"Укрзалізниця" препятствует "Большой стройке"

Инициатива Мининфраструктуры и Укрзалізниці об унификации платы за порожний пробег может сорвать строительство автодорог

Президентский проект "Большая стройка" может снова запустить рост экономики. И, что сейчас критично важно для Владимира Зеленского, остановить катастрофическое падение его рейтинга. Однако недальновидные решения чиновников способны поставить крест на реализации этих планов. Яркий пример тому – инициатива Мининфраструктуры об унификации платы за порожний пробег.

Кого спасет "Большая стройка"

Инициированная Зеленским "Большая стройка" вполне может стать тем проектом, по которому будет оцениваться в целом успешность его президентства. Отчасти, он и сам дал основания так воспринимать свою инициативу, заявив, что хочет стать президентом, "после которого в Украине наконец-то появятся дороги".

Реклама

Действительно, "Большая стройка" ставит довольно амбициозные цели – за два года построить и провести капитальный ремонт 6,5 тыс км автодорог. По словам главы "Укравтодора" Александра Кубракова, только в этом году планируется построить и отремонтировать 4200 км дорог. Для сравнения, в прошлом году в Украине проведен ремонт и введено в эксплуатацию около 2200 км.

По подсчетам Центра анализа общественных финансов и публичного управления Киевской школы экономики, на реализацию "Большой стройки" в текущем году собираются потратить в общей сложности 124,9 млрд гривен (4,18 млрд евро в эквиваленте). Это почти в 2,5 раза больше, чем в прошлом году, когда в дорожное строительство вложили примерно 50 млрд грн и почти в 3,3 раза больше, чем в 2018-м (38 млрд грн).

Запустить "Большую стройку" именно в этом году – критически важно для нашей страны. И вот почему. Согласно обновленному консенсус-прогнозу МЭРТ, падение ВВП Украины в 2020 г. составит 6% вместо ожидавшихся в апреле этого года 4,2%. Но столь солидные вложения в инфраструктуру, как предполагает проект дорожного строительства, способны не только остановить падение экономики, но и ускорить начало ее восстановления.

Реклама

Главный дорожник страны Александр Кубраков в свое время озвучивал такие расчеты: каждая гривна, вложенная в инфраструктуру, обеспечивает 2,5 гривны прироста ВВП государства.

Вдобавок проект позволил бы государству успешно решить проблему безработицы, которая актуализировалась в кризис. Поскольку 1 новое рабочее место в дорожном строительстве (а "Большая стройка" потребует тысяч дополнительных рабочих рук) создает 5 дополнительных рабочих мест в смежных отраслях.

Безусловно, быстрый выход из кризиса, что означало бы и улучшение финансового положения граждан, способен восстановить доверие населения к власти. Что сейчас становится особенно актуальным и для Офиса Президента, и для Кабмина.

Реклама

Ведь, например, согласно свежему опросу социологической группы "Рейтинг", 68% респондентов убеждены: дела в Украине идут в неправильном направлении. Более того, если бы парламентские выборы состоялись на следующей неделе, то из определившихся за партию "Слуга народа" проголосовали бы меньше 26%. Тогда как по результатам парламентских выборов 2019-го года за пропрезидентскую партию отдали свои голоса 43% пришедших на избирательные участки.

Стоит ли говорить, что успешный старт "Большой стройки" благотворно скажется и на рейтингах самого Зеленского, кривая которых сейчас стабильно движется вниз. По данным июльского опроса этой же службы, личный рейтинг президента только в прошлом месяце снизился до уровня 30,2%.

Почему дороги могут стать золотыми

Однако на сегодняшний день есть достаточно рисков, способных превратить "Большую стройку" в популистский прожект. Например, сорвать планы может хроническое недофинансирование. Но хуже всего, что такой же эффект способны дать даже недальновидные решения чиновников.

Они лишь на первый взгляд могут показаться слишком мелкими и узкопрофильными, чтобы сорвать глобальное строительство. В действительности же способны негативно повлиять на ход проекта.

Яркий пример такой чиновничьей недальновидности – новая инициатива Мининфраструктуры и "Укрзалізниці" по унификации тарифов на перевозки порожних вагонов. 5 августа на официальном сайте министерства был размещен проект приказа, которым вносятся изменения в коэффициенты к железнодорожным тарифам. Обсуждение документа продлится до 5 сентября. И именно сейчас крайне важно не дать этой инициативе возможности быть воплощенной в жизнь. И вот почему.

Сейчас тариф на перевозку порожнего вагона после выгрузки груза первого класса составляет 1533 грн; второго класса – 2326 грн; третьего – 3730 грн. Упомянутый приказ предлагает установить единый тариф в 2326 грн.

Сперва чиновники планируют внедрить единый коэффициент на перевозку "порожняка" в размере 1,885, что соответствует текущему уровню коэффициента для 2-го тарифного класса.

А с 1 января следующего года тариф на перевозку пустых вагонов будет проиндексирован: соответствующий коэффициент существенно повысится – с 1,885 до 2,656.

Мотивация таких пертурбаций стандартна – привести ж/д тарифы в соответствие с экономическими реалиями.

В инфраструктурном министерстве поясняют: перевозки грузов разных классов железнодорожным транспортом не имеют технических или технологических различий. А их себестоимость составляет 3277 грн.

По заверению Мининфраструктуры, перекрестное субсидирование, когда за счет перевозок грузов 3 класса покрываются расходы на перевозку порожних вагонов после выгрузки грузов 1 класса, не работает. Ведь объемы перевозок грузов 3 класса стремительно падают.

Зато применение единого коэффициента к тарифам якобы позволит постепенно сократить убыточность перевозок. А "Укрзалізниця" в результате сможет заработать на перевозках в следующем году 2,9 млрд. грн.

Но у такого решения проблем "Укрзалізниці" есть и обратная сторона медали – существенное удорожание всех проектов, которые реализуются в рамках "Большой стройки". Об этом уже предупреждают эксперты. А на фоне реальной угрозы недофинансирования этого глобального проекта его удорожание способно поставить на нем крест.

"При строительстве автомобильных дорог в том числе активно используются и щебень, и другие материалы. Любые тарифы на перевозки или любые изменения в тарифной политике существенно влияют на другие отрасли экономики и в принципе на жизнедеятельность государства. Инициатива Министерства инфраструктуры – это лишь попытка залатать дыры, которые есть сегодня в "Укрзалізниці", – заявил глава Института публичной политики и консалтинга ИНПОЛИТ Сергей Быков, комментируя инициативы Министерства инфраструктуры по унификации платы за порожний пробег.

Почему стоимость щебня взлетит до небес? Щебень является внеклассовым грузом. Соответственно, плата за порожний пробег при его перевозке еще ниже, чем при перевозках грузов первого класса. Изменение коэффициента, как предлагает министерство, сделает стоимость перевозки щебня уже с сентября вдвое дороже его собственной стоимости. А проекта, где он используется – золотым.

Где взять деньги для УЗ

Если следовать логике Министерства инфраструктуры, выходит так, что государству приходится выбирать между финансовой стабильностью железнодорожного монополиста и успешной реализацией проекта, способного оживить отечественную экономику.

В действительности же такой выбор делать вовсе не обязательно. Ведь финансовые проблемы УЗ можно решить и без повышения тарифов, зашитого в унификации платы за порожний пробег вагонов.

Дополнительный немалый ресурс даст оптимизация расходов компании. И об этом давно говорят эксперты, подтверждая свои выводы бесспорными фактами и цифрами. Например, согласно финплану железнодорожного монополиста на текущий год расходы на сырье и материалы в сравнении с 2019-м вырастут на 83%. Хотя в мире цены на ресурсы и сырье стабильно падают, а в Украине который месяц фиксируется промышленная дефляция. По подсчетам эксперта-аналитика Бориса Кушнирука, в абсолютных цифрах речь идет о необоснованном росте расходов на 4,5 млрд грн.

В свое время депутат Алексей Гончаренко сообщал, что только за первый квартал этого года УЗ переплатила за ток в пользу частных энерготрейдеров 320 млн грн.

Не говоря уже о том, что во время кризиса УЗ запланировала существенное увеличение (на 57%) админрасходов. В частности, должностные оклады в компании в этом году вырастут на 10%, что существенно выше ожидаемого уровня инфляции (5%).

Да и вообще, увеличение зарплат на фоне снижения объемов перевозок и эффективности работы самой компании выглядит, как минимум, странно. При этом, дополнительные админрасходы "съедят", согласно калькуляции Бориса Кушнирука, еще 3 млрд грн.

И этот список можно еще долго продолжать. По самым скромным подсчетам, оптимизация расходов УЗ высвободила бы ресурс в размере 20 млрд грн в год. Что позволило бы не только увеличить инвестиции в обновление тяги и инфраструктуры, но и снизить монопольные тарифы, создав тем самым мощный стимул для восстановления экономического роста в Украине уже со следующего года.

Ведь, минимизировав издержки на перевозки за счет снижения тарифов, УЗ открыла бы для наших компаний возможность существенно снизить себестоимость продукции и получить конкурентные преимущества. А это в кризисный период становится особенно важным.

Впрочем, это вовсе не означает, что вопрос тарифообразования должен быть спущен на тормозах. Система тарифов УЗ действительно требует глубокого реформирования, поскольку уже давно не отвечает экономическим реалиям.

Обеспечить последовательность реформ позволит создание специального профильного органа – Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере транспорта. Соответствующий депутатский законопроект (№3927) уже зарегистрирован в парламенте.

Авторы законодательной инициативы говорят, что работа комиссии предотвратит неоправданные манипуляции монополистов с ценами и тарифами на рынке транспортных услуг и позволит создать прозрачный алгоритм тарифообразования. Тем более, что при подготовке документа велись активные консультации с представителями бизнеса и всех заинтересованных сторон.

Точечное же решение, которое сейчас предлагает министерство, не только нецелесообразно и вредно, но и идет в разрез с решениями Кабмина. Поскольку Программа работы правительства оговаривает введение моратория на любое повышение тарифов до конца нынешнего года.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,02
54,97
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,67
51,11
26,87
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64934.96

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3098.44

Litecoin (LTC)

81.16

Ripple (XRP)

0.5

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять