Как Украине соскочить с "топливной иглы": ответы на 8 главных вопросов

Эксперты: нужна политическая воля и миллиардные инвестиции

Украинско-белорусская торговая война добавила проблем нашим автомобилистам: над ними нависла угроза дефицита белорусского топлива, экспорт которого составляет почти половину нашего рынка нефтепродуктов. И хотя угроза больше виртуальная, чем реальная, возникает вопрос: может ли Украина "соскочить с топливной иглы", из страны-импортера топлива превратиться если не в его экспортера, то хотя бы обеспечить внутренние потребности, чтобы не зависеть от внешнего рынка.

Тем более, что 30 лет назад так они и было, наши нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) производили на порядок больше горючего, чем сейчас, и его было достаточно. Ныне около 80% топлива у нас – привозное и только 20% – свое.

Реклама

Сайт "Сегодня" разобрался, насколько реально обеспечить Украину своим бензином, дизтопливом и сжиженным газом или хотя бы сделать наоборот: 80% "горючки" – своей, а 20% – импортной.

Читайте также: Рынок топлива: цены стабильны, но будет ли в продаже горючее

Наши эксперты: директор "Консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн, замдиректора Научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев и член Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Реклама

Откуда, сколько и какого топлива получает Украина?

Топливный баланс Украины в 2020 году составил 11,5 млн т: бензин – 2,2 млн т, ДТ – 7,2 млн т, автогаз – 2,1 млн т. Как видно из инфографики, почти половина бензина у нас украинского, а вот своего дизтоплива всего 16,5%, своего автогаза – 20,4%, остальное импорт.

Как было в Украине с горючим 30 лет назад и что имеем сейчас?

В 1991 году в наследство от СССР Украина получила шесть НПЗ, способных переработать более 52 млн т нефти в год. Из них выходит более 16 млн т бензина, 16 млн т дизтоплива и 20 млн т других нефтепродуктов (мазут, керосин, автогаз и т. д.). За 10 лет объемы переработки сократились по разным причинам (устаревшее оборудование, отсутствие сырья, политические решения) на 71%. К 2012 году закрылось пять НПЗ, сейчас работает только один – Кременчугский.

Реклама

Его проектная мощность 18,5 млн т, реальная 4,5 млн т, перерабатывает 3 млн т, производит порядка 1 млн т бензина и 1,2 млн т ДТ в год. Еще есть Шебелинский газоперерабатывающий завод, который выдает в год около 160 тыс. т бензина и около 90 тыс. т ДТ из газового конденсата. Также в Украине производят порядка 400 тыс. т сжиженного (LPG) автогаза, это Кременчугский НПЗ, "Укрнафта", "Укргаздобыча" и др.

Как увеличить производство украинского топлива?

Эксперты говорят, что из пяти закрытых НПЗ модернизировать можно только Лисичанский, самый современный (введен в эксплуатацию в 1976-79 гг.), остальные дешевле "разрезать на металлолом" и построить с нуля новые. Но Лисичанский принадлежит "Роснефти" и находится в зоне боевых действий, очевидно, что его "реанимация" вряд ли реальна.

Поэтому Сергей Куюн и Геннадий Рябцев уверены: самый лучший шаг для увеличения украинской нефтепереработки – модернизация Кременчугского НПЗ, чтобы в перспективе довести его до проектной мощности.

Какой оценочно объем инвестиций в строительство новых и модернизацию действующих НПЗ?

Строительство с нуля одного НПЗ мощностью 5 млн т оценивается экспертами в 5-6 млрд долларов, ввести в эксплуатацию его можно через пять-шесть лет, из которых два года уйдет на разработку документации. Это малореально и дорого. Сергей Куюн подсчитал: на Кременчугском НПЗ на первом этапе модернизации только за счет роста импорта сырой нефти можно увеличить выпуск бензина и ДТ в 1,5 раза. На втором этапе – повысить объемы выпуска топлива до 7 млн т в год, что позволит обеспечить украинцев своим бензином на 100%, а ДТ – на 40%. Для реализации этой программы потребуется два-три года и минимум 300 млн долларов инвестиций. О дальнейших перспективах пока говорить сложно.

Откуда Украина может брать сырье – нефть?

Сергей Куюн говорит, что предложений нефти на мировом рынке достаточно, главная проблема – как доставить ее в Украину. Так как РФ не поставляет нам нефть по трубопроводу с 2008 года и возобновлять эти поставки вряд ли целесообразно, остается только морской путь: через Средиземное и Черное моря.

Но, по подсчетам Геннадия Рябцева, пропускная способность украинских портов не более 5 млн т нефти в год, а для достижения полной топливной независимости, нефти нужно вдвое больше. Есть и другие проблемы: например, наши порты не могут принимать танкеры вместимостью более 100 тыс. т. Своих танкеров у нас нет, зафрахтовать такие небольшие суда сложно – их в мире осталось немного, в основном нефть возят гиганты по 500 тыс. т, которые даже не пройдут через Босфорский пролив.

Еще одной преградой может стать "хозяйка" пролива – Турция, которая ограничивает проход танкеров через пролив, ссылаясь на ущерб для экологии. А Украине нужно будет до ста танкеров в год, или 10 ежемесячно, с учетом срока навигации 10 месяцев.

Есть собственная добыча – около 3 млн т нефти и газового конденсата в год. При условии инвестиций можно добывать до 5 млн т сырья в год, но счет идет на десятки миллиардов долларов и нужны годы для реализации программы.

Какими могут быть источники инвестирования?

По мнению Олега Пендзина, государство не должно вкладывать деньги в частные НПЗ, сперва их надо вернуть в госсобственность за невыполнение инвесторами обязательств. Тот же Лисичанский НПЗ, но пока это неактуально. Но лучше, если это будет новый частный инвестор, у которого есть свои гарантированные источники сырья, например, известная азербайджанская бизнес-структура.

Сергей Куюн скептичен: строительство в Украине с нуля нового НПЗ бесперспективно – внутри страны нет рынка сбыта, а инвестиционный климат оставляет желать лучшего.

Сколько нужно времени на то, чтобы изменить баланс по топливу с 80%/20% в пользу импорта на 20%/80%?

О достижении такого соотношения речь не идет. По оценкам Сергея Куюна, модернизация Кременчугского НПЗ плюс увеличение загрузки Шебелинского ГПЗ позволит через пару лет достичь 70%/30% в пользу импорта. Дальнейшая цель: достижение к 2030 году паритета 50/50, это предусмотрено Энергостратегией развития Украины, напомнил Геннадий Рябцев. Но эксперты признают: сделано пока немного.

"Без помощи государства перестроить топливный рынок нереально", – подчеркнул Сергей Куюн.

Зачем нужно перестроить топливный рынок Украины?

Олег Пендзин акцентировал: свое топливо является основой безопасности страны, поэтому нужно этим вопросом заниматься безотлагательно. Если РФ и Беларусь перекроют Украине топливный кран, наша военная техника и железная дорога просто остановятся, ведь работает она в основном на дизеле. Поэтому нужны стратегические запасы нефтепродуктов, о которых много говорят, но мало сделано.

Альтернатива – снижение потребления топлива, прежде всего дизельного, крупнейшим потребителем которого является железная дорога. Нужна ее электрификация. Но это опять-таки потребует миллиардных инвестиций.

Вопрос о том, прекратит ли Беларусь поставки топлива в Украину, по-прежнему остается актуальным. Что думают по этому поводу эксперты рынка нефтепродуктов – смотрите в сюжете

Видео: Сегодня

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,61
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,69
55,25
55,04
27,49
56,90
54,90
54,09
28,04
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
60,99
58,99
57,49
28,97
60,99
59,99
59,99
28,98
60,99
58,99
57,49
28,98
-
52,47
51,08
26,76
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64211.66

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3163.3

Litecoin (LTC)

83.77

Ripple (XRP)

0.52

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять