Есть ли жизнь после нефти: когда закончится "черное золото" и что его заменит

Уже сейчас ученые разрабатывают новые альтернативные виды топлива, создаются электрокары, но пока реальной альтернативы нефти нет, считают эксперты

Нефть сегодня остается основным видом топлива в мире, но тенденции последних 10-15 лет свидетельствуют о том, что рано или поздно ситуация изменится. Вместе с тем, как отмечают эксперты, в среднесрочной перспективе равноценную замену "черному золоту" будет найти довольно сложно.

Так, по данным международной нефте- и газодобывающей компании British Petroleum, в 2014 году на нефть пришлось 32,6% общего потребления энергоресурсов в мире.

Реклама

Вместе с тем, уже не одно десятилетие фиксируется динамика по снижению доли нефти в мировом топливном балансе – в 70-х годах прошлого столетия доля нефти в мировом энергобалансе достигала почти 50%.

По прогнозам BP, к 2035 году доли нефти, газа и угля в мировом энергобалансе сравняются и составят примерно по 27%, оставшиеся 19% обеспечат атомная и гидроэнергия, а также возобновляемые источники.

По мнению экспертов, эти прогнозы все же носят условный характер, поскольку есть целый ряд переменных факторов, которые в итоге будут определять дальнейшие перспективы, как для нефти, так и для других энергоресурсов.

Реклама

"Внедрение тех, или иных источников первичной энергии определяется экономическими (исходя из энергетической рентабельности) и политическими факторами, когда определенным странам навязывается точка зрения относительно того какие виды энергии нужно развивать в первую очередь. Пример – "Парижские соглашения" (соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата, регулирующее меры по снижению углекислого газа в атмосфере с 2020 года). Все будет зависеть о того, по какому пути дальше пойдет мир", – сказал Сегодня.ua заместитель директора НТЦ "Психея" геннадий Рябцев.

Транспортный сектор и нефтехимия

Если сокращение доли нефти и произойдет, то оно, в первую очередь, затронет транспортный сектор, отмечает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. "Доля транспорта, работающего на альтернативных нефти продуктах и видах энергии, будет расти. Очевидно, это ключевой фактор", – сказал он Сегодня.ua.

Реклама

Как известно, сегодня около 70% всей добываемой нефти идет на производство топлива транспорта. И доминирующая роль "черного золота" в этом сегменте, по оценкам BP, сохраниться. К 2030 она составит 89% против 94% в 2011 году, газ и синтетическое топливо из него к 2030 будут иметь долю в 5%, столько же придется на биотопливо, еще 1% – на элетроэнергию, прогнозируют в компании.

Все дело в том, что найти реальную равноценную замену бензину и другим видам топлива, произведенного из нефти, пока не получается. Нефтяное топливо обладает высокой теплотворной способностью, сгорает без остатка, его удобно хранить и перевозить, токсичность самого нефтяного топлива и его продуктов сгорания относительно низка. Пока ни один из других видов топлива не может приблизиться к нефтепродуктам по своим потребительским качествам, поясняют эксперты.

"Возможно (в перспективе) будут переходить на более экономичные двигатели и будут найдены сопоставимые по себестоимости заменители нефтепродуктов – электромобили, водородное топливо", – отмечает Дмитрий Марунич.

По подсчетам сайта HybridCars.com, количество проданных во всем мире электромобилей и подключаемых гибридов впервые по состоянию на сентябрь 2015 года достигло миллиона единиц. Эту планку электрические автомобили взяли всего за 5 лет. Крупнейшим рынком для электрокаров и подключаемых гибридов остаются США: более 360 000 авто. На втором месте идет Китай с показателем 157 000 машин, на третьем – Япония с показателем 121 000 электрокаров.

.jpg_302Источник: HybridCars.com

Разработкой автомобилей, работающих на электричестве, уже заинтересовались ведущие мировые компании. К примеру, Apple планирует представить свой концепт к 2019 году, заявляя, что их автомобиль будет прямым конкурентом Tesla. Также компания Google ведет разработку своего электромобиля.

А аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что в будущем бензин может заменить литий, из которого производят литий-ионные батареи для электрокаров.

Вместе с тем, пока не будет достигнуто реального научного прорыва в вопросах хранения электроэнергии, ожидать, что электромобили заменят машины с бензиновыми двигателями, не стоит, отмечает Геннадий Рябцев. "Многие говорят, что электромобили наберут обороты в ближайшие годы, но до тех пор, пока не будут внедрены широко технологии хранения электроэнергии, пока не будет прорыва во всех батареях и всем, что с этим связано, я не думаю, что всерьез что-то изменится. А сколько нужно ждать прорыва, пока не ясно", – пояснил он.

Кроме того, при условии низких цен на нефть, у потребителей нет особого стимула покупать электромобили, добавляет Дмитрий Марунич.

Еще одной альтернативой нефтепродуктам могло бы стать топливо из водорода. В частности издание Nature Communications сообщает, что ученые из Технического университета Ильменау (Германия) вплотную приблизились к эффективному производству нового вида топлива путем искусственного фотосинтеза, который позволит выделять из воды водород и использовать его в виде топлива.

Израильские специалисты из Университета города Беер-Шева заявляют, что также придумали альтернативу нефти. Разработанный ими процесс предполагает использование воды и углекислого газа. Технология такова: из воды извлекается водород, который затем смешивают с диоксидом углерода, получаемого из воздуха. Затем смесь помещают в специальный реактор, и в дело вступает содержащийся в нём твёрдый нанокатализатор. На выходе получаются два вида топлива: органическая жидкость и газ.

Подобные исследования проводятся и в США и в других странах, однако пока производство такого топлива остается энергетически нерентабельным, отмечают эксперты.

"Дальше все будет зависеть от того насколько удастся увеличить коэффициенты преобразования энергии, в том числе, при получении водорода. Если, например, холодный термоядерный синтез удастся реализовать, тогда может быть серьезный прорыв, в том числе, и в автомобилестроении, но это не дело близлежащих 5-10 лет", – отмечает Геннадий Рябцев.

Одним словом, все упирается в экономику производства и использования топлива – будь то нефтепродукты, электроэнергия, биотопливо или водород, отмечает независимый эксперт по энергетическим вопросам Владимир Сапрыкин.

"Мы можем говорить о том, что наука будет развивать новые варианты топлива для двигателей и будет продвигать существующие – электродвигатели, комбинированные и др. Но все равно экономика будет диктовать и она будет сильнее экологии. И продукты нефтепереработки будут также массово использоваться", – сказал он Сегодня.ua.

Нефть также активно используется в химической отрасли. Именно на базе углеводородов (нефти и природного газа) идет производство синтетического каучука, пластмасс, полимеров, минеральных удобрений, высших спиртов, моющих средств и пр.

По мнению экспертов, заменить нефть на другое сырье в этих технологических процессах будет сложно. "Пока каких-то научных прорывов в этой сфере не предвидится. Безусловно, можно некоторые продукты получить из угля, из газа, но нефтехимия будет классической и также будет дальше развиваться", – отмечает Владимир Сапрыкин.

Именно в этом сегменте доля нефти как минимум, сохранится, считает Геннадий Рябцев. "Что касается нефти то вполне вероятно, что у нее сохраниться главным образом ее доля как источника сырья. А роль нефти, как источника энергии для транспорта и других сфер жизнедеятельности будет сокращаться", – сказал он.

Что ждет нефть дальше

Сегодня озвучиваются разные оценки относительно того, сколько еще осталось нефти на планете. К примеру, по оценкам Международного энергетического агентства, при нынешних темпах роста потребления энергии нефти хватит на 40 лет.

BP по состоянию на 2014 год оценивала мировые подтвержденные запасы нефти на уровне 1,7 трлн. баррелей или 227,2 млрд. тонн нефти. По оценкам компании, таких запасов должно хватить на 52 года.

.jpg_303

Источник: BP

Эксперты же отмечают, что сегодня невозможно судить о реальных запасах нефти, которые в перспективе можно будет добыть. "Есть подтвержденные запасы на определенную дату. Но они могут изменяться в сторону увеличения, когда отдельные месторождения переводят из категории прогнозные ресурсы, в категорию подтвержденные запасы", – поясняет Дмитрий Марунич.

И каждый год обновленные данные о запасах, несмотря на постоянную добычу, сохраняются практически на одном уровне, добавляет Владимир Сапрыкин. "И окончание эры нефти все время откладывается", – сказал он.

Кроме того, как отмечает Геннадий Рябцев, благодаря постоянному развитию технологий бурения растут возможности по добыче ранее недоступных залежей "черного золота". "Когда идет речь о каких-то запасах подтвержденных и неподтвержденных, имеются в виду запасы, извлечение которых экономически выгодно в нынешних условиях и при нынешних технологиях. Но вы видите, что прошло меньше 10 лет и экономически рентабельными стали любые сланце-углеводороды в США. Несмотря на обвальное снижение, это является свидетельством того, как развитие технологий может отодвинуть срок, когда нефть должна закончится на сотни лет вперед. Кроме того в последнее время появляется все больше доказательство того, что нефть является возобновляемым ресурсом", – сказал он.

А спрос на нефть в среднесрочной перспективе, как считает Дмитрий Марунич, будет определять, в первую очередь, состояние мировой экономики. "Когда мировая экономика растет, она требует все ресурсы. Чем меньше будет экономического роста, тем меньше будет спроса на нефть", – сказал он.

Цену же на "черное золото" будет определять распределение рынка между его участниками, прогнозирует Геннадий Рябцев. "Если Саудовской Аравии удастся реализовать свою мечту и восстановить влияние, которое она имела в 70-х прошлого столетия, тогда цены на нефть могут вырасти, по сравнению с нынешним показателями. Если конкуренция на рынках будет расти, что вполне вероятно, и особенно, если будет расти конкуренция с другими энергоносителями, это может привести к изменению, в том числе, и цен", – сказал он.

А пока глобальных изменений, в том числе, научных, которые повлияют на существенные изменения доли нефти в энергобалансе мира, не предвидится, считает Владимир Сапрыкин.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,02
54,97
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,67
51,11
26,87
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

61269.12

Dogecoin (DOGE)

0.14

Ethereum (ETH)

2947.13

Litecoin (LTC)

78.08

Ripple (XRP)

0.48

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять