
Украинская энергетика сегодня столкнулась с рядом различных проблем, например, вопросом импорта электроэнергии из России и Беларуси, подорожанием любых энергоносителей и, в конце концов – влиянием на экологию.
Об этом в своем выступлении рассказал гендиректор компании ДТЭК Максим Тимченко, а "Сегодня" собрали для вас самые главные тезисы.
Мир не справляется с глобальным потеплением
Тимченко напомнил, что сейчас в Глазго проходит климатический саммит ООН и эта проблема стоит на повестке дня.

Главная цель – не допустить, чтобы потепление происходило более чем на 2 градуса каждый год.
По словам гендиректора компании, Украина взяла на себя серьезные обязательства в рамках этой конференции:
- Декарбонизация до 2050 года (то есть уменьшение выбросов СО2 на 65% от уровня 1990 года);
- Отказ от угля до 2030 года;
- Снижение выбросов метана на 30% (один из наиболее токсичных газов, влияющих на глобальное потепление);
"Отрадно, что Украина становится в лидирующие позиции этих инициатив, и это очень важный политический сигнал на международной арене. Есть все шансы стать лидером декарбонизации в Восточной Европе", – сказал гендиректор ДТЭК.
Не стоит забывать, что около 60% всех выбросов относится к энергетике, поэтому выполнение этих обязательств напрямую зависит от развития этого сектора.
"Повторюсь, это перспектива не завтрашнего и даже не послезавтрашнего дня, это требует десятки миллиардов инвестиций, но я считаю, что если государство будет поддерживать и создавать для этого условия – это вполне возможно".
"Ренессанс" ядерной энергетики
Максим Тимченко отметил, что высокие цены на газ и отстающие темпы развития зеленой энергетики привели к переосмыслению роли ядерной энергетики, как части "зеленого перехода".
"Для Украины это особое внимание, вы знаете, как для нас важна ядерная энергетика, и я считаю, что мы должна активно вступить в этот диалог", – заявил Тимченко.
По его мнению, Украине необходимо приобщиться к развитию новейших технологий, таких как малый модульный реактор.
Синхронизация с Евросоюзом
В ДТЭК очень рады, что правительство наконец-то поставило в приоритет синхронизацию украинской и европейской энергосистем.
По словам Тимченко, начать работу по синхронизации в тестовом режиме уже в следующем году – это вполне реально.
Такое объединение даст Украине дополнительные экспортные возможности, усилит устойчивость и надежность энергосистемы. Это также является одним из обязательных условий полной интеграции рынка.
"Однако до тех пор, пока мы не наведем порядок в работе наших рынков, говорить о перспективе синхронизации можно со знаком "?" – отметил гендиректор ДТЭК.
Подготовка Украины к осенне-зимнему периоду
На данный момент дефицит угля на украинских складах составляет около 2 млн тонн, а более 8 ГВт мощности недоступно в системе из-за ее аварийности и отсутствия топлива.
По словам Тимченко, к краху финансовой системы энергорынка привели несколько факторов.
На некоторые, например, беспрецедентный рост цен на газ, повлиять невозможно, а вот хроническое недофинансирование и финансовый дисбаланс, по мнению Тимченко, это "заслуга" государства и регулятора.
Проблема заключается и в том, что государство продает энергоресурсы ниже себестоимости генерации энергии.
К чему это привело?
Тимченко объяснил, что такая политика привела к миллиардным долгам по зарплатам и перед игроками рынка. Этот дисбаланс в свою очередь приводит к тому, что денег на ремонт и инвестиции просто нет.
"Сложно объяснять, почему госшахты продают уголь по 2150 грн/тонна. При том, что с рынка есть предложение купить по 3500-4000 грн/тонна. Вот я совершенно четко могу сказать: компания ДТЭК готова предложить госшахтам за тонну угля 3,5 тыс. грн".
Тимченко также заявил, что основной причиной недостатка мощности является вовсе не аварийность, а недоступный уголь, газ и отсутствие средств для обслуживания складов и тд.
Уголь держат на складах?
Максим Тимченко заявил, что все высказывания о том, что ДТЭК намеренно создает дефицит и прячет уголь на складах, – это неправда.
По словам гендиректора компании, уровень добычи угля был примерно одинаковый начиная с апреля. В то же время объем добычи на государственных шахтах сильно упал.
"Я возвращаюсь к вопросу, почему нет угля в государственном секторе. Ответ простой – в государственном секторе нет денег на добычу угля. Почему нет? Потому что у нас искусственная цена на уголь", – сказал спикер.
В связи с выходом Украины из жестких карантинных ограничений, уровень потребления энергии резко вырос, что также усилило кризис в энергосистеме.
Импорт электроэнергии
Тимченко подчеркнул, что ДТЭК против импорта угля из России и Беларуси, поскольку считает это решением, которое несет за собой определенные последствия.
"Вы все знаете, что электроэнергия из России и Беларуси – это политический товар, там нет рыночной цены, она формируется исходя из сжигания российского газа по 175 долларов. Если вы считаете, что это рыночный подход, то я считаю что нет".
Поэтому, по мнению Тимченко, импорт из РФ и Беларуси посылает очень неправильный ценовой сигнал рынку и не дает работать отечественным производителям, а также ставит Украину в зависимость от северных соседей
Ранее "Сегодня" писали о том, что будет, если Украина разрешит импорт электроэнергии из России и Беларуси.
А также рассказывали, что Россия приостановила ввоз в Украину энергетического угля.