Закон об аренде ГТС: "дразнилка" для Путина или рычаг давления на Россию – мнение экспертов

Некоторые эксперты опасаются, что "Газпром" потеряет интерес к украинской "трубе", другие называют закон об аренде ГТС прорывом

Верховная Рада на сегодняшнем заседании приняла в целом кабминовский законопроект №4116-а, предусматривающий модернизацию и эксплуатацию украинской ГТС совместно с европейскими и американскими партнерами.

Докладывавший по этому вопросу в сессионном зале премьер-министр Украины Арсений Яценюк заверил, что "украинская газотранспортная система остается на 100% государственной собственностью". Ранее многие депутаты отказывались поддерживать аренду ГТС именно из-за риска возможного получения контроля над ней "Газпромом", являющимся акционером некоторых европейских газовых компаний.

Реклама

Принятый закон, в частности, предусматривает, что государство объявляет публичный конкурс на привлечение инвесторов по модернизации и эксплуатации украинской ГТС. По словам Яценюка, такими инвесторами,  могут быть только компании стран-членов Европейского Союза, которые в соответствии сертифицированы, или США.

"Так называемая операторская компания контролируется исключительно украинским государством, а именно 51% принадлежит государству, 49% могут получить ЕС или США", – пояснил премьер.

Также премьер сообщил, что Кабмин принимает предложение народных депутатов о том, что окончательное решение об утверждении инвесторов принималось в стенах Верховной Рады Украины.

Реклама

"Сейчас не стоит очередь, чтобы инвестировать в украинскую газотранспортную систему. Но мы должны сделать первый шаг для того, чтобы привлечь ЕС и США, чтобы получить дополнительные средства на инвестиции, чтобы ЕС был заинтересован в увеличении транзита газа по территории Украины и, соответственно, мы зарабатывали вместе больше средств. И для того, чтобы Европейский Союз был последовательным. Последовательность заключается в следующем: если мы вместе, если мы подписали Соглашение о политической ассоциации, это означает, что мы помогаем друг другу. И не строим "Южный поток", который строится исключительно против Украины, который строится только с одной целью – обойти Украину", – отметил премьер.

Вместе с тем некоторые опрошенные "Сегодня" эксперты опасаются, что недопуск "Газпрома" к модернизации ГТС может спровоцировать попытки российского газового монополиста еще больше продвигать газопровод "Южный поток" в обход Украины

Так, по словам директора  Фонда энергетических стратегий  Дмитрия Марунича, принятый закон имеет явную антироссийскую направленность, так как запрещает вхождение в совместное СП по эксплуатации украинской ГТС нерезидентов Украины, США и ЕС. По мнению эксперта, было бы целесообразнее включить в состав СП и российский "Газпром", который является поставщиком газа.

Реклама

Марунич предполагает, что "Газпром" потеряет интерес к украинской "трубе" и активизирует строительство "Южного потока". Также эксперт считает, что Россия может обратиться с жалобой на Украину в ВТО, поскольку данный закон, по мнению эксперта, противоречит нормам ВТО и Энергохартии.

Еще более категоричен директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Валентин Землянский: "Реально этот закон работать не будет, это очередная "дразнилка" для Путина, которая, вместе с принятым на днях законом о санкциях против России даст россиянам возможность сказать Европе: видите, какой ненадежный партнер Украина, если хотите бесперебойно получать газ – надо быстрее достраивать "Южный поток" в обход Украины".

По мнению Землянского, отсечение "Газпрома" от украинской ГТС вынудит его не увеличивать, а, наоборот, постепенно снижать транзит газа через Украину, в связи с чем у западных инвесторов возникнет вопрос: зачем вкладывать деньги в модернизацию ГТС, если через нее не будут качать газ.

"А ведь СП создается именно для того, чтобы на иностранные деньги отремонтировать нашу трубу. Более того, допуск на еврорынок газа американских компаний невыгоден европейским газотрейдерам, их устраивает существующее положение дел", –  считает эксперт.

Однако директор энергетических программ Центра "Номос" Михаил Гончар, наоборот, полагает, что закон об аренде ГТС – прорыв в правовом поле, о котором давно и безуспешно говорили.

"Принятие закона – это положительный сигнал Украины для европейских и американских партнеров на поствоенный период, – рассказал нам Гончар. – Суть в том что наконец-то создается правовое поле, о котором говорят много лет, для прихода инвесторов в нашу газотранспортную отрасль, когда ситуация успокоится. Это – словацкая модель, которая уже работает, но более совершенная, т. к. словаки пошли на приватизацию 49% своей ГТС, а у нас речь идет о передаче в управление. Одновременно это тест для ЕС, насколько они готовы действовать в соответствии с теми декларациями, которые делали раньше, говоря о собственной энергобезопасности. Ведь 53% газа из России они получают через нашу ГТС. Европа должна жестко показать России, что строящийся ею газопровод "Южный поток" не является приоритетом, а лишь способом диверсификации поставок. Еврокомиссии ничто не мешает занять такую жесткую позицию в отношении "Южного потока", так как они являются крупнейшим покупателем российского газа и тем самым поддержать Украину в условиях развязанной против нее агрессии".

С Гончаром согласен и политолог Вадим Карасев, который считает, что официальный, в правовом поле, допуск Украиной западных компаний к ГТС заставит их наконец-то определиться с позицией относительно строительства "Южного  потока" (сейчас она, попросту говоря, такова: не поддерживаем, но и не возражаем, так как два пути поставок газа для нас лучше, чем один, а три лучше, чем два).  

"Яценюк всё просчитал: если в нашу ГТС зайдут западные деньги для ее модернизации, они "с позиции силы", заблокировав, наконец-то строительство "Южного потока", заставят Россию увеличить транзит газа через Украину. Чем больше пройдет газа, тем больше их прибыль от транзита", – считает Карасев. 

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,07
54,99
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,80
51,11
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63735.68

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3050.22

Litecoin (LTC)

82.79

Ripple (XRP)

0.52

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять