Прибегают к гипнозу? Как супермаркеты манипулируют украинцами

Вам всего лишь шоколадка, а супермаркетам миллионные прибыли
Как супермаркеты манипулируют украинцами?
Как супермаркеты манипулируют украинцами? / Фото: Getty Images, УНИАН, Коллаж: Сегодня

Хорошо знать аудиторию, изучать ее потребности, тонкости поведения и психологии, а главное, слабые места – дело не из простых, но очень эффективное. Все это помогает увеличивать количество продаж в супермаркетах и стимулирует людей к покупке даже ненужных вещей.

Сайт "Сегодня" узнал тонкости манипуляционных стратегий супермаркетов и собрал ряд советов, как не стать жертвой уловок маркетинга. В изучении этого вопроса нам помог эксперт, президент ОО "Украинская организация защиты потребителей услуг" Олег Титамир.

Реклама

"Не собиралась, но купила"

Продукция в яркой упаковке, особенно расположенная на уровне глаз, оказывает такое влияние на сознание человека, что вы даже не подозревали. Часто эту стратегию используют, раскладывая шоколадки, конфеты, жвачки, печенье, салфетки и т. д. возле кассы, когда человек стоит в очереди и рассматривает выкладку этих товаров.

Маркетологи крупного ретейла или супермаркетов – настоящие манипуляторы, они очень хорошо знают психологию, слабости потребителей и умело это используют в стимулировании продаж. Поэтому высока вероятность того, что относительно недорогой "Сникерс" человек на кассе все же купит, — говорит Олег Титамир в комментарии "Сегодня".

Эксперт отмечает, если составить стоимость всех таких "импульсивных" покупок, скажем, за год, получится достаточно ощутимая сумма в десятки тысяч гривен

Торговые сети учли даже то, что большинство потребителей – правши, и более дорогие и яркие вещи раскладывают по правой стороне торгового ряда (там же можно увидеть и товары, точно не входящие в список предметов первой необходимости).

Реклама

Дети как дополнительная опция

Дети потребителей – еще одна опция для маркетологов заставить купить ранее незапланированные товары. На подходе к кассам ставят стеллажи с конфетами, шоколадками, печеньем. Обертки яркие, часто с героями мультфильмов — рассчитано на то, что дети надоедливо будут просить у родителей купить сладости.

Это примеры "ненавязчивого", однако манипулятивного маркетинга

Тележек больше, чем корзинок

При входе в супермаркет часто корзин меньше, чем колясок.

Реклама

Эксперт говорит: если потребитель берет тележку, то высока вероятность того, что и продуктов (вещей) он купит больше — места для сборки больше, чем в корзине, значит, человеческая психология возьмет свое, а потребитель купит те товары, которые даже и не собирался.

"Музыкальный гипноз"

Олег Титамир отмечает, что музыка играет немалую роль в супермаркетах, да и в разных учреждениях, ТЦ или ТРЦ (как и запах, кстати).

Медленная и медитативная музыка – акцент на том, чтобы вас расслабить, заставить дольше и медленнее ходить между рядами полок и "на волне релакса" купить что-то лишнее.

Зажигательная и бодрая музыка – желание маркетологов удовлетворить ваши потребности, но уже "на волне драйва".

Уже на входе в магазин потребителем пытаются манипулировать – из-за цвета, ярких красок, подсветки на витринах, например с мясом, которая меняет его оттенок на более привлекательный для потребителя и т. д., — говорит эксперт.

А вы никогда не задумывались, как манипулируют подсознанием людей постарше (тех, кто из советских времен)? Вот представим: они идут по супермаркету и слышат голос так называемого диктора, который четко, громко, хорошо поставленным голосом с приятным тембром рассказывает о различных акциях и предложениях.

Суть манипуляции в том, что такие люди привыкли доверять диктору радио – как диктор сказал, так оно и есть. Поэтому подсознательно попадаются на крючок, когда их призывают приобрести разнообразные новинки.

Новая цена не такая уж новая

Некоторые супермаркеты время от времени прибегают к манипуляциям со скидками (особенно в т. н. черную пятницу), ведь потребителю трудно проследить, когда обычная цена преподносится как скидка, а "старую" цену просто повышают.

Контроля со стороны Госпродпотребслужбы нет, ведь физически почти невозможно проконтролировать должным образом всех субъектов торговли, в частности на добросовестность в ценниках. Нередко используют маркетинговый прием с двумя ценами, одна из которых – гораздо выше и перечеркнута, а вторая – будто бы реальная "со скидкой", – говорит Олег Титамир.

Покупатель верит, что этот продукт действительно стоит дороже, значит, он лучше и не приобрести его со скидкой будет ошибкой.

Вспомним "черную пятницу" – сколько вещей потребители приобрели дороже или по их обычной цене, поверив в "только сегодня" и фальшивый ценник! – добавляет эксперт.

Иллюзия большей выгоды, или Как "контора пишет"

Дисконтные и бонусные карты, определенные программы лояльности довольно выгодны, но и несколько манипулятивны. В чем же состоит эта манипуляция

Вышеупомянутые позиции привязывают потребителя к той или иной торговой сети и создают иллюзию большей выгоды.

Но основная манипуляция состоит в том, что "контора пишет". Что это значит? Вкусы и предпочтения потребителей, которые прослеживаются при покупке и использовании карты маркетологи тщательно фиксируют в собственных электронных базах, чтобы впоследствии на основе собранных данных можно было придумать очередную акцию "купи лишнее".

Это уже не говоря о "приманках" и "дополняющих" товарах: "приобрети 3 и получи 4-ю позицию в подарок". Зачастую потребитель попадается на этот крючок и покупает несколько аналогичных товаров. К тому же если это продуктовые товары, то "лишние" из них могут превысить срок годности, испортиться – в результате потребитель теряет средства, поскольку выбрасывает такие продукты в мусорку, — считает Олег Титамир.

Борюсь или поддаюсь?

Честно говоря, осуждать или сердиться на ту или иную сеть супермаркетов не стоит. Каждый пытается работать на свою прибыль, себе на выгоду, а не в убыток. Поэтому главное – не только умение распознать манипуляцию, а, зная о ней, сознательно не поддаваться.

Учитывая вышесказанное, мы рекомендуем:

  • в магазин идти со списком продуктов, предварительно продуманным дома;
  • следовать этому списку;
  • не идти в магазин голодным (тут уже никакие знания о манипуляциях не помогут);
  • внимательно проверять суммы в чеке и помнить, что в случае ошибки со стороны супермаркета вы имеете право вернуть тот или иной товар (но при наличии чека);
  • не поддавайтесь на музыку, расслабимся и дома .

"Терминал не работает"

В последнее время случаи, когда рассчитаться через терминал в магазинах стало невозможно, участились. Предприниматели прибегают к таким уловкам, вводя в заблуждение покупателей.

Способы отказа от безналичного расчета таковы:

  • нерабочий терминал. Продавцы уверяют покупателя в том, что терминал не работает по техническим или программным причинам, поэтому лучше рассчитаться наличными, так как так будет быстрее;
  • разные ценники на товар при оплате наличными и банковской картой. Этот способ популярен из-за того, что большинство покупателей согласятся купить товар дешевле наличными, чем дороже и картой. Однако это незаконно, так как в Украине все цены на товары и услуги, независимо от способа оплаты, должны быть одинаковы. Любая разница в ценниках является нарушением прав потребителя, это можно назвать настоящим мошенничеством и принуждением покупать что-то наличными.

Конечно, вы имеете право требовать оплаты через терминал, и если продавцы уверяют, что он не работает, проверить лично. Если же проблема заключается в разных ценниках, то такой вопрос стоит либо решать на месте, либо вызвать полицию и писать заявление о мошеннических действиях.

Ранее мы писали, как маркетологи проникают в сознание и манипулируют с помощью цвета. Украинцы часто попадают в такие ловушки.

Мы также рассказывали, что в Офисе президента предлагают ввести специальные карты на продукты. Там уверяют, что это мировая практика. Однако талоны планируют выпускать не только в форме бумажных, но и электронных, через приложение "Дія".

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,46
54,04
50,60
27,58
56,01
54,01
54,01
25,98
57,19
55,35
54,99
27,01
57,79
56,79
56,68
28,29
57,90
55,90
53,90
28,04
60,88
57,91
56,99
28,79
60,99
58,99
57,49
28,97
60,99
58,99
57,49
28,98
61,99
60,99
59,99
28,98
-
52,65
50,83
26,33
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63387.7

Dogecoin (DOGE)

0.14

Ethereum (ETH)

3170.92

Litecoin (LTC)

83.14

Ripple (XRP)

0.52

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять