Льготникам хотят отменить бесплатный проезд – что не так с монетизацией льгот на транспорт

Кабмин подготовил постановление о том, чтобы заменить льготы на проезд денежными выплатами – почему оно попало под шквал критики

В Министерстве социальной политики планируют монетизировать льготы на проезд в транспорте. Об этом в интервью информагентству "РБК-Украина" заявила министр социальной политики Марина Лазебная. Монетизация предполагает, что деньги – компенсацию за проезд – будут выплачивать льготникам на банковскую карту. Но ездить в транспорте бесплатно, как сейчас, только показывая удостоверение, льготники уже не смогут. Каждую поездку придется оплачивать.

Сайт "Сегодня" разбирался, каким будет механизм и на какие суммы компенсации смогут рассчитывать те, кто привык ездить в общественном транспорте бесплатно.

Реклама

Что предлагает министерство

Проект постановления Кабмина "Некоторые вопросы предоставления льгот по оплате проезда отдельным категориям граждан в наличной форме" был обнародован на сайте Минсоцполитики для общественного обсуждения еще 10 февраля. Он, в частности, предполагает, что размер денежной выплаты должны утверждать местные органы власти – сельские, поселковые и городские советы территориальных громад или их исполнительные органы. Периодичность выплат и сроки также будет утверждать местная власть.

Льготники будут получать эти деньги на банковские карточки – так же, как сегодня получают соцвыплаты и субсидии на коммунальные услуги. Однако монетизация не будет обязательной.

В постановлении говорится, что она будет действовать, только если местная власть примет решение о переходе к такой форме выплат. Но если не примет – льготники все равно уже не будут ездить бесплатно, как раньше. Если в каком-то населенном пункте местная власть не захочет монетизировать транспортные льготы, они будут и дальше предоставляться в безналичной форме. Но вот если житель этого города отправится в другой населенный пункт, где льготы монетизированы, ему придется платить. Либо требовать именной проездной билет, заверенный должностным лицом транспортного предприятия, где будут указаны имя-фамилия, дата поездки и название населенного пункта. А затем на основании этого проездного билета – требовать от местных властей компенсации. Поскольку сегодня многие люди ездят на работу в городе из пригородных сел или городков поменьше, это, кажется, сложновато для ежедневного использования.

Реклама

Для всех междугородных поездок предусмотрена похожая процедура. Льготник будет сам оплачивать проезд, а затем он должен будет написать заявление в исполком местной громады, приложить к нему проездной документ (билет). Потраченные деньги будут перечислены на его счет в банке (в какие сроки – не уточняется).

Слишком много вопросов

Какое количество поездок должно быть компенсированы льготникам – из проекта неясно. В пояснительной записке упоминается другое постановление Кабмина – № 196 от 2018 года, которым социальная норма ограничена 30 поездками в месяц.

Но это постановление в судебном порядке признано "противоправным и недействительным". Да и п. 3 нового проекта постановления предлагает признать 196-е постановление утратившим силу. Однако новый обязательный минимум не устанавливается.

Реклама

Также непонятно, как или в какой пропорции компенсация будет учитывать количество поездок по городу и за его пределами. Нет в постановлении и точного перечня категорий льготников, для которых предполагается монетизировать проезд.

В п. 2 говорится, что "действие этого Порядка распространяется на отдельные категории граждан, которые имеют право на льготы по оплате проезда всеми видами транспорта общего пользования на городских, пригородных и междугородних маршрутах, согласно законам Украины".

У новшества много противников

Общественное обсуждение этого проекта на сайте Минсоцполитики длилось всего одну неделю, и за это время собрало 10 голосов в поддержку и 65 – против. Большинство тех, кто принял участие в обсуждении, называли предложенный порядок сужением содержания и объема прав льготников, что запрещено Конституцией, и говорили о потенциальной дискриминации, ведь далеко не все местные бюджеты смогут выделить на компенсации справедливые суммы.

Кроме того, в законодательстве указано, что льготы на проезд должны устанавливаться законами Украины, а не постановлениями Кабмина.

"Ветераны войны защищали государство Украину, а не село или отдельную громады, повестки о мобилизации вручало государство, поэтому льготы, установленные законом, не могут быть отменены и гарантируются государством. Эту аксиому знают студенты 2-го курса юридического факультета. Поэтому выплата льгот для проезда проводится из государственного бюджета Украины", – написано в одном из комментариев.

"Вопрос монетизации транспортных льгот необходимо внедрять на уровне закона, а не постановления Кабмина. Данное постановление ждет такая же судьба, как постановления № 196 и 197. Кроме того, мы продолжаем ссылаться на постановления № 354 и 355, которыми установлены льготы для пенсионеров и инвалидов, хотя в статье 19 Закона Украины "О государственных социальных стандартах и ​​государственных социальных гарантиях" четко определено, что льготы по жилищно-коммунальным, транспортным услугам и услугам связи и критерии их предоставления устанавливаются исключительно законами Украины", – пишет другой комментатор.

Учитывая, сколько критики раздается в адрес этого постановления, рискнем предположить, что порядок еще будет меняться.

Между тем в апреле в общественный транспорт будут пускать только по спецпропускам. Кто их может получить и что делать остальным, смотрите в сюжете:

Видео: Сегодня

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,61
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,69
55,25
55,04
27,49
56,90
54,90
54,09
28,04
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
60,99
58,99
57,49
28,97
60,99
59,99
59,99
28,98
60,99
58,99
57,49
28,98
-
52,47
51,08
26,76
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64642.69

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3161.57

Litecoin (LTC)

84.06

Ripple (XRP)

0.53

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять