декабря полиция отчиталась о закрытии всех 5300 залов игровых автоматов и подпольных казино по всей Украине, о которых ей было известно. Уверяют, что ни одного работающего заведения для азартных игр уже не осталось. Но если такие обнаружатся, граждан призывают сообщать об этом на правительственную горячую линию 1545*5.

Как предполагалось ограничить игорный бизнес? Чем отличается доработанный законопроект от правительственного и почему при, казалось бы, всеобщей поддержке упорядочения азартных игр в парламенте не удалось наскрести голосов для принятия закона?

Правительственный законопроект предлагал отменить действующие законы "О запрете игорного бизнеса в Украине" и "О государственных лотереях в Украине" и прописать для них новые правила. Проект 2285-д содержал такую же норму.

Правительственный законопроект предлагал в Кодексе об административных правонарушениях увеличить штраф за незаконную организацию азартных игр с 3-25 необлагаемых минимумов до 30-500 минимумов. Проект 2285-д, кроме этого, вводил также штраф за допуск к азартным играм несовершеннолетних (100-550 необлагаемых минимумов).

Первоначальный законопроект – 2285 – предлагал в Уголовном кодексе, кроме штрафа за незаконную игровую деятельность, предусмотреть изъятие игрового оборудования и тюремный срок на 1-3 года, а доработанный законопроект – изъятие оборудование и срок от 5 до 12 лет. А кроме того, сажать в тюрьму за бездеятельность работников правоохранительных органов (которые, как уверены в правительстве, сейчас "крышуют" игральный бизнес) на 7-10 лет.

В обоих законопроектах к числу азартных игр причислялись пари, вводились лицензирование игорного бизнеса и жесткие ограничения и запреты на рекламу игорных заведений и азартных игр. Перечислялись виды разрешенных азартных игр и запрещались те, которые не попали в перечень. Для борьбы с игроманией (лудоманией) обоими законопроектами предусматривалось требование к организаторам игровой деятельности обеспечивать идентификацию игрока, то есть требовать паспорт, да еще и идентификационный код (для интернет-игр – сканы этих документов и цифровую подпись).

Также предполагалось ввести практику, что игроман может подать в государственный орган, который будет контролировать деятельность игровых заведений, "заявление о самоограничении" – просьбу не допускать его к участию в азартных играх (на срок от 6 месяцев до 3 лет). Игральные заведения обязаны не допускать таких людей к участию в азартных играх.

Однако основные расхождения в законопроектах содержатся в разделах, которые касаются порядка организации и проведения азартных игр. И если в вопросах штрафов доработанный законопроект более жесток, то в разрешительных вопросах, на наш взгляд, напротив, гораздо более либерален.

Так, в правительственном проекте казино разрешалось обустраивать в 5-звездочных отелях не менее чем на 200 номеров, и таких лицензий предполагалось выдавать не более 20 на всю страну. В доработанном законопроекте норма о максимальном количестве лицензий отсутствует, а казино разрешается организовывать в 5-звездочных отелях на 150 номеров и больше для Киева и на 100 номеров и больше – для других населенных пунктов. Еще и вводится понятие "инвестиционных проектов по организации и проведению азартных игр" – для инвесторов строительства больших 5-звездочных отелей, которым лицензии будут предоставляться на 10 лет бесплатно.

Вместе с тем в обоих законопроектах прописывались ограничения к игровому оборудованию казино, которые играли на руку крупному бизнесу: не менее 50 сотрудников, не меньше 10 игральных столов, в т. ч. 2 – с кольцом рулетки, и не менее 50 игровых автоматов для населенных пунктов с населением более 500 тыс. человек. Не менее 5 игровых столов (1 с рулеткой) и 20 игровых автоматов – для населенных пунктов с населением менее 500 тыс.

Правила для букмекерской деятельности в законопроектах также выписаны по-разному. Правительственным законопроектом предполагалось выдавать не более 10 лицензий на всю Украину для проведения букмекерской деятельности и казино в интернете и 80 – для организации букмекерских пунктов оффлайн. По одной лицензии можно было открыть не более 10 букмекерских пунктов. В законопроекте Дубинского ограничения по количеству лицензий и пунктов отсутствуют.

И, наконец, о залах с игровыми автоматами. В правительственном законопроекте залы с игровыми автоматами разрешалось размещать в отелях 3-5 звезд более чем с 200 номерами – для Киева и 150 номерами – для других населенных пунктов. Общее количество автоматов по всей Украине не должно было превышать 40 тысяч.

В доработанном законопроекте минимальная норма уменьшена до 50 номеров для Киева и до 25 номеров – для других населенных пунктов. Кроме того, "доработанный" законопроект разрешал располагать игровые автоматы в любых нежилых зданиях общей площадью более тысячи квадратных метров для Киева и более 500 кв. м. – для других населенных пунктов. Для понимания: в Киеве таким параметрам удовлетворяет практически любой торговый центр, кинотеатр, клуб и многие заведения общественного питания. Так что, наверное, не зря одним из пунктов этого законопроекта запрещается устанавливать игровые автоматы "в киосках, навесах и передвижных малых архитектурных формах".

Перед голосованием в парламенте доработанного законопроекта глава профильного парламентского комитета, по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, Данил Гетманцев отказался принимать участие в рассмотрении вопроса о легализации игрального бизнеса, заявив "о наличии потенциального конфликта интересов".

Юристы оценивают итоговый законопроект по-разному.

Александр Хацкевич, управляющий партнер ЮК "Primelex", считает, что главная причина провала голосования – это отсутствие единого подхода, который бы базировался на равных условиях для всех видов игорного бизнеса.

"Каждый из законопроектов содержал откровенно лоббистские положения и представлял преференции то казино, то букмекерам, то операторам лотерей. Учитывая тот факт, что представители этих видов бизнеса, по данным даже из открытых источников, влияют на некоторых депутатов, то отсутствие компромисса между этими группами привело к тому, что в настоящее время закон о легализации игорного бизнеса не принят. Некоторые депутаты сознательно концентрируют внимание на определенных видах игорного бизнеса, при этом умалчивая существование проблем в других, например, таких, как деятельность по организации азартных игр онлайн, которые трудно контролируются даже в таких странах Европы, как Великобритания", – говорит Александр Хацкевич.

Юрист считает, что законопроект 2285-д все же будет проголосован с незначительными правками в начале следующего года. Однако в экономическом эффекте от его принятия сомневается.

"Очень странным является включение в доходную часть бюджета на 2020 год 4,5 млрд грн поступлений от игорного бизнеса, поскольку никаких экономических расчетов ни Министерство финансов, ни профильный комитет не предоставляли. При отсутствии взвешенного экономического подхода к стоимости лицензий, порядку их получения мы получим ситуацию, когда игорный бизнес останется в тени", – считает он.

Кандидат экономических наук, независимый эксперт Александр Хмелевский также говорит о явно лоббистском характере законопроекта.

"Рада откладывает рассмотрение законопроекта, так как он в целом негативно воспринимается в обществе. Социологические исследования показывают, что большинство населения не поддерживает легализацию игорного бизнеса. Кроме того, законопроект выписан под определенные группы, которые занимаются игорным бизнесом, что вызывает сопротивление со стороны их конкурентов", – считает эксперт.

Александр Хмелевский тоже сомневается, что легализация игрального бизнеса позитивно скажется на экономике.

"После легализации игорного бизнеса в Украине появится еще больше игорных заведений. На экономике Украины легализация скажется негативно. Игорный бизнес не создает стоимость. Он фактически отбирает средства у людей в пользу игорных заведений. Человек вместо того, чтобы приобрести товары или услуги – а именно такие покупки и способствуют экономическому росту, – будет отдавать их казино. Власти надеются, что через легализацию игорного бизнеса возрастут поступления в бюджет. На мой взгляд, это очень сомнительно. Игорный бизнес всегда уклоняется от уплаты налогов. Зато при покупке людьми товаров и услуг государство получило бы НДС, акцизы и налог на прибыль. В практически всех развитых странах игорный бизнес или запрещен, либо существенно ограничен. Зато в бедных, отсталых странах игровые автоматы на каждом шагу", – акцентирует экономист.

В то же время адвокат Иван Гранцев, управляющий партнер компании "Гранцев и Партнеры", считает, что урегулирование игорного бизнеса будет способствовать укреплению экономики страны.

"Это целая отрасль экономики, которая сейчас находится в тени, вне всякого государственного контроля. Как минимум, в случае ее возвращения в правовое поле субъекты хозяйствования в сфере игорного бизнеса начнут платить налоги, будут создаваться новые рабочие места и тому подобное. Запрет азартных игр за все годы своего существования продемонстрировал только свою полную бессмысленность и неэффективность, ведь игорный бизнес никуда не исчез после своего запрета. Он продолжает существовать вполне нелегально, в виде подпольных казино, которые никак не контролируются государством и, конечно, не наполняют украинский бюджет. Введение игорного бизнеса в правовое поле имеет сразу несколько преимуществ: 1) государство получит возможность для регулирования данной отрасли, которая сейчас находится вне ее влияния, 2) дополнительные поступления в государственный бюджет, 3) снятие ненужной нагрузки с органов исполнительной и судебной власти", – перечисляет Иван Гранцев.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
49,50
49,00
53,00
28,21
49,99
-
54,89
28,74
50,00
49,00
53,20
28,17
51,79
-
54,99
28,98
51,99
50,49
55,79
28,88
52,88
51,99
55,99
29,02
53,00
52,00
56,00
29,47
53,00
52,00
56,00
29,29
53,50
53,00
55,00
28,53
53,99
-
57,99
28,97
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

17027.96

Dogecoin (DOGE)

0.1

Ethereum (ETH)

1286.61

Litecoin (LTC)

77.15

Ripple (XRP)

0.39

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять