Кризис, обвал национальной валюты, падение промпроизводства, сокращение рабочих мест. Все это действующий первый замминистра финансов Игорь Уманский уже проходил, придя на работу в Минфин еще в январе 2008 года.
Сейчас в Украине снова кризис, а для радикального решения ситуации в правительство пригласили иностранцев, предоставив им украинское гражданство. В частности, непосредственным шефом Уманского назначили соосновательницу управляющей компании "Horizon Capital" Наталью Яресько, родившуюся в Чикаго в семье украинских эмигрантов. Ее назначение по инициативе "Самопомощи" вызвало немало вопросов в украинском обществе.
Накануне завершения работы над программой правительства Уманский поделился с "Сегодня.ua" первыми впечатлениями от работы с Яресько.
- Игорь Иванович, что конкретно поменялось или может поменяться с приходом Яресько на должность главы Минфина?
- Рано об этом говорить. Сейчас она наверное 99% времени проводит в правительстве. Но надеюсь, что на выходных ей дадут возможность поработать внутри министерства (блиц-интервью брали в пятницу – ред.) и с людьми и с документами, с определением внутренней и внешней стратегии. На сегодняшний день скорее организационные вопросы были на повестке дня.
- Вы с ней уже общались лично?
- Конечно. Много раз.
- Когда Вы узнали о том, что Яресько – кандидат на пост главы Министерства финансов, какой была ваша первая реакция?
- Не только по ней. Достаточно много неожиданных решений было в целом по составу правительства. И не только для меня я думаю, для многих в Украине – это было крайне неожиданно.
Но, возможно, в этом и шанс для Украины… Людей не из системы привлечь на данном этапе. Ведь, на самом деле, им реформы, наверное, будет делать проще. У них нет багажа политической ответственности, политического прошлого, которое будет их сдерживать.
- Вы считаете, они смогут действовать без оглядки на электорат, что всегда мешало отечественным специалистам на этих должностях?
- Мне кажется, что в целом именно этот состав правительства в большей мере соответствует тезису "Правительство камикадзе", чем предыдущий. Наверное, в этом их основная функция и задача – сделать то, что политические министры в сегодняшних украинских реалиях сделать пока не могут.
- Что поменялось в повестке дня с приходом Яресько?
- Пока нет предмета обсуждения. Как я уже говорил, все министры правительства пока не имели возможности вернуться в министерства и сформулировать какие-то приоритеты цели и задачи.
Два дня прошли в более организационных процессах внутри самого правительства. Я думаю, что дней пять – неделю нужно дать новым членам правительства чтобы они могли сформулировать (повестку дня, и задачи на будущее) для своих коллективов.
- Но вы лично довольны тем, что Яресько пришла?
- Пока сложно судить. Пока ни она, ни мы успели обсудить задачи, которые она будет ставить перед министерством – и как следствие можно было бы говорить довольны мы этими задачами и подходами или нет.
- А с вашими взглядами – в поддержку жесткой модели и убеждениями, что государство не обязано на себе все тянуть – ее мысли созвучны?
- Пока многое из того что мы обсуждали, включая концептуальные подходы, не выявило каких-то разногласий. Надеюсь, так оно и будет в дальнейшем.
- Как Вы относитесь к реакции общественности на приход "варягов" в Кабмин и уроженки США – во главу Минфина. Пошли даже разговоры о руке Госдепа, учитывая опыт самой Яресько в экономическом отделе Госдепартамента в конце 80-х. Это объективная оценка?
- В данном вопросе ситуация неоднозначная. С одной стороны, у них политически развязанные руки, чтобы что-то делать, с другой – есть колоссальная проблема, связанная с тем, что им всем придется потратить какое-то время, чтобы понять, что тут происходит, нормативную базу, проблематику изнутри.
Многие процессы снаружи и изнутри выглядят совершенно по-разному. С другой – поезд нельзя остановить. Мы уже входим в бюджетный процесс 2015 года.
Им придется в определенный промежуток времени довериться действующей системе. Это абсолютно понятно. Поэтому они попадают в определенную ловушку. Смогут ли они с этим справиться – я думаю, будет зависеть от каждого из них индивидуально.
И в завершении, ввиду предстоящего представления программы правительства на 2015 год расскажите немного о приоритетах Минфина...
- На сегодняшний день наши приоритеты известны. Их и премьер озвучил в своей программной речи – это изменения в Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и в систему единого социального взноса. Плюс мы также будем вносить антикризисный закон, который будет касаться финансового сектора, где на сегодняшний день у государства в лице правительства нет инструментов ни влиять, ни помогать НБУ с ситуацией в банковском секторе.
Так что именно эти направления будут выставляться как приоритетные и будут максимально продвигаться для их принятия. Но главное – не только принять, но имплементировать.
Кроме того стратегическая задача Минфина – перейти на новую систему межбюджетных отношений и налоговых отношений. Я думаю, что задача даже не на год, а на годы – дай Бог, чтобы получилось.
Суть изменений не расскажешь в трех предложениях, но, в том числе, речь будет идти о финансовой децентрализации.
- Вы имеете ввиду бюджетную автономию для регионов?
- Нет, речь идет исключительно о межбюджетных отношениях, где с точки зрения финансовых отношений регионы будут иметь возможность без привязки к госбюджету самостоятельно и планировать и исполнять свои бюджеты.
Хотя, по сути да, это автономия регионов в финансовом отношении.
Будет непростой путь. Принять нормативную базу – это хорошо, но, безусловно, в процессе исполнения будет выявляться огромное количество проблем, несостыковок. Чтобы отладить систему уйдет два-три года.
- Мы будем держать его на уровне дефицита, согласованного с МВФ – 3,7% по госбюджету от ВВП.