Как Украине соскочить с "топливной иглы": ответы на 8 главных вопросов

Эксперты: нужна политическая воля и миллиардные инвестиции

Украинско-белорусская торговая война добавила проблем нашим автомобилистам: над ними нависла угроза дефицита белорусского топлива, экспорт которого составляет почти половину нашего рынка нефтепродуктов. И хотя угроза больше виртуальная, чем реальная, возникает вопрос: может ли Украина "соскочить с топливной иглы", из страны-импортера топлива превратиться если не в его экспортера, то хотя бы обеспечить внутренние потребности, чтобы не зависеть от внешнего рынка.

Тем более, что 30 лет назад так они и было, наши нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) производили на порядок больше горючего, чем сейчас, и его было достаточно. Ныне около 80% топлива у нас – привозное и только 20% – свое.

Реклама

Сайт "Сегодня" разобрался, насколько реально обеспечить Украину своим бензином, дизтопливом и сжиженным газом или хотя бы сделать наоборот: 80% "горючки" – своей, а 20% – импортной.

Читайте также: Рынок топлива: цены стабильны, но будет ли в продаже горючее

Наши эксперты: директор "Консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн, замдиректора Научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев и член Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Откуда, сколько и какого топлива получает Украина?

Реклама

Топливный баланс Украины в 2020 году составил 11,5 млн т: бензин – 2,2 млн т, ДТ – 7,2 млн т, автогаз – 2,1 млн т. Как видно из инфографики, почти половина бензина у нас украинского, а вот своего дизтоплива всего 16,5%, своего автогаза – 20,4%, остальное импорт.

Как было в Украине с горючим 30 лет назад и что имеем сейчас?

В 1991 году в наследство от СССР Украина получила шесть НПЗ, способных переработать более 52 млн т нефти в год. Из них выходит более 16 млн т бензина, 16 млн т дизтоплива и 20 млн т других нефтепродуктов (мазут, керосин, автогаз и т. д.). За 10 лет объемы переработки сократились по разным причинам (устаревшее оборудование, отсутствие сырья, политические решения) на 71%. К 2012 году закрылось пять НПЗ, сейчас работает только один – Кременчугский.

Реклама

Его проектная мощность 18,5 млн т, реальная 4,5 млн т, перерабатывает 3 млн т, производит порядка 1 млн т бензина и 1,2 млн т ДТ в год. Еще есть Шебелинский газоперерабатывающий завод, который выдает в год около 160 тыс. т бензина и около 90 тыс. т ДТ из газового конденсата. Также в Украине производят порядка 400 тыс. т сжиженного (LPG) автогаза, это Кременчугский НПЗ, "Укрнафта", "Укргаздобыча" и др.

Как увеличить производство украинского топлива?

Эксперты говорят, что из пяти закрытых НПЗ модернизировать можно только Лисичанский, самый современный (введен в эксплуатацию в 1976-79 гг.), остальные дешевле "разрезать на металлолом" и построить с нуля новые. Но Лисичанский принадлежит "Роснефти" и находится в зоне боевых действий, очевидно, что его "реанимация" вряд ли реальна.

Поэтому Сергей Куюн и Геннадий Рябцев уверены: самый лучший шаг для увеличения украинской нефтепереработки – модернизация Кременчугского НПЗ, чтобы в перспективе довести его до проектной мощности.

Какой оценочно объем инвестиций в строительство новых и модернизацию действующих НПЗ?

Строительство с нуля одного НПЗ мощностью 5 млн т оценивается экспертами в 5-6 млрд долларов, ввести в эксплуатацию его можно через пять-шесть лет, из которых два года уйдет на разработку документации. Это малореально и дорого. Сергей Куюн подсчитал: на Кременчугском НПЗ на первом этапе модернизации только за счет роста импорта сырой нефти можно увеличить выпуск бензина и ДТ в 1,5 раза. На втором этапе – повысить объемы выпуска топлива до 7 млн т в год, что позволит обеспечить украинцев своим бензином на 100%, а ДТ – на 40%. Для реализации этой программы потребуется два-три года и минимум 300 млн долларов инвестиций. О дальнейших перспективах пока говорить сложно.

Откуда Украина может брать сырье – нефть?

Сергей Куюн говорит, что предложений нефти на мировом рынке достаточно, главная проблема – как доставить ее в Украину. Так как РФ не поставляет нам нефть по трубопроводу с 2008 года и возобновлять эти поставки вряд ли целесообразно, остается только морской путь: через Средиземное и Черное моря.

Но, по подсчетам Геннадия Рябцева, пропускная способность украинских портов не более 5 млн т нефти в год, а для достижения полной топливной независимости, нефти нужно вдвое больше. Есть и другие проблемы: например, наши порты не могут принимать танкеры вместимостью более 100 тыс. т. Своих танкеров у нас нет, зафрахтовать такие небольшие суда сложно – их в мире осталось немного, в основном нефть возят гиганты по 500 тыс. т, которые даже не пройдут через Босфорский пролив.

Еще одной преградой может стать "хозяйка" пролива – Турция, которая ограничивает проход танкеров через пролив, ссылаясь на ущерб для экологии. А Украине нужно будет до ста танкеров в год, или 10 ежемесячно, с учетом срока навигации 10 месяцев.

Есть собственная добыча – около 3 млн т нефти и газового конденсата в год. При условии инвестиций можно добывать до 5 млн т сырья в год, но счет идет на десятки миллиардов долларов и нужны годы для реализации программы.

Какими могут быть источники инвестирования?

По мнению Олега Пендзина, государство не должно вкладывать деньги в частные НПЗ, сперва их надо вернуть в госсобственность за невыполнение инвесторами обязательств. Тот же Лисичанский НПЗ, но пока это неактуально. Но лучше, если это будет новый частный инвестор, у которого есть свои гарантированные источники сырья, например, известная азербайджанская бизнес-структура.

Сергей Куюн скептичен: строительство в Украине с нуля нового НПЗ бесперспективно – внутри страны нет рынка сбыта, а инвестиционный климат оставляет желать лучшего.

Сколько нужно времени на то, чтобы изменить баланс по топливу с 80%/20% в пользу импорта на 20%/80%?

О достижении такого соотношения речь не идет. По оценкам Сергея Куюна, модернизация Кременчугского НПЗ плюс увеличение загрузки Шебелинского ГПЗ позволит через пару лет достичь 70%/30% в пользу импорта. Дальнейшая цель: достижение к 2030 году паритета 50/50, это предусмотрено Энергостратегией развития Украины, напомнил Геннадий Рябцев. Но эксперты признают: сделано пока немного.

"Без помощи государства перестроить топливный рынок нереально", – подчеркнул Сергей Куюн.

Зачем нужно перестроить топливный рынок Украины?

Олег Пендзин акцентировал: свое топливо является основой безопасности страны, поэтому нужно этим вопросом заниматься безотлагательно. Если РФ и Беларусь перекроют Украине топливный кран, наша военная техника и железная дорога просто остановятся, ведь работает она в основном на дизеле. Поэтому нужны стратегические запасы нефтепродуктов, о которых много говорят, но мало сделано.

Альтернатива – снижение потребления топлива, прежде всего дизельного, крупнейшим потребителем которого является железная дорога. Нужна ее электрификация. Но это опять-таки потребует миллиардных инвестиций.

Вопрос о том, прекратит ли Беларусь поставки топлива в Украину, по-прежнему остается актуальным. Что думают по этому поводу эксперты рынка нефтепродуктов – смотрите в сюжете

Видео: Сегодня
Реклама
Самые важные и интересные новости всегда под рукой
“Сегодня” в Telegram Подпишись на RSS-канал

Рекомендации

Все новости Показать еще
Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Цены
В Украине дорожают продукты
Что выросло в цене?
Опрос
статистика
Курс гривни СЕГОДНЯ

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

26.66

Евро (€)

31.18

Российский рубль (₽)

0.37

Угроза мирового кризиса
Как Evergrande оказалась на грани краха

Калькулятор зарплаты

Калькулятор зарплаты
Как хранить сбережения в Украине?
Узнать
ЗАПРАВКИ
Топливо Сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
29,45
28,95
28,00
17,17
29,50
29,00
28,00
17,17
30,86
29,60
26,92
17,76
30,98
30,69
29,22
17,88
32,59
30,29
27,29
17,75
33,99
31,17
29,59
18,47
33,99
31,17
29,59
17,73
33,99
31,17
29,59
18,48
34,97
31,17
32,97
18,48
-
30,74
28,29
17,56
Опрос

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять