Легко ли легпрому: чем живет промышленность и как запустить свой бизнес (инфографика)

Украинцы покупают наши платья, вышиванки и пальто, потому что это модно, недорого и качественно

Украинская легкая промышленность во все времена считалась отраслью с высоким потенциалом. Благодаря тому, что у нас много опытных высококвалифицированных мастеров, много вещей известных европейских брендов шьется по давальческим схемам на наших фабриках, а наши дизайнеры постоянно участвуют в Неделях высокой моды за рубежом.

За последние год-полтора, несмотря на очередной виток кризиса, интерес украинцев к отечественной одежде резко вырос. Это, безусловно, положительно отражается на инвестиционной привлекательности легпрома: новые украинские бренды сейчас возникают, словно грибы после дождя. Как правило, в швейное дело идут небольшие креативные группы, готовые вложить в раскрутку $1—5 тыс. О том, с какими трудностями приходится сталкиваться на старте, как создать эффективно работающий бизнес и как предложить потребителям качественный товар — в очередном выпуске рубрики Made in Ukraine.

Реклама

ТЕНДЕНЦИИ. Спрос на отечественную одежду за последние годы вырос в 2—3 раза, и это не предел, говорят предприниматели. Во-первых, на это повлияло падение доходов населения с параллельным удорожанием валюты, что делает для людей недоступными многие импортные бренды, подскочившие в цене в три раза. Во-вторых, из-за сложной политической обстановки уровень самосознания украинцев значительно вырос: покупать украинское стало модно и правильно. Ну и, в-третьих, качество современных украинских вещей значительно выросло, и сейчас не уступает в качестве дорогим европейским брендам, отмечают эксперты. "Если при таких раскладах правильно выбрать нишу, где мало конкурентов из числа украинских предпринимателей, то можно выпустить удачную коллекцию уже через 2—3 месяца. Главное — это свежая идея, качество товара и ценовая политика. Основные затраты при создании коллекции приходятся на закупку материала, фурнитуры и сопутствующих расходников — ведь все это сырье, как правило, импортного производства, например, из Польши, Турции. А с учетом валютных скачков, эти расходы могут занимать львиную долю начальных инвестиций. А сэкономить на закупке тканей в швейном деле не получится, поскольку в Украине небольшой выбор фабрик по производству тканей, а если таковые предприятия и присутствуют в отрасли, то может оказаться скромным выбор цветовой гаммы, орнамента или же придется ждать заказа 2—3 месяца, в то время как иностранные поставщики могут выполнить заказ за месяц-полтора", — поясняет основательница бренда домашней одежды Balcony garment Екатерина Герасимчук.

РЕЗУЛЬТАТЫ. По словам участников рынка, повышенный интерес к украинских брендам позволяет небольшим компаниями медленно, но уверенно завоевывать любовь клиентов: среднегодовой рост объемов производства может составлять 10—15%. "В кризис важно продумать план развития бизнеса на год-два вперед, это позволяет минимизировать риски. К примеру, необязательно открывать свой швейный цех — можно спокойно и эффективно работать на аутсорсинге, если пошивочные ателье ответственные, профессиональные и выполняют ваши заказы в срок. Что же касается валютных рисков, то их нужно как-то контролировать — например, закупая ткань для создания сезонной коллекции с запасом на 2—3 месяца. Но при этом желательно пошить пробную партию, и уже потом еженедельно отшивать пользующиеся спросом модели, а не тратить деньги на неходовые варианты. И, конечно же, важно думать о маркетинговой политике: участвовать в спецвыставках, присутствовать в соцсетях, создавать программы лояльности для клиентов, открывать свои магазины и развивать розничную сеть не только по Украине, но и думать о продажах за рубежом", — считает руководитель проекта этнической одежды "Зерно" Христина Патик. По ее мнению, такой подход позволяет маленьким компаниям показать неплохие темпы развития уже за год-два, ведь новички более гибки, клиентоориентированы, быстрее учатся и готовы резко менять бизнес-стратегию, если того требует экономическая ситуация в стране: "А большие компании часто неповоротливы в своих решениях. Они предпочитают работать по старинке и боятся экспериментов".

ТРУДНОСТИ. В целом же отечественная легкая промышленность действительно переживает не лучшие времена: только за первое полугодие 2015-го падение темпов производства составило 9,8% (см. инфографику), потеря рабочих мест за последние 2 года составила 20 тыс. "Львиная доля отрасли работает в тени, и это большая проблема: если емкость внутреннего рынка в год составляет 120 млрд. грн., то около 80 млрд. – это контрабанда и теневое производство. Сейчас нашу легкую промышленность фактически на плаву поддерживают "давальческие заказы" европейцев. Конечно же, нельзя не отметить увеличение спроса на украинскую продукцию в связи с экономическими проблемами и по причине пришедшей в Украину беды. В том числе, наши производители в 2014 году произвели продукции, предназначенной для силовых структур на миллиард гривен. Но этого недостаточно для выживания отрасли, нужно, чтобы власти утвердили "дорожную карту" развития промышленности. В частности, важно создать, наконец,  равные условия налогообложения, чтобы эта система была проста, понятна и прозрачна для отчетности.  И вместе с этим,  необходимо обязательное ведение "первички" и внедрение кассовых аппаратов – это позволит понять, какие объемы товарооборота в отрасли на самом деле присутствуют в Украине и,  соответственно, поможет увеличить поступления в бюджет", – поясняет вице-президент ассоциации "Укрлегпром" Татьяна Изовит. По ее словам, если будет разработана грамотная стратегия, это даст возможность производителям не только сохранить существующие рабочие места, но и задействовать потенциал легпрома и, к примеру, на украинском рынке нарастить свое присутствие с нынешних 10-20% до 50%. 

Реклама

.jpg_407

ФОРМУЛА УСПЕХА: КАЖДЫЙ ИЩЕТ СВОИ МОДНЫЕ ФИШКИ

Часто модные бренды в Украине создают люди, которые не имеют профильного образования, и даже не умеют шить! Однако это не мешает им создавать нестандартные, качественные и практичные коллекции одежды, которые в итоге пользуются популярностью среди клиентов.

Реклама

ДРУЗЬЯ. Говорят, дружба в бизнесе — помеха. Но в случае с Анастасией Янковенко и Анной Коваленко, которые 5 лет назад создали марку Must Have, это правило не действует. "Мы дружим с института, и в какой-то момент поняли, что пора создать что-то свое. А раз любим носить платья, решили заняться дизайном. Причем экономическое образование нам помогло в организации бизнеса, а то, что мы не умеем шить, совершенно не мешает фантазировать", — говорят девушки. Подруги стартовали на $4000 — этот личный капитал в итоге позволил открыть интернет-магазин, два шоу-рума в Киеве и швейный цех в Бердичеве: "Мы параллельно работали, а в выходные занимались продвижением бизнеса. Уволились только через год-два после запуска". Их платья средней ценовой категории 800—1400 грн уже пришлись по вкусу украинкам, а в числе клиенток была замечена и Марина Порошенко.

new_image2_158

Правила старта. Можно работать с друзьями, не сидеть за швейной машинкой и сразу уволиться.

ЭТНОМИР. Когда у нас вошли в моду вышиванки, Христина Патик создала этнопроект "Зерно". Но девушка, которая, кстати, музыкант по образованию, решила не сосредоточиваться только на украинском орнаменте. В новом проекте она создает практичные и современные эковещи, в оформлении которых используются элементы культуры разных стран. "Например, почему бы не использовать орнаменты, колористику и силуэты Марокко? Для создания такой коллекции можно привлечь африканского дизайнера. Экзотика сейчас актуальна в Украине и мире, поскольку все давно устали от масс-маркета и ищут нестандартные вещи", — поясняет Патик. Надо заметить, что эксклюзивные вещи стоят недешево — от 3 до 15 тыс. грн, но даже в кризис спрос на такую одежду не утихает. Поэтому Христина Патик открыла первый магазин чуть больше года назад, а сейчас думает о покорении других стран, для чего активно участвует в этновыставках.

new_image_153

Деньги. Первая коллекция может обойтись в $5000.

ДЛЯ СНА. Когда 3 года назад львовянка Екатерина Герасимчук решила заняться производством домашней одежды, конкуренции на внутреннем рынке почти не было. "Захотелось предложить дизайнерские пижамы и сорочки. Решила создать что-то уникальное — в мягких пастельных тонах и с веселыми рисунками зверушек. Права на ошибку не было, ведь я уволилась, и финподдержки не ожидалось. Первая коллекция обошлась в $1000 — личные средства и небольшой кредит", — делится Герасимчук. Домашняя одежда марки Balcony garment оказалась востребована украинцами, поскольку доступна (цена — около 500 грн). Это позволило Герасимчук открыть небольшой шоу-рум в Киеве и планировать развитие розничной сети в регионах.

new_image3_122

Креатив. Создавая модели, не "плагиатьте".

СОВЕТЫ НОВИЧКАМ: БАЛУЕМ КЛИЕНТОВ

Стоит ли в кризис открывать свое дело в модном направлении, должен каждый новичок решать индивидуально, считают предприниматели. "Это красивый, но сложный бизнес. В нем можно сотни раз ошибаться, но главное — не сдаваться. Если у человека есть понимание, какой продукт он хочет предложить украинцам, и он уверен, что эта ниша будет востребована клиентами — тогда вперед. Но важно понимать, что просто вложить деньги и уехать отдыхать на Бали не получится — придется годами пахать в ритме 24 часа в сутки, думать о развитии бизнеса, мыслить нестандартно и предлагать людям креативные модели. Этим делом надо жить и дышать, а не просто считать расходы и доходы", — говорит Анна Коваленко.

КЛИЕНТЫ. Раз спрос на модную одежду украинского производства постоянно растет, значит, места хватит всем производителям качественной продукции, считает Анастасия Янковенко. "Главное правило успешного бизнеса — клиентоориентированность. Нужно не забывать, что производители одежды работают с людьми и для людей. Поэтому неплохо быть психологом, знать вкусы и чувствовать настроения своих клиентов, дружить с ними и загладить вину, если вдруг провинился", — поясняет предприниматель. Девушки уверены, что внимание клиенту приятно, когда оно ненавязчиво, а проявляется в мелочах: "Можно предложить в магазине чай или кофе. Сделать детский уголок, чтобы ребенок играл, пока мама примеряет наряды. Не забыть поздравить покупателя с днем рождения, а при случае сделать небольшой сюрприз — подарить бантик или косметичку".

ЦЕНЫ. Несмотря на кризис, ценовую политику предприниматели рекомендуют менять деликатно. "При росте доллара доходы людей падают. Это значит, что кто-то присматривается к украинским товарам активнее, посколько импорт подорожал. Но, с другой стороны, появляется категория клиентов, которые уже не могут позволить и отечественные бренды. Поэтому даже если валюта резко дорожает, цены на товар лучше повышать медленно и поэтапно. Это помогает сохранять и расширить круг покупателей", — отмечают Янковенко и Коваленко. Такой подход, по мнению участников рынка, позволил многим небольшим производствам поднять свои цены за последние 1,5 года только на 10—15%, в то время как гривня девальвировала в 3 раза. "Производители теряют в доходах: раньше на одной модели могли зарабатывать, условно, 300% валовой наценки, а теперь — только 50%", — объясняет Христина Патик из "Зерно".

ДВИЖЕНИЕ. Расширять модное дело можно по-разному, говорят предприниматели. "Стоит чаще выпускать новые коллекции небольшими партиями — в сезон и межсезонье. Хорошо бы, помимо основных видов одежды, производить аксессуары — например, платки, пояса, бантики... И, конечно, вкладываться в рекламу: хорошую отдачу можно получить от размещения в интернете и соцсетях", — считает Екатерина Герасимчук из Balcony garment.

ПРАВИЛА ВЫБОРА ОДЕЖДЫ: ИЗУЧАЕМ ШВЫ

Когда речь заходит о покупке одежды, многие задаются вопросом: а как выбрать качественный товар? По словам предпринимателей, определить, какая ткань практична в носке, устойчива по цвету во время стирки и не покроется катышками при длительном пользовании — довольно трудно. Но на некоторые детали все же стоит обращать внимание.

ТКАНИ. Разобраться, какие материалы качественные, а какие — однодневные, лучше всего в магазинах тканей. "Здесь можно присмотреться и понять, какие отрезы стоят 60—80 грн за метр, а какие — 600—800 грн. Можно запомнить названия тканей, состав материалов и страну производителя. Это позволит решить проблему выбора одежды при покупке", — считает Христина Патик. По ее словам, приобретая платье или блузку, желательно вывернуть изделие наизнанку и изучить, как обработаны швы: если строчка прямая и аккуратная, то изделие прослужит долго, а если все пошито криво, то ткань может разойтись в первый же день носки.

СОСТАВ. Считается, что лучше покупать одежду из натуральных тканей. Но эксперты говорят, что не стоит пренебрегать материалами с "добавками". "Если взять во внимание футболочное полотно, то идеальная формула для носки — 95%-ный хлопок и 5%-ный эластан. Когда шьете лосины из натуральной ткани, то коленки могут вытянуться — это особенности материала. А если есть 5—7% эластана, полотно уже не так вытягивается. Это продлевает использование вещей", — поясняет Екатерина Герасимчук. Производитель напоминает, что по закону, в течение двух недель можно вернуть в магазин неношенную одежду, за исключением нижнего белья и купальников: "Покупка могла не понравиться мужу или просто не подойти. Тогда в магазине обязаны вернуть покупателю деньги или заменить наряд".

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,07
54,99
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,80
51,11
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63767.44

Dogecoin (DOGE)

0.16

Ethereum (ETH)

3055

Litecoin (LTC)

80.9

Ripple (XRP)

0.5

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять