Какую госполитику в сфере теплоснабжения разрабатывают в Минрегионе

Население может получить: абонплату за отопление и горячую воду, монетизацию субсидий, пеню за несвоевременность оплаты. Взамен обещают повышение качества предоставления услуг

В январе Минрегион представил разработанную им Концепцию реализации государственной политики в сфере теплоснабжения, рассчитанную до 2035 г. Она предполагает глубокое реформирование системы теплообеспечения страны.

Проблема, которая требует решения

Реклама

В Украине процент потребителей, охваченных системой централизованного теплоснабжения, является довольно высоким. Это объясняется тем, что, в отличие от стран Западной Европы, значительная часть украинских потребителей тепловой энергии сконцентрирована в компактных районах, в многоквартирных домах, значительные объемы тепловой энергии потребляются промышленными предприятиями.

Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) страны обогревают 25 городов. Большинство из них были введены в действие в 1950-1980 гг. С тех пор существенно изменились не только технологии производства, но и спрос на тепловую энергию в регионах их размещения. За исключением относительно новых ТЭЦ Киева и Харькова, на большинстве других основное оборудование устарело.

Тепловые электростанции (ТЭС), которые вместе с производством электроэнергии поставляют тепло, также нуждаются в модернизации. На сегодня 92% их энергоблоков отработали свой расчетный ресурс (100 тыс. часов), а 64% превысили признанную в мировой энергетической практике границу предельного ресурса и физического износа (соответственно 170 тыс. и 200 тыс. часов).

Реклама

На предприятиях коммунальной теплоэнергетики (КТЭ) 60% котельных отработали свой нормативный срок, а на 38% котельных эксплуатируются устаревшие котлы с низким КПД. Почти 40% тепловых пунктов находятся в аварийном состоянии, что приводит к постоянным перебоям в системе горячего водоснабжения и перерасходу ресурсов.

Тепловые сети в основном сильно изношены, 16% их общей протяженности находятся в аварийном состоянии.

Схемы теплоснабжения городов и других населенных пунктов разрабатываются без учета или при отсутствии схем территориального развития и генеральных планов застройки. Это не позволяет обеспечить оптимальное развитие системы теплоснабжения на основе сочетания централизованного и автономного теплоснабжения.

Реклама

По мнению авторов Концепции, стратегический подход к реформированию системы, состоит из трех компонентов:

- пересмотр порядка тарифообразования. Несмотря на повышение цен на природный газ для предприятий ТКЭ и, соответственно, повышение в прошлом году тарифов на услуги централизованного отопления, остаются капитальные и операционные расходы предприятий, которые не покрываются тарифом. Так не учитываются, например, расходы, связанные с обслуживанием кредита, взятого в международных финансовых организациях на реализацию инвестиционных проектов. Кроме того, отсутствует отлаженный механизм корректировки тарифов в случае повышения операционных расходов, что удерживает тариф ниже необходимого уровня в условиях повышения цен на энергоресурсы, роста минимальной заработной платы и т.п.;

- корректировка системы расчетов между субъектами рынка. Нынешняя система является разбалансированной вследствие несогласованности предельных сроков расчетов за природный газ и услуги по централизованному отоплению, существующей системы клиринговых расчетов и отсутствия стимулов к своевременной оплате услуги потребителями. Вследствие имеющихся долгов за поставки энергоресурсов имеют место случаи блокировки счетов предприятий КТЭ, что делает невозможным своевременное обслуживание кредитов;

- изменение системы предоставления субсидий. В существующей системе четко не определена ответственность за несвоевременную или неполную уплату за предоставленные услуги между потребителем и государством в лице многочисленных органов, участвующих в расчетах; нет контроля за начисленной и фактически полученной суммой субсидии; система благосклонна к взаимозачетам, что отрицательно отражается на проведении расчетов и ответственности за правильность определения суммы платежа.

Сроки реализации

Реализация Концепции предусмотрена в период до 2035 г. и состоит из трех основных этапов.

На первом (2017-2018 гг.) предполагается:

- упростить реализацию инвестиционных проектов, направленных на реконструкцию и модернизацию предприятий КТЭ;

- установить тарифы, которые полностью покрывают как капитальные, так и операционные затраты предприятий КТЭ;

- внедрить механизмы стимулирующего тарифообразования;

- стимулировать снижение потерь при производстве и транспортировке тепловой энергии;

- содействовать переходу субъектов хозяйствования на рынках поставки тепловой энергии на двухставочные тарифы (состоящие их фиксированной "абонентской" платы и платы за потребленный объем);

- определить пути развития сферы теплоснабжения по каждому региону и населенному пункту, создать дорожные карты возможного перехода населенных пунктов от системы централизованного теплоснабжения к автономному теплоснабжению или индивидуальному (поквартирному);

- перейти на расчеты денежными средствами на действующие счета со специальным режимом использования в части возмещения субъектам хозяйствования из государственного бюджета льгот и жилищных субсидий.

На втором этапе (2019-2025 гг.) предусматриваются:

- инвестиционно-инновационное развитие предприятий КТЭ при массовой термомодернизации (40-50% зданий),

- реконструкция и модернизация систем теплоснабжения, достижения среднего по Украине уровня потребления тепла в зданиях 60-80 кВт/кв.м/год;

- достижение доли использования альтернативных источников энергии в общем балансе систем теплоснабжения в 30%;

- переход на рыночные условия функционирования предприятий ТКЭ, развитие конкурентной среды в сфере теплоснабжения.

На третьем этапе (2026-2035 гг.) ожидаются:

- завершение 100% термомодернизации зданий;

- достижения среднего по стране уровня потребления тепла в зданиях 20-60 кВт/кв.м/год;

- достижения доли использования альтернативных источников энергии в 40%.

Пути и способы решения проблемы

Совершенствование законодательного и нормативно-правового обеспечения планируется осуществлять по следующим направлениям:

- принятие новых и внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты по вопросам экономической стабилизации и развития предприятий КТЭ;

- внедрение механизмов экономического стимулирования экономного потребления энергоносителей и поощрения инвестиций в энергосбережение;

- урегулирование отношений, возникающих в связи с производством, поставкой, транспортировкой и потреблением тепловой энергии;

- установление норм потребления энергоносителей на производство и транспортировку тепловой энергии;

- установление предельных и сменных норм потребления тепловой энергии в зданиях;

- развитие объектов теплоснабжения, использующих местные и альтернативные энергоресурсы;

- переход населенных пунктов от централизованного теплоснабжения к системе автономного теплоснабжения дома или индивидуального теплоснабжения.

Средствами реализации приоритетов конкурентной и инвестиционной политики в сфере теплоснабжения могут быть следующие:

- создание организационных механизмов привлечения частного капитала по договорам аренды и концессии;

- приватизация генерирующих мощностей тепловой энергии;

- упорядочение отношений собственности;

- внедрение энергетического менеджмента на всех уровнях управления.

Введение паспортизации систем теплоснабжения города (региона) и энергетической паспортизации зданий, уточнение необходимых величин тепловых нагрузок, что будет осуществляться по следующим направлениям:

- разработка схем развития системы теплоснабжения, которая предусматривает оптимальное сочетание в пределах населенного пункта различных видов снабжения;

- осуществление мероприятий по обустройству узлов общедомового и квартирного учета и регулирования использования тепловой энергии;

- переход на систему теплоснабжения зданий путем установки индивидуальных тепловых пунктов.

Увеличение объемов услуг и расширение их ассортимента для увеличения общего объема продаж и уменьшения стоимости тепловой энергии. Для этого в южных регионах и центральных районах крупных городов, где сконцентрированы административные, торговые и другие здания, целесообразно внедрять системы комбинированного производства электроэнергии, тепла и холода.

Тарифообразование в сфере теплоснабжениябудет осуществляться по следующим направлениям:

- внедрение методологии предельных тарифов и связанных с ее применением простых и гибких механизмов пересчета и изменения тарифа при изменении внешних факторов;

- совершенствование подхода к определению процента плановой прибыли;

- переход к возможному выбору участниками рынка видов тарифов;

- установление тарифов, которые покрывают как капитальные, так и операционные затраты предприятий КТЭ;

- обеспечение перехода к стимулирующему тарифообразованию;

- согласование предельных сроков расчетов потребителей за услуги и предприятий КТЭ за природный газ;

- стимулирование потребителей к своевременной оплате за потребленные услуги централизованного отопления;

- проведение поэтапной монетизации субсидий.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,07
54,99
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,80
51,11
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64139.52

Dogecoin (DOGE)

0.16

Ethereum (ETH)

3066.59

Litecoin (LTC)

82.13

Ripple (XRP)

0.51

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять