Сводим счеты, или как составить бизнес-план

Как правильно составить бизнес-план и можно ли начинать свое дело в кризис, рассказывают наши эксперты в рубрике "Школа бизнеса"

В кризис, когда работу найти сложно, многие украинцы задумываются: а не начать ли собственное дело? Как правило, проблем с определением бизнес-идеи не возникает – люди стараются стартовать в тех направлениях, с которыми хорошо знакомы. Так, продавец, скорее всего, решит открыть магазинчик, а парикмахер – салон красоты. Но ко многим вопросам предприниматели-новички оказывают не готовы. Как то: где найти деньги на старт; как правильно расписать этапы реализации проекта; где почерпнуть знания по заполнению налоговых деклараций и ведения бухгучета. Ответы на эти вопросы "Сегодня" предоставит читателям в новой рубрике "Школа бизнеса", которая будет выходить два раза в месяц. Новый проект мы начнем с главного: тонкостей составления бизнес-плана. А в каждом следующем выпуске мы будем рассказывать читателям, как открыть собственное дело – будь то хостел, разведение кроликов, парикмахерская или сфера высоких технологий, – и знакомить их с опытом людей, уже достигших успеха в бизнесе.

ОТ А ДО Я. Что такое бизнес-план? Эксперты ответят коротко: подробный план действий, который содержит сведения о фирме, товаре, специфике производства, рынках сбыта, маркетинге, а также показатели, которых должна достигнуть компания за определенный период времени. По словам аналитика "Простобанк консалтинг" Ивана Никитченко, жестких требований к написанию бизнес-плана нет: документ может начинаться, например, с описания услуги/товара, маркетинговых исследований, а завершаться финрасчетами и прогнозами, а может – и наоборот. "В бизнес-плане должно быть четкое видение проекта на рынке – сегодня и завтра. Абстрактные понятия типа "лидер рынка" или "завоевание позиций" – ликвидировать! Все должно быть четко и лаконично расписано: "Сегодня я планирую продажи 100 единиц по цене 10 грн, а конкуренты продают столько за столько-то. Через год объем рынка составит столько-то, и я буду продавать 120 единиц за 12 грн, – объясняет Никитченко. – В то же время документ нельзя перегружать цифрами, чтобы инвесторы могли понять бизнес-идею". По словам эксперта, огромным плюсом в бизнес-плане будет присутствие нескольких сценариев развития: "Например, при курсе 12 грн/$ мы будет зарабатывать столько, а при 14 грн/$ – столько. Оставаться в плюсе мы будем до курса 18 грн/$. Это даст уверенность инвесторам и банкам в том, что стартапер понимает рынок и бизнес-идею и может составить реалистичные прогнозы".

РИСК ОПРАВДАН. Лучше всего стартовать в кризис с недорогими бизнес-проектами – это поможет минимизировать риски, считает глава набсовета банка "Национальный кредит" Андрей Онистрат. "Если человек займется продажей кофе в небольшом магазинчике или продавать аксессуары, сделанные своими руками – то такие бизнес-идеи не требуют больших денег, их можно можно реализовать за счет личных накоплений. Тогда не надо прописывать бизнес-план на сто страниц. Но вообще без плана не обойтись – ведь нужно просчитать расходы, доходы, определить конкурентов, придумать изюминку. Тогда успех гарантирован", – поясняет Онистрат. Начальник департамента маркетинга и сегментов UniCredit Bank Дмитрий Коваленко также считает, что бизнес-план нужен не только для получения инвестиций или кредита в банке. "Это своеобразная "дорожная карта", и она пригодится самим предпринимателям – для лучшего понимания целей, задач и способов их достижения". "При разработке бизнес-плана лучше пользоваться шаблонами. Но переделывать чужой бизнес-план нельзя: это мешает правильно "настроить мозги", продумать все аспекты будущей бизнес-деятельности", – отмечает Коваленко.

КУДА СТУЧАТЬСЯ. В поиске денег для открытия бизнеса могут помочь, как говорят в США, три FFF – Friends, family and fools. "Значение третьей F в последнее время изменилось – она символизирует не "дураков", а бизнес-ангелов – успешных в аналогичном бизнесе людей, которые могут помочь деньгами, советами и связями", – поясняет бизнесмен Дмитрий Лисицкий. По его словам, стартовый капитал можно "наколядовать" также в грантовых структрурах, бизнес-инкубаторах: "Эти организации занимаются поддержкой проектов молодых предпринимателей на всех этапах".

222_01

Составляем бизнес план: шпаргалка для начинающих

1. Титульный лист, содержание, вступление-резюме

Резюме должно ознакомить инвестора или банкира с сутью – выжимкой бизнес-идеи. Здесь логично указать название проекта; характеристику организации; описание самого проекта (начало работы "с нуля" или расширение бизнеса); краткие сведения о инвесторах, управленцах, команде; преимущества предлагаемой продукции; долгосрочные и краткосрочные цели проекта; наличие разрешительных документов; экономические показатели эффективности стартапа; прогноз финансовых результатов, предлагаемая схема финансирования, риски и система страховок и т. д.  

2. Маркетинг

Сюда можно включить анализ ситуации на исследуемом рынке, конкурентоспособность вашего проекта, маркетинговый план действий. Здесь важно изучить спрос и предложение на рынке; проанализировать основных производителей и конкурентов – отечественных и иностранных; определить занимаемую нишу и разъяснить, в чем заключается уникальность вашего товара, а также перечислить ваши конкурентные преимущества; нарисовать портрет целевой аудитории. Можно также попытаться спрогнозировать пути дальнейшего развития вашего проекта при воздействии различных внешних факторов – например, если курс доллара будет резко меняться, или если ваш товар является скоропортящимся или сезонным. Нельзя забывать и о стратегии продаж – какую рекламу будете использовать, планируется ли система скидок, акций и т. д.

3. Производство

В этой части бизнес-плана надо указать объем необходимых средств, описать технологию работы: какие помещения будут задействованы (арендованные или собственные, требуют капремонта или нет); какое оборудование планируется использовать (современное или требующее обновления); количество персонала и их квалификация (потребуется ли им улучшение навыков).

4. Финансы

В данном разделе нужно обосновать первоначальный объем необходимых денежных средств; спрогнозировать будущие доходы и расходы; календарный план выхода на самоокупаемость, получение прибыли. То есть расходы можно "рассортировать" следующим образом: сырье, аренда, ремонт, зарплата, "коммуналка" и прочее. Что касается прогноза окупаемости проекта и вывода его прибыльность, то желательно, чтобы этот срок не превышал одного-трех лет. Для этого можно просчитать разные сценарии реализации бизнеса (оптимистичный и пессимистичный) и придерживаться усредненных показателей, полученных в итоге. Причем важно, чтобы прогнозы – по налогам, балансу, убыткам и прибыли, движению денежных потоков и прочее – были составлены хотя бы на тот период, пока проект будет выходить на самоокупаемость.

5. Риски

Тут стоит прописать анализ рисков стартапа, ведь в ходе реализации новой бизнес-идеи редко получается не отклоняться от прописанных в бизнес-плане показателей. Есть такое понятие, как "чувствительность" проекта: такой анализ позволяет определить устойчивость нового дела в ходе изменения ключевых сценариев (например, что делать, если резко упали объемы продаж, или если резко обвалилась нацвалюта). Описание рисков проекта позволяет заранее определить, какие внешние и внутренние факторы могут больше всего повредить вашему бизнесу, а также определить возможные пути для нейтрализации этого негативного влияния.

Реклама

333

Начинать бизнес лучше в кризис

Многие украинцы боятся стартовать со своим проектом в кризис. И зря, уверен директор компании All.biz Дмитрий Лисицкий – ведь сейчас на рынках снижается конкуренция, а старые бизнес-модели не работают: "У потребителей меняются предпочтения, они хотят что-то новое. Поэтому свежие идеи могут стать твердой платформой для бизнеса, когда экономика начнет расти". В качестве примера эксперт приводит кризис 1995-2001-х – тогда лопнул экономический пузырь, образовавшийся из-за взлетевших акций американских интернет-компаний. Бизнес-модели этих компаний предлагали использовать интернет в качестве дохода, и они оказались неэффективны. Поэтому многие ИТ-фирмы сократили штаты и искали варианты дешевого найма сотрудников. Тогда в Украине активно заработал аутсорсинговый бизнес: иностранные компьютерные компании передали определенные функции на обслуживание в нашу страну. В итоге американские работодатели удешевили найм сотрудников, а наши программисты получили новые рабочие места и высокие зарплаты.
 
По мнению Лисицкого, для нового проекта лучше искать идеи из своего опыта, дабы не прогореть: "Бывает, сходит человек в ресторан, а там меню неправильное и официанты медленные. Он бросает работу в надоевшем рекламном агентстве, открывает кафе – и прогорает, ведь чужой бизнес всегда кажется легким. Поэтому лучше не рисковать и открывать свое дело в сегменте, который знаешь". Впрочем, продолжает инвестор, в мире немало успешных бизнесов, открытых людьми, не имевшими опыта – хоть они в начале пути и теряли деньги из-за ошибок и экспериментов: "Успех такого бизнеса основан на найме опытных сотрудников, копировании конкурентов и использовании принципов аналогичного бизнеса из других стран".

Инвестор считает, что в кризис открывать свое дело можно в любом секторе экономики – ведь потребности людей не меняются, только меняются приоритеты: "Можно сыграть на человеческих слабостях. К примеру, люди в кризис хотят экономить, что для бизнеса означает сокращение потребления. Но это не совсем так: человек может начать тратить больше, думая, что экономит. Поэтому, если продавец предложит товар в "экономной обертке", покупатель легко попадется на уловку "купите сапоги с 70% скидкой". Еще одно любопытное наблюдение: в кризис открывать бизнес выгодно даже в индустрии развлечений. "Сейчас может вырасти спрос на доступные развлечения. Так, в США, в кризис-2008, резко выросли продажи кинотеатров. Поэтому если дать человеку ощущение, что ваш товар поможет ему пережить стресс, он обязательно купит больше", – уверен Лисицкий.

Не прячьте бизнес-идеи

Решив открыть собственное дело, не стоит спешить и прощаться со своей работой, предупреждает разработчик программного обеспечения и создатель нескольких стартапов Евгений Компаниец. "Самый правильный способ стартовать с проектом: получить первый контракт или продать товар, но не бросая основное место работы. То есть начинайте свой бизнес в свободное время – по вечерам, в выходные. Это обезопасит вас от непродуманных рисков. Ведь многие начинающие бизнесмены делают одну и ту же ошибку – открывают свое дело, оставаясь без средств к существованию – и не проверив при этом, пользуется ли спросом их продукция", – поясняет программист.

Следующий шаг, важный для реализации бизнес-проекта – популяризация идеи: рассказывайте друзьям и знакомым о вашей продукции; спрашивайте, купили ли бы они такой товар. И, пока ваша идея не превратится в конкретный доход, не расслабляйтесь. "Можно попробовать вывести товар на рынок в почти готовом виде – пусть ваши знакомые его протестируют бесплатно. И если он им понравится, будьте уверены: вашу продукцию захотят купить. А если отзывы будут негативными – не бойтесь радикально изменить идею. Возможно, обновленная версия продукции окажется подходящей для продажи", – говорит Компаниец. По его словам, благодаря такому подходу, оказаться успешной может любая идея, даже если изначально она была не бизнесовой. Неслучайно ведь популярная теперь соцсеть "Фейсбук" в свое время стартовала как веб-сайт для студентов Гарвардского университета.

И, наконец: не скрывайте вашу бизнес-идею от широкой аудитории. "Не бойтесь ее потерять – сами идеи стоят очень мало. Нужно еще умудриться ее реализовать", – советует Евгений Компаниец. Поэтому эксперт рекомендует подготовить красноречивую презентацию проекта, научиться коротко, легко и понятно рассказывать окружающим о новом бизнесе, разработать план дальнейшего развития и искать выходы на инвесторов.

Читайте также:

Реклама
Самые важные и интересные новости всегда под рукой
“Сегодня” в Telegram Подпишись на RSS-канал

Рекомендации

Все новости
Показать еще
Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Опрос
статистика
Курс гривни СЕГОДНЯ

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

26.53

Евро (€)

31.08

Российский рубль (₽)

0.36

Угроза мирового кризиса
Как Evergrande оказалась на грани краха

Калькулятор зарплаты

Калькулятор зарплаты
ЗАПРАВКИ
Топливо Сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
29,45
28,95
28,00
17,17
29,50
29,00
28,00
17,17
30,86
29,60
26,77
17,70
30,98
30,69
28,98
17,88
32,59
30,29
27,29
17,75
33,99
31,17
29,59
18,47
33,99
31,17
29,59
17,73
33,99
31,17
29,59
18,48
34,97
31,17
32,97
18,48
-
30,76
28,30
17,56
Опрос

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять