Крупный провайдер отключит 30 украинских каналов? Рынок ТВ-контента всколыхнул серьезный конфликт

Главные медиагруппы Украины разрывают договоры с "Ланетом", и это может изменить цивилизованный рынок. Все подробности опасного прецедента

Топовые медиакомпании – "Медиа Группа Украина", StarLightMedia, 1+1 media, Inter Media Group – одна за другой расторгают контракты с одним из самых крупных в Украине провайдеров интернета и ТВ-услуг "Ланет". Конфликт возник на фоне того, что по производителям контента ударил демпинг со стороны провайдера. Эта история в перспективе может изменить рынок телевизионного контента в Украине.

В том, что произошло, разбирался профильный журнал Broadcast.

Реклама

История и суть вопроса

С 2006 года в Украине появилось понятие "универсальная программная услуга" (УПУ). Некоторое время каналы медиагрупп входили в УПУ в качестве обязательных. Но в 2016 году Нацсовет реформировал УПУ таким образом, чтобы большие каналы могли выйти из списка обязательных к трансляции. Это позволило медиагруппам перейти на платную модель отношений с провайдерами. То есть украинские ТВ-каналы стали платными для провайдеров.

Теперь каналы ежегодно повышают роялти. За 4 года сумма, которую провайдеры выплачивают медиагруппам, в целом выросла почти в 6 раз, и это не предел. Предполагается, что рост цены за права на ретрансляцию сохранится на уровне 30% в год. Но и вкладывают телеканалы не меньше. Ведь медиагруппы – это коммерческие структуры, производящие продукт и, соответственно, имеющие право устанавливать на него цену.

Но некоторые провайдеры, стремясь подмять под себя рынок, открыто демпингуют: например, проводят акции, которые вызывают удивление не только у медиагрупп, но и у коллег по цеху. В итоге другие провайдеры также вынуждены демпинговать, чтобы удержать клиентов. Это не способствует ни развитию технологий, ни повышению качества услуг, ни увеличению разнообразию контента, за производство которого также нужно платить.

Реклама

Так, "Ланет" запустил акцию "Лютый GIG" – за 33 грн в месяц новые абоненты до конца весны могут пользоваться услугами интернета и иметь доступ к 150 онлайн-телеканалам в сервисе "Ланет.TV". А обычный самый дешевый пакет для абонентов у провайдеров стоит не меньше 99 грн.

После этого в марте появилась информация о том, что "Ланет" получил от медиагрупп письма о расторжении заключенных договоров. В соответствии с ними сеть "Ланет" должна прекратить трансляцию таких 30 телеканалов:

  • ICTV, Новый канал, СТБ, М1, М2, ОЦЕ (StarLightMedia) – с 1 мая 2021 г.;
  • "Украина", "НЛО TV", "Индиго TV" ("Медиа Группа Украина") – с 5 мая 2021 г.;
  • "1+1", "2+2", ТЕТ, "ПлюсПлюс", "Бигуди", УНИАН (1+1 media) – с 19 мая 2021 г.;
  • "Квартал TV", Bolt, StarFamily, StarCinema, FilmUA Drama, "КусКус", "36,6" – с 19 мая 2021 г.;
  • "Интер", К1, К2, НТН, "Мега", "Enter-фильм", "Пиксель", Zoom (Inter Media Group) – с 21 мая 2021 г.

"Ланет" не преминул ответить и начал активную публичную кампанию в свою защиту, обвиняя телегруппы во всех бизнес-грехах.

Реклама

Интересно, что "Ланет" достаточно часто попадает в подобные истории. Обычно компания выражает свою позицию публично и не стесняется обращаться в суды в любых спорных ситуациях. Летом 2020-го с провайдером хотела разорвать соглашение группа "1+1 медиа". "Ланет" тогда заявлял, что компания побуждает его исключить из пакетов ряд телеканалов, которые вещают на спутнике в незакодированном виде. В частности, речь шла о телеканале "Солнце". Зато медиагруппа обвинила "Ланет" в сокрытии реального количества своих абонентов в кабеле. После публичной дискуссии стороны договорились и подписали новое соглашение.

Почему медиагруппы повышают цены

"Изменение цены не является спонтанным решением, это действия, которые мы оговаривали с провайдерами заранее. У нас нет фиксированной цены за абонента, это важно", – объяснил повышение роялти руководитель дивизиона Digital и PayTV StarLightMedia Николай Фаенгольд.

Он уточнил, что ориентировочная стоимость озвучивается провайдерам, исходя из их абонентских баз и других факторов, в том числе:

  • ранее заключенные договоры;
  • территория оказания услуг;
  • населенные пункты, где потенциально будет оказана услуга;
  • количество конкурентов;
  • технология распространения;
  • особенности пакетов программ контрагента и т. д.

А директор по стратегии и развитию бизнеса "Медиа Группы Украина" Федор Гречанинов говорит, что ежегодная инфляция на уровне 20-30% свидетельствует о здоровой ситуации на рынке: "Мы все стремимся к росту ARPU и понимаем, что ARPU должен расти не темпами 5-10%, потому что так он не вырастет никогда. Думаю, такую инфляцию можно закладывать в свою стратегию ежегодно".

По его словам, рынок имеет потенциал для удвоения цены за телевидение: "Удвоение за год — это будет шоковая история, и она может сломать рынок. А расти на 20-30% в год – это нормально. Но все будет зависеть от того, что происходит с гривней и макроэкономикой".

Провайдеры vs роялти

На самом деле провайдеры всегда платили за большую часть телеканалов, которые транслируют. А в момент изменения УПУ провайдеры не хотели увеличения затрат, так как пришлось бы поднимать цены конечным потребителям. Появился риск оттока абонентов. Но так или иначе, у медиагрупп есть законное право брать деньги за свои телеканалы. А провайдер сам решает, покупать контент или нет.

"По сути, все провайдеры не любят, когда у них поднимается себестоимость своего продукта, поскольку высокая конкуренция, и многие хотят демпинговать на рынке и включать агрессивные акции. <...> Демпинговыми методами крупный бизнес пользуется регулярно, у нас в стране невозможно привлечь к ответственности за демпинг. И Украина уже 6-й год подряд носит звание страны с самым дешевым интернетом в мире. Где-то там же и самое дешевое ТВ. Демпинг ведет к уменьшению числа участников рынка и его монополизации", – считает Александр Арутюнян, председатель Комитета по вопросам защиты экономической конкуренции Интернет-ассоциации Украины.

Владимир Алексеенко из провайдера "Триолан" вообще не видит конфликта с медиагруппами и уверяет: повышение роялти не проблема. Аналогичного мнения придерживаются и в "Воле". Там считают, что в условиях рыночных отношений нужно договариваться и искать компромиссы.

"Любое повышение цен раздражает абонентов, но это же и повышает качество контента и снижает барьеры для входа новых игроков рынка, производящих видеопродукцию. Было бы гораздо хуже, если бы медиагруппы драматически снижали цены, убивая конкурентов. Ну а насколько разумно медиагруппы повышают цены, им виднее, это их решение, и мы его уважаем и, безусловно, учитываем в своей деятельности", - говорит Алексеенко.

"Мы работаем в бизнес-среде, где спрос и предложение диктуют отношения между деловыми партнерами. Любая платформа может самостоятельно выбрать свою бизнес-модель, обратиться к поставщику и обсудить условия приобретения необходимого контента на эксклюзивной или неэксклюзивной основе. И любой контент-провайдер может сам решить, как, на каких условиях и по какой цене продавать свой продукт", – добавляет Сандра Крауиня из "Воли".

Чем все закончится? Три сценария

1. "Ланет" теряет каналы медиагрупп. Тогда следует ожидать оттока пользователей, а значит, конкуренты провайдера будут в выигрыше.

2. "Ланет" и Интернет-ассоциация Украины добиваются пересмотра состава УПУ, и туда включают каналы медиагрупп. Тогда медиагруппы по закону не смогут требовать роялти с провайдеров. Правда, в условиях сдувшегося рекламного рынка такой вариант поставит под угрозу вопрос информбезопасности страны: у бесплатных российских каналов на спутнике контент может оказаться разнообразнее и привлекательнее, чем у посаженных на голодный паек украинских телеканалов.

3: "Ланет" договаривается с медиагруппами. Такое уже случалось и теперь представляется большинству наблюдателей наиболее вероятным исходом данного конфликта.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,55
53,04
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,15
55,01
27,63
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,17
51,02
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

66571.48

Dogecoin (DOGE)

0.16

Ethereum (ETH)

3186.79

Litecoin (LTC)

84.88

Ripple (XRP)

0.55

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять