Идея сторонников западноевропейской интеграции об открытой Европе начала обретать реальные черты. И пусть это еще не полноценная Зона свободной торговли с ЕС. Шенген требует процедуры оформления виз. А о полноценном вхождении Украины в ЕС никто не желает говорить даже в долгосрочной перспективе. Тем не менее, даже временное (до 1 ноября 2014 года) одностороннее открытие своих рынков ЕС* может стать действительно ключевым этапом в переориентировании украинских товаропроизводителей на Запад. Об особенностях льготного периода, механизме скорейшего вхождения отечественных товаропроизводителей на рынок ЕС и принципах оформления и распределения таможенных квот и будущем крымских товаропроизводителей в новейших условиях "Сегодня.ua" рассказал правительственный уполномоченный по евроинтеграции Валерий Пятницкий.
— Валерий Тезиевич, объясните, что называется, на пальцах, в чем суть режима, согласно которому ЕС в одностороннем порядке открыл для Украины свои рынки?
— Во-первых, будут снижены пошлины на большую часть товаров, которые мы, Украина, экспортируем в Европейский Союз, до нуля. Во-вторых, на те товары, которые предполагают товарные квоты, в рамках тарифных квот показатель будет снижен до нуля. Речь, в том числе, идет и об аграрной продукции. При этом услуги и остальное остается неизменным. То есть мы только говорим о тарифах. Все. Больше ни о чем.
— Какие сегменты товаров, произведенных в Украине, в каком процентном соотношении получат заветные нулевые пошлины?
— Если говорить конкретно, то для более чем 80% товаров аграрной продукции сразу будет ноль. Т.е без тарифов. Остальное пойдет в рамках тарифных квот. На почти 90% промышленной продукции также будет ноль. На остальную продукцию пошлины будут снижены. Где-то на четверть, где-то на треть, а в отдельных случаях и на половину будут урезаны… Но главное – будут снижены.
И данный режим будет действовать завтра, послезавтра, месяц, два-три… до тех пор, пока мы окончательно не подпишем Соглашение (имеется ввиду его экономическую часть) об ассоциации. И с этого времени мы будем взаимодействовать с Евросоюзом соответственно с подписанным соглашением. Сейчас речь идет о действиях ЕС в одностороннем порядке.
— Что нужно товаропроизводителям в Украине, чтобы начать поставлять продукцию на открывшиеся рынки ЕС?
— Все просто: надо ее производить. Конечно, если речь о сельскохозяйственной продукции, то еще, конечно, соответствовать определенным требованиям: санитарным или фитосанитарным или ветеринарным и так далее.
То есть эти требования соблюдаются... или мы имеем возможность поставлять продукцию, например, рыбу, мясо птицы (в частности, курятина), мед, яйца куриные.
Вы и сами знаете, что мы поставляем и кукурузу, и пшеницу, и рожь. То есть я даже все перечислять не хочу.
Мы не можем на сегодняшний день, не имеем соответствующих разрешений на поставку, например, мяса свинины и говядины. И надо принять соответствующее законодательство. Но это, опять-таки, зависит от нас. Если в парламенте блокируется принятие законодательства, то кто страдает?! Украинский производитель.
— А что конкретно нам нужно принять?
— Есть определенные требования, которые вносят в законы, связанные как раз с ветеринарным контролем и так далее. Детали я сейчас не скажу... Но если не внести определенные изменения, значит, мы просто стоим на месте.
— Кабмин открестился от распределения квот, дав понять, что все решит естественная конкуренция – кто первым пройдет все необходимые процедуры, тот, что называется, и сорвет банк. Но как именно данный принцип может быть реализован на практике
— Смотрите, мы же не можем, скажем так, собрать, например, всех экспортеров в Киеве. Скажем, 100 фур от 100 экспортеров, поставить их условно на старт и затем дать отмашку, когда они поедут на границу.
Понятно, что каждый везет свою продукцию и везет своему партнеру в Европейском Союзе. И каждый день фуры проходят – через один пропускной пункт, через другой и так далее. Если данный товар, который ввозится, подпадает под товарную квоту, то таможня Европейского союза фиксирует этот объем.
Заходят, скажем, фуры, например, по 40 тонн ... при квоте, скажем, в 40 тысяч тонн. Сколько может быть таких фур? Тысяча.
Тысяча в один день может пройти? Нет. Они будут проходить в течении года, может, десяти месяцев. Тот объем, который попадает в рамках квоты, он будет получать нулевую пошлину. В какой-то день эта квота может наполниться? Может.
Импорт не возбраняется, вы можете продолжать ввозить, но импортер уже будет платить пошлину. Вот что значит "первый пришел – первый получил нулевую пошлину". Т.е. до тех пор, пока вы поставляете в рамках квоты – вы получаете нулевую пошлину, как только вышли за рамки квоты – то, как говорится, извините.
— Т.е квоты определяет Европейский союз?
— Да. Это часть наших договоренностей с Европейским союзом.
— И подобный преференциальный режим будет действовать до 1 ноября?
— Не обязательно. Если соглашение с ЕС (полноценно) вступит в силу, например 1 октября, то, конечно, будет действовать соглашение. Но пока, как минимум до 1 ноября у нас с ЕС будет время, чтобы подписать соглашение и для того, чтобы она было ратифицировано в Верховной Раде и вступило в силу. А ЕС в одностороннем порядке будет выполнять свою часть договоренностей.
— Для того, чтобы получить квоты, необходимо получить соответствующие сертификаты. Кто их будет выдавать и о каких сертификатах идет речь?
— Речь идет о так называемом сертификате происхождения. Сертификат преференциальный. Их будет выдавать эти полгода Торгово – промышленная палата и в каждом регионе у нас, скажем так, – областная Торгово – промышленная палата, которая на сегодняшний день имеет соответствующие возможности и способность их выдавать.
— На основании каких документов украинские производители, желающие торговать на рынках ЕС с вышеуказанными преференциями, смогут получить данные сертификаты? В чем заключается смысл их получения?
— На официальном сайте Палаты должен быть весь перечень необходимых документов. Смысл? Данные сертификаты предоставляются для того, чтобы можно было проверить поступление Вашего товара.
Скажем, вы производите утюги... То есть у вас есть предприятие, вы подаете документы, доказывающие, что именно вы являетесь производителем данного товара, какая добавленная стоимость и т.д...И если добавленная стоимость составляет 60%, и смотрят, что этого достаточно, чтобы получить сертификат, что эта продукция произведена в Украине, из украинских комплектующих, вы получите соответствующий сертификат.
Если нет, то, извините, вы не сможете получить соответствующий сертификат, что производите данный товар в Украине. Поскольку Вы вполне можете завезти их из России, просто наклеив свои реквизиты.
— А каким может быть максимально простой механизм для украинского производителя , чтобы доказать , что именно ты произвел данный товар и сделал это здесь , в Украине ?
— Каждый производитель об этом знает. Потому что все, кто работает на экспорт, работает с Торгово-промышленной палатой. И процесс ведь фактически не меняется. За исключением того, что теперь данный сертификат (о производстве товара на территории Украины) уже преференциальный.
Т.е под этот сертификат будет предоставляться преференция ЕС.
И важно, что мы согласовали с Европейским союзом, какой именно товар будет считаться украинским товаром... Например, если ваш товар на 60% состоит из комплектующих украинских и европейских. И в них 30% комплектующих украинских и 30% – европейских – вместе. Тогда этот товар, например, получает преференции на европейском рынке.
Если товар на 30% состоит из украинских комплектующих, 3% из русских, на 30% – из американских и на 10% – из европейских. Это сколько? 40 процентов. Это меньше, чем, например 50%. Простите.
Т.е будет действовать кумулятивный принцип. Если в товаре больше какого-то уровня – это комплектующие, например, украинские и европейские – то он получает преференции. Если меньше – то, соответственно, нет.
Т.е в каждом конкретном случае своя ситуация. Ну, например, вы покупаете где-то алмазы, условно говоря, русские, и здесь их превращаете (в бриллиант), делаете из них украшения. Стоимость алмаза и стоимость украшения, безусловно, разная.
И правила будут (применяться) абсолютно разные. При этом алмаз – необработанный, а украшение – это уже обработанный продукт.
— А что будет с производителями из Крыма? Они под эту преференцию не попадают?
— Если говорить о Крыме, ситуация следующая. Для того, чтобы подтвердить, что этот товар является украинским, вы должны иметь доступ (к его производству).
Т.е, условно говоря, с формальной точки зрения вы должны иметь возможность проверить, где именно произведен данный товар. На территории Крыма можно проверить? Как вы можете выдать сертификат, подтвердить то, к чему вы формально не имеете доступа?
— То есть товар, произведенный в Крыму, не будет получать данный сертификат...
— В данном случае, скажем так, Палата (Представительство Украинской Торговой палаты) Севастополя и Палата Республики Крым не смогут выдавать сертификат происхождения из Украины. Они, очевидно, сейчас находятся под контролем, как минимум Российской Федерации.
— А разве нельзя получить, скажем, данный сертификат в херсонском представительстве торговой палаты?
— Каким образом? Если предприятие будет производить свою продукцию в Херсонской области, то нет вопросов. Если оно будет производить в Крыму, то как Палата (Херсонская) сможет проконтролировать, оно производило в Крыму или нет? То есть это большой вопрос, и поэтому сейчас мы будем работать с европейцами: очевидно, некоторые вещи придется уточнять.
Например, вы покупаете соль, а продаете потом сельдь, использовав именно крымскую соль. Готовая продукция у вас какая? Соленая сельдь. Так что в данном случае проблемы явно не будет. То есть нам не надо будет подтверждать, что соль является выходцем из Украины. Простите, я могу купить ее в Крыму, могу купить где угодно. Мой продукт – селедка. Но только не живая или свежая, а уже соленая. Опять же, в разных ситуациях подход будет разным...
* Напомним, Европейский союз с 23 апреля в одностороннем порядке открыл свои рынки для украинских товаров в рамках автономного преференциального торгового режима между Украиной и ЕС.
Соответствующее решение Европейского парламента было опубликовано в официальном журнале ЕС 22 апреля.
"Правила вступают в силу на следующий день после их опубликования в официальном журнале Европейского союза", – говорится тексте документа.
Преференциальный режим торговли предусматривает снижение ставок таможенных пошлин для поставок украинских товаров, а также установку квот на такие поставки, что позволит отечественным экспортерам увеличить поставки на рынки ЕС.
Читайте также:
- Украина начнет продавать Европе товары без пошлин уже после Пасхи – Яценюк
- Европейские рынки откроются для Украины уже через неделю – Шеремета
- Вступило в силу решение ЕС об отмене пошлин для Украины
- Сегодня начинает действовать беспошлинный режим с Евросоюзом
- Шеремета попросил украинский бизнес обратить внимание на ЕС