LNG-терминал Украине не особо нужен, но "строить" его продолжают

Тема СПГ выходит из экономической плоскости в политическую

13 июля "Нафтогаз Украины" подписал двухлетний меморандум о взаимопонимании с американской компанией Frontera Resources. Стороны намерены сотрудничать в сфере инвестирования в разведку и разработку нефти и газа в Украине, а также реализовать проект импорта сжиженного природного газа (СПГ или LNG в английском написании) из мощностей американской компании в Грузии.

Подтвержденные запасы природного газа компании в этой стране составляют около 300 млрд куб. м (для сравнения – прогнозной потребление газа Украиной в 2015 г. составляет 34 млрд куб. м).

Реклама

Украинские проекты LNG-терминалов

28216_01

Эта договоренность имеет свою предысторию. С одной стороны, Frontera Resources еще в марте 2012 г. подписывала меморандум о взаимопонимании с Госслужбой геологии и недр. Предполагалось, что она будет заниматься разведкой и добычей углеводородов в Украине, но тогда ничего из этого не вышло. И вот новая попытка.

Реклама

Одновременно это и вторая попытка украинских властей перевести в практическую плоскость вопрос с поставками в страну СПГ. Старт первой попытке был дан в декабре 2010 г., когда было создано госпредприятие "Национальный проект "LNG-терминал".

В ноябре 2012 г. дочка "Нафтогаза", компания "Укртрансгаз", якобы, начала строительство соединения будущего терминала с газотранспортной системой страны. Говорилось, что сначала будет построен трубопровод первой очереди, который позволит получать от терминала газ в объеме 5 млрд куб. м год, а затем второй – на 13,35 млрд куб. м. Строительство должно было быть профинансировано за счет собственных средств "Укртрансгаза" (всего 1,15 млрд грн).

LNG-терминал планировалось разместить в районе порта "Южный" в Одесской области. На первом этапе должен был быть реализован вариант FSRU, т. е. к наземной инфраструктуре должна быть подключена плавучая установка для хранения и регазификации (превращения в газообразное состояние) СПГ мощностью 5 млрд куб. м в год, которую планировалось за $60 млн в год арендовать у американской компании Excelerate Energy. На втором этапе – к 2018 г. должен быть построен наземный терминал мощностью 10 млрд куб. м. Испанская Gas Natural должна был возглавить консорциум по строительству терминала и искать для него участников.

Реклама

Но в начале декабря 2012 г. разразился скандал – оказалось, что от имени Gas Natural контракт на $1 млрд подписал человек ("лыжный инструктор"), который не имел на это полномочий.

С этого момента проект начал угасать.

__lng-__

То самое скандальное подписание договора с "лыжным инструктором".

Фото: zn.ua

В январе 2013 г. Госнацпроект отказался от найма американской компании APCO Worldwide, которая должна была помогать улучшать имидж проекта по строительству терминала, т. к. исчезла потребность в ее услугах. В марте были отменены торги на привлечение кредитов на общую сумму 222 млн евро, которые планировалось направить на разработку проектно-сметной документации, выполнение подготовительных работ и на начальную стадию строительства морской части проекта терминала. В середине 2013 г. говорилось, что Украина может принять участие в строительстве терминала сжиженного газа в Хорватии и Турции.

В феврале 2014 г. и. о. министра энергетики Эдуард Ставицкий заявил, что вопрос строительства терминала в настоящее время для страны неактуален, т. к. есть более реальные способы диверсификации поставок газа: реэкспорт из стран Евросоюза и добыча сланцевого газа.

Окончательно же (по крайней мере на сегодняшний день) проект LNG-терминала, предполагающий доставку газа танкерами из Азии и Африки, "закрыла" Турция, которая по надуманным причинам отказалась пропускать через пролив Босфор LNG-танкеры. А поскольку турецкое руководство сейчас больше ориентируется на Москву, чем на Киев, то изменить его позицию не получается.

Но в апреле 2014 г. премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что Украина сохраняет планы по строительству LNG-терминала. И вот появился меморандум с Frontera Resources. По словам директора по развитию бизнеса "Нафтогаза" Юрия Витренко, американская компания сможет начать поставлять грузинский газ в Украину через 2-3 года. Прежде чем обсуждать конкретные поставки, она должна осуществить экономический анализ добычи в Грузии, экспорта, продажи газа, затем провести разведочное бурение.

В реализации этого проекта американцы заинтересованы не меньше украинцев, т. к. им нужно куда-то сбывать газ, добываемый в Грузии. Трубопроводных мощностей там практически нет, а танкеры с СПГ Турция не выпустит из Черного моря. Так что потенциальными импортерами являются только Украина, Турция и Болгария.

Но Украина сейчас очень заинтересована в наращивании собственной добычи газа и энергосбережении (по крайней мере, на словах). Согласно планам, через 4 года страна должна импортировать максимум 3 млрд куб. м газа, так что поставки через LNG-терминал станут не очень нужными. Хотя это и хороший канал диверсификации поставок газ в страну. Юрий Витренко уверяет, что обо всем этом они откровенно говорят с американцами, которые, возможно, будут адаптировать свои стратегии.

Что такое СПГ

Сжиженный природный газ образуется путем его сильного сжатия и охлаждения до температуры кипения (около минус 162°C). Для этого требуется много энергии – до 25% от ее количества, содержащегося в сжиженном газе.

При сжижении природный газ уменьшается в объеме примерно в 600 раз.

СПГ представляет собой жидкость без запаха и цвета, плотность которой в два раза меньше плотности воды. Химический состав СПГ зависит от его источника, но всегда основную часть (до 95%) составляет метан.

СПГ нетоксичен, хранится под небольшим избыточным давлением в изотермических резервуарах (построенных по схеме сосуда Дьюара) при температуре кипения, которая поддерживается вследствие постоянного испарения СПГ.

Природный газ в сжиженном виде может долго хранится, что позволяет создавать его запасы. 1 тонна СПГ – это примерно 1380 куб. м природного газа.

СПГ не горит, для воспламенения необходимо иметь концентрацию испарений в воздухе 5-15%. Если концентрация меньше 5%, то испарений недостаточно для начала возгорания, а если больше 15%, то слишком мало кислорода.

Для использования СПГ подвергается регазификации — испарению без присутствия воздуха.

Транспортируется СПГ на специализированных морских судах (танкерах), оборудованных криоцистернами, а также на спецавтомобилях. При этом двигатели танкеров полностью или частично работают на газе, образующемся в цистернах в результате испарения. Предельно допустимое значение показателя испарения для танкеров составляет в сутки около 0,15% от объема груза.

86176592-24a9-4252-9c5f-7f019cd2c19b_mw1024_s_n

Фото: svoboda.org

Мировыми лидерами по созданию современных технологий сжижения природного газа считаются США, Канада и Корея. При этом корейцы природный газ почти не добывают, а Канада сама его почти не сжижает.

Главные экспортеры СПГ:

  • Катар – 49 млрд куб м в год;
  • Малайзия – 30; Индонезия – 26;
  • Австралия – 24; Алжир – 21;
  • Тринидад и Тобаго – 20.

Основные импортеры СПГ:

  • Япония – 86 млрд куб. м в год;
  • Корея – 35;
  • Испания – 28;
  • Франция – 16;
  • США – 15;
  • Индия – 13.

При этом в Японии практически все потребности в газе удовлетворяются за счет импорта СПГ.

В последние годы в Европе существующие терминалы СПГ (суммарная мощность 250 млрд куб. м в год) мало использовались по причине высоких цен, однако эти проекты все равно развиваются ради обеспечения альтернативными источниками энергии.

Литовский опыт

В Литве госкомиссия по регулированию цен и энергетическому контролю существенно подняла среднюю прогнозируемую цену на газ в 2015 г, что связано с запуском в стране с 1 января в коммерческую эксплуатацию СПГ-терминала (в порту Клайпеда). По данным портала Delfi, эта цена теперь составляет 451 евро за тысячу кубометров, а в сентябре 2014 г. средняя цена импортного газа была 340 евро. В цену на газ теперь включаются расходы на строительство терминала и аренду судна-хранилища, которые официально называют "слагаемым безопасности поставки природного газа". Их потребители должны будут покрывать не менее 10 лет. Оператор терминала говорит, что зтрты на строительства терминала, аренду судна-хранилища и его выкуп за 10 лет составят 608 млн. евро.

Основу терминала составляет судно Independence (длина – 294 м, ширина – 46 м, высота – 47 м) класса FSRU, т.е. плавучее хранилище сжиженного природного газа, оснащенное регазификационной установкой (такое же предполагалось использовать на первом этапе и в Украине).

25e5582299263693de482cf92c5a75d15773533b16648f585957a470492deba9

Independence прибыл в Клайпеду в откябре 2014 года

Фото: AFP

Норвежская компания Hoegh LNG сдает в аренду судно с экипажем и предоставляет услуги по обслуживанию. Для этого проекта судно было специально построено в Корее.

Газ на терминал пока поставляет только норвежская Statoil (минимальный объем 0,54 млрд куб. м в год, примерно пятая часть всех потребностей Литвы). Проектная мощность терминала – 4 млрд кубометров.

Когда работа по созданию терминала приобрела реальные очертания, "Газпром" снизил цену для Литвы примерно на 23% (с $480 до 370 за тысячу кубометров). Как цены будут меняться дальше, будет зависеть от изменений на рынке – цена СПГ связана с индексом биржи природного газа Великобритании National Balancing Point.

Поскольку СПГ дорогой, то литовское государство использует регуляторные механизмы, принуждая крупных потребителей закупать определенную долю газа на терминале.

В Литве официальные представители не устают повторять, что СПГ-терминал в Клайпеде является политическим проектом и гарантирует энергетическую безопасность, а не более низкие цены на газ.

Но нужно учитывать, что у Литвы нет возможности получать газ из Европы по трубопроводам, а у Украины она есть.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,02
54,97
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,67
51,11
26,87
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64729.2

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3111.4

Litecoin (LTC)

81.21

Ripple (XRP)

0.5

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять