Во вторник на главном мировом авиасалоне в Ле Бурже, в 12 км от Парижа, наш "Антонов" подписал контракт на поставку 10 самолетов Ан-158 с российской компанией "Ильюшин Финанс Ко" (она сдает их в лизинг мировым авиакомпаниям). Подписал прямо у трапа самолета. Первый Ан-158 должен "улететь" к россиянам уже в этом году, остальные девять — в течение двух следующих лет. Объявленная сумма сделки — $300 млн. Как рассчитывают в правительстве, столь крупный заказ позволит "раскочегарить" наш авиапром и, дай Бог, окажется не последним.
"Этот очень важный шаг для новой модели. Три украинские авиагруппы уже заявили, что готовы покупать по 15 таких машин в год. МАУ хочет купить три таких машины прямо сейчас, а есть только одна. Если завод преодолеет порог в 25 самолетов в год, то у наших заводов уже есть будущее", — рассказал журналистам вице-премьер и министр транспорта Борис Колесников.
КОЛЕСНИКОВ СМЕНИТ БОРТ. Борис Викторович прилетел на шоу в хорошем настроении. "Я хочу поблагодарить вице-премьера за то, что он сегодня прилетел", — начал представлять гостя гендиректор "Антонова" Дмитрий Кива. "Продавайте по 10 самолетов в месяц, и я буду постоянно с вами летать", — ответил Колесников.
"Это директор компании "Россия", которая эксплуатирует 6 наших самолетов в Пулково", — продолжал знакомить с собравшимися Кива. "Уже можно героя давать за эксплуатацию, — тут же прокомментировал вице-премьер. – Причем двух стран". "За что героя? Самолеты хорошие", — робко запротестовал директор. "Шесть машин — все летают", — подтвердил Кива. "Ну, не хватало, чтобы из шести еще что-то и не летало", — засмеялся Колесников. И даже в шутку пообещал пересесть с бразильского Embraer (Колесников взял его в лизинг) на Ан-158. "Куплю "Антонов", — кинул он, подымаясь по трапу самолета в салон. Но на вопрос, не хочет ли он научиться пилотировать самолеты, ответил: "Я уже водил автобус… Такие пилоты нашей авиации не нужны". Напомним, во время экскурсии по Львовскому автобусному заводу Борис Викторович испробовал себя в качестве шофера и врезался в машину ГАИ.
ДОРОГО. Позже Колесников уже без шуток объяснил, почему бизнесмены не спешат покупать отечественные самолеты. "Вот, смотрите, Ан-168 – бизнес-самолет (его пока только планируют выпускать, он берет на борт до 19 человек. — Авт.). В таком же классе сегодня работают две авиакомпании, которые выпускают Bombardier и Embraer. Расход топлива у этих машин — 950—1000 литров в час. Какой расход у нас?", — обратился Колесников к Киве. "1600 минимум", — ответил тот. "Вот вам и ответ. Но когда машина имеет 75 кресел — это уже другая экономика. Заводу надо сосредоточиться на гражданских самолетах и выдавать их сотнями", — заключил вице-премьер. Правда, потом Кива пояснил, что 1600 — это расход топлива у Ан-148 и Ан-158. У Ан-168 будет такой же расход, как и у Bombardier.
ПРЕЗИДЕНТ. Кстати, деньги считают не только бизнесмены, но и Администрация президента. Напомним, в прошлом году Сергей Левочкин заявил, что авиакомпания "Украина", которая возит первых лиц страны, приобретет 6 самолетов Ан-148 — 2 для VIP-овских рейсов и еще четыре — для обычных (они должны были зарабатывать деньги на VIP-рейсы). Но, как выяснилось, дальше переговоров дело не пошло. "Мы согласовали технические требования с главой Госуправления делами. Вопрос — только в средствах", — пояснил Кива. "То есть у Администрации президента пока нет денег на самолеты?", — спрашиваю. "Ну, да", — подтвердил генконструктор.
ПРОБЛЕМА АНТОНОВА: ЗАКАЗЫ ЕСТЬ, РАБОЧИХ НЕТ
Совместное авиаСП между Украиной и Россией (создание которого анонсировали год назад), реально оформилось лишь месяц назад. Но планы у сторон — наполеоновские. Во-первых, самолеты будут производить (и уже производят) в Воронеже и Киеве. Ни о каком объединении активов речь не идет — СП просто будет искать заказчиков, продавать самолеты и заниматься послепродажным обслуживанием. По сути, возьмет на себя роль маркетингового отдела. "Мы видим рынок сбыта не менее чем в 350—400 машин за 10—15 ближайших лет. Но для этого их надо делать. Авиакомпании не будут ждать: мол, мы вас в очередь записали, ваш номер такой-то, приходите через 5 лет. Так не бывает. Нам надо выходить на мощности не 5—10 самолетов в год, а 30—40. Тогда мы будет говорить о том, что мы можем с кем-то конкурировать", — говорит Александр Рубцов, гендиректор "Ильюшин Финанс Ко" (она размещает у нас заказы, 148-й они покупают в Воронеже, а 158-й — в Киеве). При этом сбывать самолеты наши авиастроители намерены в первую очередь на рынках России и стран СНГ. "Сегодня только в России более 200 самолетов эксплуатируются, которые выпущены десятки лет назад. Вот это наш рынок", — продолжает Рубцов.
Любопытно, что проблема — не в заказах. На сегодняшний день наши предприятия просто не могут производить самолеты десятками. "Не готов ни Воронежский, ни Харьковский, ни Киевский заводы. Только в Киеве не хватает 4 тысяч людей. Их надо набрать, обучить, а это два года. За 20 лет мы потеряли людей", — говорит Вячеслав Богуслаев, директор "Мотор-сич" (который делает моторы для Анов).
"Плюс надо инвестировать средства в технологии, модернизировать оборудование, оснастку, уменьшить долю неквалифицированного труда. А на все это нужны инвестиции, и без помощи государства тут не обойтись. Скажем, в России за последние 3—4 года в отрасль было вложено более $10 млрд", — добавляет Рубцов. Колесников согласился, что вкладывать деньги и впрямь надо: но Россия, заметил он, не имеет таких внешних долгов, как Украина. И предположил, что, возможно, стоит убедить МВФ, что развитие нашего производства — это залог того, что Украина и из кризиса выйдет, и долги отдаст.
НАШ АН ЗА $30 МЛН
158-я модель лишь в этом году получила сертификат летной годности, на Ле Бурже выставлена впервые. Может принимать на борт до 99 пассажиров — на 14 больше, чем Ан-148. Кроме того, более экономична: на 8,5% эффективнее расходует топливо, и в целом, на 12% снижаются расходы на перевозку одного пассажира. Скорость полета — до 870 км/час. Цена — $25-30 млн. Но она зависит не только от комплектации, но и от партии — чем больше заказ, тем дешевле. Для сравнения, цена Bombardier $23-57 млн., Embraer — до $35 млн.