В целом доходы госбюджета в первом полугодии этого года выросли на 39,1% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года – до 244,7 млрд грн, тогда как расходы – на 24,4%, до 245,7 млрд грн. Дефицит за этот период снизился в 10,7 раза – до 2,1 млрд грн.
Но по доходам за полгода получено только 48,7% годового плана, а по расходам – 43,4%. И это с учетом того, что в марте и апреле был существенный рост доходов вследствие девальвации гривни.
Бюджеты Украины – как государственный, так и местные, состоят из двух фондов: общего и специального. Первый из них составляет основную часть бюджета (около 95%), его средства предназначены для обеспечения финансовыми ресурсами общих расходов. Специальный фонд включает бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений, т. е. предполагает предметно-целевое использование бюджетных средств.
Дефицит общего фонда государственного бюджета Украины в июне возрос в 2,4 раза по сравнению с маем – до 6,8 млрд грн. В целом же за шесть месяцев этот фонд сведен с дефицитом 0,84 млрд грн, что в 27,1 раза меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Наблюдающийся сейчас месячный рост дефицита в НБУ объясняют следствием постепенного, начиная с апреля, снижением налоговых поступлений в абсолютном выражении и ростом расходов.
Доходы государственного бюджета на 1 июля 2015 г. по статьям
| млрд грн | доля, % |
Всего | 244,7 | 100 |
Налоговые поступления | 188,0 | 76,83 |
в том числе налоги на доходы, прибыль и увеличение рыночной стоимости | 42,4 | 17,32 |
налог на доходы физических лиц | 20,5 | 8,38 |
налог на прибыль предприятий | 21,9 | 8,94 |
сборы и плата за специальное использование природных ресурсов | 13,2 | 5,39 |
НДС | 84,7 | 34,6 |
акцизный налог с произведенных в Украине товаров | 17,5 | 7,14 |
акцизный налог с ввезенных в Украину товаров | 10,6 | 4,34 |
налоги на международную торговлю и внешние операции | 15,8 | 6,46 |
рентная плата и сборы на топливно-энергетические ресурсы | 3,2 | 1,30 |
Неналоговые поступления | 54,4 | 22,22 |
в том числе доходы от собственности и предпринимательской деятельности | 28,8 | 11,77 |
административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой хоздеятельности | 11,4 | 4,66 |
собственные поступления бюджетных учреждений | 10,9 | 4,44 |
официальные (межбюджетные) трансферты | 1,5 | 0,63 |
Источник: Госказначейство
Доходы госбюджета в Украине формируются в основном за счет различных налогов и сборов, а также некоторых других источников, в частности, от приватизации госимущества. Но поступления от приватизации за первое полугодие составили всего 116,8 млн грн, т. е. 0,05% доходов бюджета. При этом украинские налогоплательщики за тот же период заплатили в госбюджет 4,1 млрд грн военного сбора.
Основную же часть доходов – треть! – обеспечивает НДС.
Доходы госбюджета выросли в июне на 57,3% в годовом измерении (за полугодие – соответственно на 39,1%). В НБУ отмечают, что несмотря на снижение эффекта девальвации на доходную часть, поступления от отдельных налогов в июне выросли, например, от налога на прибыль. Рост неналоговых поступлений ускорился до 27,8% за счет очередного перечисления чсти свое прибыли Нацбанком (25,1 млрд грн за полугодие, из них 5 млрд – в июне) и увеличения собственных поступлений бюджетных учреждений.
Рост расходов госбюджета в июне ускорился до 32,8% в годовом измерении (24,4% – в целом за полугодие). Но при это расходы общего фонда остаются ниже плановых показателей, что отчасти связано с неполными перечислениями межбюджетных трансфертов местным бюджетам на оккупированных территориях.
Расходы госбюджета весьма разнообразны по направлениям и величине. В первом полугодии очень весомая их часть – 42,6 млрд грн была направлена на обслуживание (погашение и выплату процентов) долговых обязательств, из них 14,2 млрд грн обусловлена внешними займами. Минфин потому и оказался в первом полугодии крупнейшим потребителем бюджетных средств, что через него происходит в том числе и обслуживание госдолгов.
Расходы государственного бюджета Украины (функциональная классификация) на 1 июля 2015 г.
| млн грн | доля, % |
Всего | 245676,9 | 100 |
Общегосударственные функции | 48792,5 | 19,86 |
в т.ч. обслуживание госдолга | 41013,6 | 16,69 |
Оборона | 20427,9 | 8,31 |
Общественный порядок, безопасность, судебная власть | 20741,9 | 8,44 |
Экономическая деятельность | 12614,9 | 5,13 |
Охрана окружающей среды | 1308,9 | 0,53 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 0,6 | 0,00 |
Здравоохранение | 3011,0 | 1,23 |
Духовное и физическое развитие | 3149,9 | 1,28 |
Образование | 14287,3 | 5,82 |
Социальная защита и социальное обеспечение | 43610,6 | 17,75 |
в т.ч. социальная защита пенсионеров | 39852,4 | 16,22 |
Межбюджетные трансферты | 77731,3 | 31,64 |
Источник: Госказначейство
Крупнейшие расходы госбюджета (экономическая классификация) на 1 июля 2015 г.
| млн грн | доля, % |
Текущие трансферты | 82314,6 | 33,51 |
Социальное обеспечение | 44011,4 | 17,91 |
в т.ч. выплата пенсий и пособий | 40370,3 | 16,43 |
Обслуживание долговых обязательств | 42569,7 | 17,33 |
в т.ч. внутренних | 28330,9 | 11,53 |
внешних | 14238,8 | 5,80 |
Оплата труда и начисления на заработную плату | 34540,2 | 14,06 |
Использование товаров и услуг | 33310,3 | 13,56 |
Источник: Госказначейство
Крупнейшие расходы госбюджета (программная классификация) на 1 июля 2015 г.
| млн грн | доля, % |
Министерство финансов | 71631,9 | 29,16 |
44198,0 | 18,66 | |
Министерство охраны здоровья | 24853,5 | 10,11 |
Министерство обороны | 19573,4 | 7,97 |
Министерство внутренних дел | 13525,5 | 5,51 |
Министерство образования и науки | 11904,6 | 4,85 |
Госагентство автомобильных дорог | 8571,9 | 3,49 |
Национальные академии | 2346,3 | 0,96 |
Министерство доходов и сборов | 2161,0 | 0,88 |
2131,2 | 0,87 | |
Государственная судебная администрация | 1907,4 | 0,78 |
Облгосадминистрации и КМ АР Крым | 1420,2 | 0,58 |
Генеральная Прокуратура | 1237,4 | 0,50 |
Министерство энергетики и угольной промышленности | 889,6 | 0,36 |
Государственное управление делами | 491,2 | 0,20 |
Верховная Рада Украины | 257,4 | 0,10 |
Верховный, Конституционный и др. высшие суды | 211,9 | 0,09 |
Секретариат Кабмина | 102,4 | 0,04 |
Источник: Госказначейство
Выплате внешнего долга помогает положительное сальдо счета текущих операций (внешней торговли). В июне текущий счет опять стал профицитным в рзмере $361 млн, и все его статьи улучшились в сравнении с майскими показателями. Баланс товаров впервые стал положительным. Затормозился спад экспорта и импорта. Увеличение профицита баланса услуг произошло в основном за счет увеличения экспорта компьютерных услуг (на 36,9% в годовом измерении). Второй месяц подряд наблюдается приток капитала на финансовый счет. Происходит это благодаря прямым иностранным инвестициям (материнские структуры заводят средства для докапитализации своих банков) и конвертации китайских юаней на сумму $417 млн в рамках валютного свопа.
Следствием этих процессов стал рост профицита сведенного платежного баланса до $389 млн, что позволило нарастить международные резервы Украины до $10,3 млрд или 2,2 месяцев финансирования импорта (безопасным для страны уровнем считается 3 месяца).
Финансирование дефицита госбюджета, по данным Нацбанка, осуществлялось за счет накопленных средств на счетах правительства и заимствований. При этом отмечается, что займы внутри страны проводились преимущественно для квазифискальных целей, т.е. они непосредственно не влияют на величину дефицита бюджета. Так ОВГЗ выпускались главным образом для поддержки "Нафтогаза", банков и Фонда гарантирования вкладов физлиц.
В целом на сегодняшний день состояние госбюджета выглядит сложным, а осенью предстоят новые большие расходы.
Например, премьер-министр Арсений Яценюк говорит о необходимости накопить 25 млрд грн для выплаты энергосубсидий в четвертом квартале. Нет средств для создания в необходимом объеме запасов газа на зиму. Если не будет достигнуто соглашение о реструктуризации внешнего долга, то в сентябре нужно заплатить кредиторам $500 млн и т.д. Новый транш кредита МВФ ($1,7 млрд) скорее всего будет полностью зачислен в резервы, хотя правительство надеется, что хотя бы часть этих денег ему разрешат потратить на оплату долгов. В то же время в парламенте требуют повышения соцстандартов ранее запланированного в госбюджете срока (т. е. ранее 1 декабря).
Состояние же сводного бюджета (государственного вместе с местными) выглядит лучше. В первом полугодии он был профицитным (т.е. доходы превысили расходы). Профицит составил 12,3 млрд грн против 20,8 млрд грн дефицита год назад. Произошло это за счет изменения в этом году порядка распределения доходов между государством и регионами, что позволило существенно улучшить состояние многих местных бюджетов.
Исполнение местных бюджетов
За первое полугодие в общий фонд местных бюджетов поступило 45,5 млрд грн (без учетов трансфертов), что составляет 617% годового объема поступлений, утвержденного местными советами. Это на 37,7% больше, чем было год назад за такой же период (в сопоставимых условиях).
При этот поступления от подоходного налога выросли на 116,2%, они составили 23,6 млрд грн, достигнув 54,3% годового планового показателя. Поступления от платы за землю увеличились в годовом измерении на 125,9%, составили 6,6 млрд грн или 57,4% планового годового показателя. Доходы же от налога на недвижимость вообще превысили годовой плановый показатель: 274,7 млн грн против 226,2 млн грн. Еще 3,2 млрд грн поступили от 5% налога на розничные продажи некоторых подакцизных товаров.
Также местные бюджеты получили 77,7 млрд грн трансфертов, что составило 94,7% предусмотренного за этот период, т.е. правительство придержало пока около 4,3 млрд грн. Говорится, что это сделано потому, что Госказначейство не переводит средства на оккупированные территории Донецкой и Луганской областей.
Минфин ожидает поступление по итогам года в общий фонд местных бюджетов 91 млрд грн, что на 17,4 млрд грн выше показателей, утвержденных местными органами власти.