Огромные деньги для Украины: во сколько обходится день земельных споров в Раде

В Украине популярна практика "законодательного спама", но за границей есть свои аналоги этого явления
/ Фото: Верховная Рада

Во вторник, 18 февраля, после недельного перерыва Верховная Рада продолжила рассмотрение поправок к скандальному законопроекту о продаже земли – №2178-10, который называется "О внесении изменений в некоторых законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения".

Как уже писал сайт "Сегодня", рассмотрение законопроекта №2178-10 во втором чтении началось 6 февраля, затем продолжилось 7-го и вот теперь 18-го. К законопроекту было подано 4018 поправок. Причем рассмотрение всех этих поправок было решено проводить в полном соответствии с процедурой и регламентом, без пропусков каких-либо поправок (например, повторяющихся) и без переработок (ночных голосований), чтобы в дальнейшем исключить возможные обвинения в нарушениях при принятии общественно важного закона. По этой причине голосование продвигается довольно медленно. Так, в первый день депутаты успели проголосовать только 184 поправки, во второй, неполный, всего 32.

Реклама

Третий день, 18 февраля, оказался пока самым продуктивным: за 5 часов работы успели пройти 266 поправок – с 217-й по 482-ю. Как и в предыдущие дни, ни одна из этих поправок не набрала необходимого количества голосов "за". Продолжится работа сегодня, 19 февраля, однако только до обеда.

Таким образом, за четыре дня парламента может быть рассмотрено чуть более 500 поправок, то есть восьмая часть. Если работа и дальше будет продвигаться с такой скоростью и при таком графике пленарных заседаний, закончится голосование за все поправки только в первых числах июня.

Что "поправляют" депутаты в законопроекте

Как мы уже писали, к законопроекту, состоящему всего из 1889 слов, или из 65 недлинных абзацев, было подано 4018 поправок, то есть по 2 с лишним на каждое слово. Мы решили внимательнее присмотреться к предложениям, которые подают народные депутаты.

Реклама

Конечно, досконально изучить все 2583 страницы документа, в котором собраны поправки, задача не из легких (при том, что сам законопроект – это всего 6 страниц текста). Однако сразу бросилось в глаза огромное количество повторений.

Так, оказалось, что разные депутаты подают одну и ту же поправку. В которой совпадают не только слова, но даже точки с запятой. Вот, например:

Реклама

Также оказалось, что некоторые депутаты подают сразу по несколько предложений, как, по их мнению, нужно изменить текст того или иного абзаца. Складывается впечатление, что за время, отведенное на формулирование поправок, они просто не успели определиться, какой из придуманных ими вариантов лучше.

Кроме того, даже в пределах одной фракции депутаты, похоже, пока не успели решить, когда именно должен вступить в силу закон о снятии моратория на продажу земли. Поэтому вариантов предлагается огромное множество. Поправок, касающихся одной только даты вступления закона в силу, мы насчитали почти 90.

Во вторник, 18 февраля, депутаты успели рассмотреть правки к 9 – 14-му абзацам, которые касаются того, кто может становиться собственником земли и какой может быть совокупная площадь земли в собственности одного лица. К каждому из них было подано по 50-70 поправок. Но настоящий трэш начнется, когда дойдут до 21-го абзаца, который гласит, что арендатор земельного участка имеет преимущественное право на его выкуп. К этому абзацу уже подано не просто десятки поправок, а больше тысячи. А если точнее – 1180. И дело не в том, что абзац этот более скандальный, чем все предыдущие. Просто, очевидно, к этому моменту фантазия некоторых депутатов истощилась и они начали подавать поправки к поправкам. Причем дни рассмотрения поправок, поданных к 21-му абзацу законопроекта и дальше, могут стать днями бенефиса отдельных депутатов. Потому что некоторые нардепы подали чуть ли не по 100 "поправок к поправкам". Но, что интересно, тексты многих из них, снова-таки, совпадают буквально до буквы.

"Законодательный спам"

Такой прием, когда к одному законопроекту подаются сотни и тысячи поправок – не всегда уместных, часто маловажных, повторяющихся, в нескольких вариантах, поправок к поправкам – получил название "законодательный спам".

"Это называется "законодательный спам", единственная цель которого – замедлить принятие этого законопроекта. Неудивительно, что в беседах, в том числе публичных, некоторые народные депутаты признавали, что их цель – затянуть принятие этого законопроекта, для чего они используют разные методы, не запрещенные нашим несовершенным законодательством. Среди таких методов – подача разными депутатами совершенно одинаковых правок или подача одним депутатом совершенно разных правок к одному пункту. При этом понятно, что они будут требовать поставить на голосование свою правку, а для этого она должна быть зачитана, может выступить автор правки, может потребовать отклик от представителя профильного комитета. Все это занимает несколько минут, но когда правок более 4 тысяч, то рассмотрение законопроекта затягивается на недели и месяцы законодательной работы. Все это снижает запал, уменьшает доверие к работе парламента и вообще к власти. А это, по большому счету, и является целью таких депутатов", – говорит президент инвестиционной компании "Универ" Тарас Козак.

Экономический эксперт Алексей Кущ называет "законодательный спам" одним из проявлений "системы противодействия инициативам власти". И говорит, что такие методы, не противоречащие законодательству и регламенту работы парламента, существуют и в других странах, причем в каждой – свои.

"Например, в Японии существует своя тактика задержки рассмотрения законопроектов. Там каждый оппозиционный депутат имеет право высказаться по поводу законопроекта. Есть ограничение по времени выступления, но нет ограничения по скорости движения к трибуне со своего места. И японские депутаты идут к трибуне таким "гусиным шажком", очень медленно. Пользуясь тем, что в регламенте записано, что человек должен идти к трибуне, но не записано, с какой скоростью. Все смеются, над тем, как японские депутаты могут идти к трибуне со своего места, но, пока все депутаты, которые хотят выступить, так пройдут, рабочий день заканчивается, и вопрос переносится на другой день. В Украине другая тактика: в виде так называемого "законодательного спама". Это когда вредоносные законопроекты забрасываются таким большим количеством правок, что их рассмотрение затягивается на дни, недели и даже месяцы. На самом деле это очень четкий маркер конструктивности парламента. Если применяются такие специфические методы борьбы, как блокирование трибуны или законодательный спам, это говорит о том, что власть не слышит оппозицию, не пытается с ней договориться и найти какое-то компромиссное решение", – считает Алексей Кущ.

Что не устраивает оппозицию

Алексей Кущ полагает, что появившееся в законопроекте положение о том, что банки могут получать землю в виде залога по кредиту, открывает доступ к сельскохозяйственной земле иностранному капиталу, хотя в законе записано, что этот вопрос должен решаться на всеукраинском референдуме.

"На мой взгляд, технология рассмотрения этого законопроекта была расписана в духе такого политического макиавеллизма. Просто люди не всегда видят эти скрытые механизмы. В чем заключалась стратегия власти? Сначала запускался максимально токсичный законопроект, в котором наиболее выпукло показывались моменты, вызвавшие наибольшее сопротивление общества. Например, концентрация 200 тыс. га земли в одних руках, возможность нерезидентов через опосредованные схемы принимать участие в покупке земли и т. д. Но это была такая дымовая завеса, главная цель которой была – скрыть реальные цели и задачи. Таким образом, во-первых, был протестирован уровень максимального сопротивления общества, так называемый "общественный боевой порог". Поскольку реакция была довольной умеренная, власть поняла, что можно двигаться дальше. Во-вторых, максимально жесткие пункты в первом варианте законопроекта дали возможность демонстрировать компромисс. В частности, 200 тыс. га снизили до 10 тыс., частично перекрыли возможность участия нерезидентов, то есть сделали шаг назад. Но самое главное, в первом законопроекте никогда не появляется реальная цель. Потому что она будет сразу выявлена и по ней будет нанесен максимальный удар. Так и произошло здесь. В тексте ко второму чтению внезапно "вынырнули" банки с иностранным капиталом. Которые фактически могут без каких-либо ограничений по концентрации через суррогатные механизмы покупки, через кредитные механизмы скупать практически неограниченное количество земли. Единственное, что установили, – это двухлетний период, в течение которого банк должен продать этот земельный участок. Но эта норма не будет работать. Нет механизма контроля. Не прописаны и штрафные санкции на случай, если они не продадут землю в указанный срок. То есть заранее закладывается неработающая норма. И банки, в том числе с иностранным капиталом, могут работать "земельными ломбардами". Например, смогут выдавать какой-то заранее невозвратный земельный кредит и будут пользоваться этими земельными участками все время действия этого кредита. Или смогут выдавать дорогой кредит, под огромные проценты, с огромными штрафными санкциями, с тем чтобы клиент вовремя не смог его погасить. В результате земля будет иметь огромную балансовую стоимость, выше рыночной, и такую землю никто не захочет купить", – объясняет Алексей Кущ.

В то же время Тарас Козак считает, что подобные страхи лишены оснований, поскольку деятельность банков регулируется Национальным банком Украины, и требования к "подшефным" у НБУ достаточно суровы.

"Ситуация, когда у банка на балансе будет находиться земля, а не деньги, очень не понравится Национальному банку. Деятельность банков регулирует НБУ, и за невыполнение закона регулятор будет наказывать. НБУ имеет свои нормативы. И банк не сможет купить много земли и при этом не нарушить эти нормативы. Чтобы банк считался надежным, у него должны быть деньги, а не земля. Если же наоборот – Нацбанк быстро разбирается с такими банками, им грозит ликвидация, и земля в таком случае снова перейдет государству. Поэтому нет никаких оснований считать, что нормы этого законопроекта позволят банкам накапливать землю. Контр-механизмов очень много", – говорит Тарас Козак.

Насколько безобиден "законодательный спам"

Огромное количество поправок к закону о земле можно считать своеобразным компенсатором "турборежима", который парламент демонстрировал в первые месяцы своей работы. Пока парламент рассматривает повторяющиеся правки к закону, рассмотрение других законопроектов заблокировано. Поскольку для того, чтобы перейти к следующему законопроекту, нужно завершить рассмотрение предыдущего.

В итоге, казалось бы, "безобидная" уловка оппозиции может обернуться экономическими проблемами для Украины. В частности, пока не будет принят этот и ряд других законов, заблокировано продолжение сотрудничества с МВФ. Получается, нового кредита Украина еще долго не увидит.

"Одним из первоочередных законопроектов является проект об особенностях ликвидации банков, так называемый "антиколомойский" законопроект, который от нас требует МВФ. До принятия этого законопроекта, с большой вероятностью, Советом МВФ не будет проголосовано решение о выдаче Украине следующего транша. Одним из срочных я бы назвал также законопроект 2284, который фондовый рынок ждет уже много лет. Лежит в Верховной Раде законопроект о накопительных пенсиях, новый Трудовой кодекс, который тоже нужно рассмотреть как можно быстрее. Ну, и еще целый ряд реформ, которые "застряли". Вроде бы, в прошлом году был турборежим, но главные законы до сих пор не приняты", – говорит Тарас Козак.

"Законодательный спам" не только отодвигает принятие запланированных законопроектов, но и имеет свою цену для бюджета. На Аппарат Верховной Рады в 2020 году предусмотрено 2 млрд 037 млн 360 тыс. грн. Это значит, один день работы парламента обходится стране в 5 млн 567 тыс. грн в день (и это включая выходные и праздники). Таким образом, "шуточные" поправки к закону о земле имеют вполне несмешную цену: 5,6 млн грн за каждый день такой работы парламента.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,24
55,04
27,56
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
28,97
59,99
57,99
57,99
28,98
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,21
51,06
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64074.15

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3138.91

Litecoin (LTC)

83.26

Ripple (XRP)

0.52

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять