Метро, школы и больницы могут передать в частные руки: чего ждать украинцам от концессии

Вопрос в том, захотят ли воспользоваться такой возможностью инвесторы, государство и местные власти

В Украине набирает обороты такая форма передачи госимущества в частные руки как концессия. Закон "О концессии" стал одним из первых законов, который был подан и принят нынешним парламентом. Он вступил в силу еще 20 октября прошлого года.

Подобный закон существовал и раньше, но, по оценкам экспертов, был практически недееспособным. А после принятия обновленной редакции закона целый ряд объектов уже передаются в концессию: порты, аэропорты и другие. При этом не так давно теперь уже экс-министр экономразвития Тимофей Милованов сообщил, что в планах – передача в концессию вузов и больниц. Сайт "Сегодня" разбирался, может ли такое быть, какое госимущество вообще может быть передано в концессию и что это принесет украинцам.

Реклама

Что такое концессия

Концессия – это не продажа госимущества и не аренда. В отличие от продажи (приватизации), при концессии имущество остается в собственности государства. Однако, в отличие от аренды, концессионер (тот, кто получает госимущество в свое распоряжение) имеет право и даже должен реконструировать полученное госимущество, вести новое строительство и другими способами улучшать доставшиеся ему гособъекты.

"Концессия существует в правовом поле Украины с 1999 года. Она представляет одну из форм государственно-частного партнерства (ГЧП), при которой государство или территориальная община предоставляют частным структурам права на новое строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, техническое переоснащение, использование, эксплуатацию, техническое обслуживание объекта концессии – государственного или коммунального имущества. Однако за 20 лет концессия так и не получила популярности в Украине. Сейчас государство пытается реанимировать этот институт, в том числе благодаря новому закону о концессии, который вступил в силу 20 октября 2019 года", – рассказывает адвокат АО "Клочков и партнеры" Александр Кудрявцев.

Пожалуй, чаще всего мы слышали обещания передавать в концессию дороги. Да, в результате они стали бы платными, как это практикуется в Европе, но и качество таких дорог могло бы стать европейским. Как упоминалось в проекте закона "О концессии", в странах Евросоюза уже построено свыше 50 тыс. километров дорог на условиях концессии. Но, к сожалению, в Украине таких примеров пока нет. Хотя вскоре после вступления закона "О концессии" в силу сообщалось, что Украина подписала меморандум с китайской компанией о строительстве Большой кольцевой автодороги вокруг Киева по договору концессии.

Что могут сдать в концессию

В законе говорится, что объектом концессии могут быть любые объекты государственной или коммунальной собственности, относящиеся к любой сфере, за некоторыми исключениями. Также концессионеру могут передаваться земельные участки для строительства на нем новых объектов (например, тех же дорог). Не может быть передано концессионеру, например, производство и ремонт оружия, не передаются в концессию леса, не регулируется законом о концессии деятельность по добыче полезных ископаемых. А передача в концессию ряда объектов предполагает некоторые ограничения (например, это касается природных монополий, автомобильных дорог).

Реклама

Кроме того, государство или местные власти могут передавать в концессию право предоставлять социально значимые услуги. То есть коммунальные, транспортные, образовательные и другие.

Относительно передачи в концессию социальных объектов, никаких ограничений не существует. А стало быть, и государственные университеты, и больницы могут передаваться в концессию. А кроме них – коммунальные школы и детские садики, аэропорты и вокзалы, водопроводы и другие коммуникации.

"Также в концессию можно было бы передавать трамвайные линии, линии метро, ​​линии междугородной или городской электрички, как это, скажем, сделано в Италии. То есть содержание путей, вагонов, станций происходит за счет частной структуры, благодаря чему городской бюджет экономит значительные средства, а жители города получают качественные услуги по перевозке", – объясняет Александр Кудрявцев.

Читайте также:

Реклама

Готовы ли украинцы платить

Конечно, за пользование концессионными объектами (не только дорогами) придется платить. Но за большинство услуг, которые предоставляет государство, мы и так сегодня платим – за проезд в транспорте и посещение аэропортов, за коммунальные услуги, иногда за образовательные, медицинские и другие.

"Одним из направлений концессии, например, является ремонт дорог и передача отремонтированной дороги в платное пользование. При этом плату за использование дороги будет получать концессионер (частный инвестор), но и бремя содержания дороги в надлежащем состоянии тоже возлагается на него", – подчеркивает Александр Кудрявцев.

Он считает, что активное применение концессии будет полезным для Украины. Ведь это позволит восстановить объекты государственной инфраструктуры без привлечения средств из бюджета, исключительно за счет частного капитала.

"От использования концессии как рядовые украинцы, так и государство, и органы местного самоуправления будут только в выигрыше, поскольку люди получат услуги высокого качества, а бюджеты – значительную экономию средств. В совокупности это должно положительно повлиять на экономику, бизнес и социальную сферу", – уверен Александр Кудрявцев.

В то же время экономический эксперт Алексей Кущ считает, что в Украине в настоящее время нет условий для широкого использования концессии. В частности, коммерциализация социальной сферы, по его мнению, может привести к тому, что эти услуги станут доступны только для узкого круга состоятельных людей.

"Каждый инструмент привлечения инвестиций должен соответствовать условиям экономики. Концессия хорошо работает в стабильных развитых экономиках, где длительный период – как минимум 10 лет – наблюдаются низкие показатели инфляции и, соответственно, очень низкие риски, низкая стоимость денег и много дешевого длинного ресурса. Когда для инвестора доходность в 1,5-2% в год – например, на долгосрочной концессии дорог – считается приемлемым показателем. Кроме того, разные страны имеют разную платежеспособность населения. Причем, как показывает опыт европейских стран, одной платежеспособности мало, нужны еще и институциональные механизмы в виде дополнительных подушек ликвидности. Например, если это платная медицина с элементами концессии, то должна быть страховая медицина, которая подкрепляет платежеспособность населения. Если это образование – значит, должна быть система социальной поддержки. При отсутствии социальной поддержки передача социальных объектов в концессию может привести к тому, что население будет отсечено и от медицины, и от образования. То есть все надо рассматривать в комплексе. Украина, я считаю, к сожалению, под концессионную модель не подходит", – говорит Алексей Кущ.

Какие суммы готовы вложить инвесторы в украинские порты, получив их в концессию, смотрите в сюжете:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
49,50
49,00
53,00
28,21
50,50
49,50
53,20
28,59
50,99
-
55,14
29,13
51,79
-
54,99
28,98
51,99
50,30
55,79
28,88
52,88
51,99
55,99
29,46
53,00
52,00
56,00
29,97
53,50
53,00
55,00
28,53
54,99
-
57,99
29,97
55,00
54,00
56,00
29,75
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

16841.84

Dogecoin (DOGE)

0.1

Ethereum (ETH)

1230.96

Litecoin (LTC)

76.9

Ripple (XRP)

0.38

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять