В Украине все больше бодяжного автогаза – как уберечь двигатель от поломки

Эксклюзивный видеорепортаж сайта "Сегодня"
СТО ремонт автомобиля
СТО ремонт автомобиля / Фото: Сегодня

Для автомобилистов есть плохая новость: в Украине становится все больше поддельного сжиженного автогаза. И если "бодяжным" бензином (его на рынке около 20%) вряд ли кого-то можно удивить, то некачественный газ тоже, увы, стал реальностью. Теперь можно им заправиться не только в глухом селе, но и на респектабельной брендовой АЗС. На днях в Украину завезли рекордные объемы растворителей для "бодяжного" бензина.

Проблема актуальна, так как автомобилей, которые ездят на сжиженном газе у нас официально уже столько же, сколько и на бензине – около 3 млн шт. А по факту больше, ибо многие владельцы, переоборудовав авто на газ, не регистрируют этот факт в сервис-центрах МВД, как положено по закону. Мы выяснили, чем "бодяга" может грозить машине.

Реклама

Читайте также:"Подзаборные" заправки: экономия или убытки для кошелька

Как "газовая беда" выглядит изнутри

Хуже всего то, что в отличие от плохого бензина, "разбодяженный" газ выявить невозможно до того, как зальете его в баллон и заведете двигатель. Но чаще всего проблемы появляются намного позже, уже после того как автомобиль проедет не одну тысячу километров.

Сайт "Сегодня" побывал на одной из крупнейших в Украине специализированной СТО по обслуживанию автомобилей с газобалонным оборудованием (ГБО), разобрался, как быть, чтобы минимизировать возникновение проблемы.

Реклама

Наш эксперт – технический директор СТО Евгений Устименко.

"Чаще всего сталкиваемся с тем, что редукторы и газовые форсунки оказываются залиты некой смолой, которая напоминает жидкую смазку, – рассказал Евгений Устименко. – Смола забивает каналы газового редуктора, просачивается в газовые форсунки, засоряет их, что негативно влияет на качество топливо-воздушной смеси, подаваемой в цилиндры двигателя, а то и полностью выводит форсунки из строя".



Устименко уточнил: главной причиной засорения ГБО является то, на некоторых заправках встречается не автомобильный, а коммунально-бытовой газ, который в жидкой фазе никак не отличается от автомобильного. Но при переходе "бытового" газа из жидкой фазы в газообразную, из такого газа в газовом редукторе выпадает неиспаряемый осадок, который загустевает и оседает в виде смолы. В первую очередь от плохого газа страдают дорогие высокоскоростные форсунки, которые чувствительны к качеству топлива.

Как быть, если ГБО не работает или работает плохо

Проблему можно устранить только на специализированной СТО, так как газ взрывоопасен. Прежде всего мастера разбирают и осматривают газовые фильтры (они одноразовые). Если фильтры очень загрязнены, рекомендуют сменить заправку.

Реклама

Помочь может также чистка форсунок.

Более сложный случай – если пострадал газовый редуктор. Как правило, если загрязнения серьезные, его не ремонтируют, а меняют.

Но самая большая проблема – форсунки. Если чистка не помогает (а диаметр их отверстий калиброванный и всего 1,5 мм), форсунки надо менять.

Цена вопроса

В сравнении со стоимостью планового техобслуживания, которое включает замену фильтров и тестирование работы ГБО (от 500 грн), ремонт намного дороже. Чистка форсунок стоит от 600 грн, замена дешевых форсунок – от 1200 грн ("железо"+работа), дорогих – свыше 8 тыс. грн. Замена редуктора стартует от 1500 грн.

Почему газ стал плохим

Аудитор по сертификации нефтепродуктов ОС "СЕРТ АСУ" Александр Лютый говорит, что проблема некачественного газа существовала давно, но обострилась в последнее время, когда начали смешивать качественный заводской газ с дешевым неочищенным от примесей полуфабрикатом, так называемыми газовыми фракциями.

Цель – получение дополнительной прибыли. Если "бодяги" будет около 30%, то "навар" предприимчивых дельцов оценочно составляет до двух гривен на каждом проданном литре газа. То есть, прибыль почти удваивается.

Интересно, что доказать факт нарушения невозможно: в Украине до сих пор не принят Технический регламент, определяющий состав автогаза. Хотя разработан он более пяти лет назад, его утверждение неоднократно переносилось. Поэтому любой газ у нас – "правильный".

Александр Лютый прогнозирует, что в ноябре 2021 года Техрегламент наконец-то примут. Контролирующие органы уже на стадии утверждения, работа хоть и медленно, но движется, достаточно для сертификации в Украине четырех-пяти органов по оценке соответствия.

Как рассказал нам Александр Лютый, проблемы с качеством газа две:

  1. Культура транспортировки, хранения и отпуска, когда качественный газ с завода заливают и переливают в грязные или емкости, в которых находился, например, неочищенный СПБТ (смесь пропан-бутановая техническая);
  2. Газ изначально могут смешивать с сырьевыми компонентами. Есть пропан-пропиленовая фракция, который является сырьем. Нужно отделить пропиленовую фракцию на газоперерабатывающем заводе. Есть структуры, которые вместо переработки смешивают такой газ с нормальным газом. Результат – автомобиль теряет мощность, увеличивается расход топлива. В зависимости от количества "бодяги" может выйти из строя все ГБО и даже двигатель.

Каким должен быть хороший газ

Александр Лютый говорит, что соотношение пропана и бутана по евростандартам не нормируется и меняется в зависимости от времени года: летом пропана меньше, зимой больше (обычно соотношение от 40/60 до 60/40, но не является обязательным, может быть и 30/70 и 70/30), чтобы обеспечить октановое число. У товарного газа расчетное октановое число не может быть меньше 89 (у бензина 92-95). Но главное – отсутствие примесей: серы, диеновых углеводородов, побочных продуктов переработки (например, углеводороды, которые намного "тяжелее" пропана/бутана), воды, щелочи, жидких остатков и т. д., которых много в бытовом газе.

Газ очищается с помощью фильтров и химических реакций путем переработки на отдельные фракции, это сложный и дорогой процесс. Сейчас в Украине полноценный контроль качества газа отсутствует, сертификация газов является добровольной. Каждый производитель или сеть АЗС контролирует качество исходя из своих корпоративных стандартов.

Советы водителям

- Дешевый автогаз вряд ли может быть хорошим, так как оптовые цены качественного газа мало отличаются для всех покупателей. Экономия в 1-1,5 гривни на литре может обернуться серьезными расходами на ремонт;

- некачественный газ более опасен в холодное время года, так как не испаряемые примеси загустевают в газовом редукторе, забивают сопла форсунок, и мотор перестает нормально работать. Летом они более жидкие, поэтому постепенно сгорают, но при этом "убивают" выхлопную систему автомобиля, прежде всего катализатор и лямбда-зонд. Поэтому зимой лучше не экономить и заправляться газом там, где он дороже, там качество более гарантировано. Либо на зиму перейти только на бензин;

- и еще одна хитрость: там, где дешево, обычно недоливают 1-3 литра газа в зависимости от заправленного объема. Опытные водители это определяют по пробегу на одной заправке "до полного".

Продолжение темы смотрите в сюжете.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,07
54,99
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,80
51,11
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64301.06

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3100.46

Litecoin (LTC)

81.46

Ripple (XRP)

0.51

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять