Только приватизация может помочь превратить тысячи убыточных госпредприятий, половина из которых не работает, в эффективные компании, обеспечивающие рост экономики и рыночную зарплату сотрудникам. Однако вокруг приватизации витает несколько мифов. В предыдущих публикациях мы уже развеяли мифы о победе над коррупцией через смену руководства ГП, а также о массовом сокращении работников или закрытии предприятия после прихода инвестора. Давайте разберемся, могут ли прописывать условия продажи госкомпаний под конкретных покупателей, чтобы те приобрели госкомпании по заниженной цене.

Такое опасение осталось из в 90-х, когда прошло две волны приватизации (доваучерная и ваучерная) и были проданы десятки тысяч украинских госпредприятий. Поскольку миллионы украинцев не приняли участие в покупке госимущества из-за сложности процедур, а миллионы отдали свои ваучеры "за колбасу", для части граждан приватизация оставила негативные ассоциации.

Однако времена ваучеров давно прошли, а современная приватизация в Украине проводится открыто и позволяет привлечь максимальное количество заинтересованных инвесторов. При этом соблюдаются национальные интересы. А чтобы в руках одного собственника не формировалась монополия – за процессом следит АМКУ.
Основной принцип приватизации – прозрачная конкуренция и высокая стоимость. Для этого начальную цену устанавливают не ниже балансовой стоимости ГП, а затем цена повышается в ходе прозрачного аукциона или конкурса. Опыт Прозорро.Продажи свидетельствует, что в среднем цена вырастает на 60% от стартовой.
Приватизация проводится публично, договоренности за закрытыми дверями исключены. Ведь продажа через электронную систему Прозорро.Продажи не дает возможности ограничить доступ к торгам или создать искусственные условия. Вся информация по объектам есть в открытом доступе (http://privatization.gov.ua/ или https://prozorro.sale/), участвовать в торгах или наблюдать тоже можно онлайн через Поиск аукционов.
Система Прозорро.Продажи двухуровневая. Первый уровень – центральная база данных со всеми объектами, второй – десятки торговых площадок, которые рекламируют лоты и привлекают покупателей. Зайти в систему на конкурс можно через любую из этих площадок. Такой подход исключает возможность договориться со всеми, соответственно, аукцион всегда конкурентный. Если есть конкуренция – формируется рыночная цена.
Не стоит опасаться "распила" предприятия, ведь вернуть инвестиции можно лишь наладив эффективную работу на купленном ГП. К тому же, конкурсные условия предусматривают индивидуальный подход к самому объекту, прописываются обязательства будущего владельца. Например, невозможность изменения профиль предприятия, социальные и экологические нормы.

В рамках большой приватизации по каждому объекту закреплен инвестиционный советник, приоритет для которого – продажа объекта по наивысшей цене. Также разрабатываются стимулы для инвесторов, как ранее заявил президент Украины. Например, предоставление им специальных консультантов, которые облегчат процесс инвестирования. Рассматривается и вариант "льготных каникул" для иностранных инвесторов сроком на 5 лет.
Так что опасения, что приватизацию проведут под конкретных покупателей, которые купят ГП по сниженной цене, – миф. Наоборот, приватизацию проводят через открытый и прозрачный конкурс, в ходе которого цена повышается. А борьба с коррупцией, совершенствование судебной системы и дополнительные стимулы для инвесторов позволяют привлечь к приватизации в Украине мировые компании.