Увеличение количества пустующих офисов отразилось и на сопутствующих видах бизнеса, пишет "Капитал".
Так, по данным клининговой компании City Clean, количество заказов на уборку офиса в этом году сократились на 40 % по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Спрос на канцелярские товары сократился на 60 %
Увеличение вакантности помещений негативно отразилось и на услугах охраны. По словам собственника охранного агентства "Статус" Сергея Кравца, за восемь месяцев спрос упал на 50 %. Многие предприятия не просто переезжают в другие помещения, но и закрываются.
Это негативно повлияло на мувинговые фирмы. Количество офисных переездов в этом году сократилось на 25 % по сравнению с прошлым годом, рассказывает заместитель директора компании "Мувинг Трансавто" Александр Щербина.
В кафе при бизнес-центрах спрос и средний чек сохранились на уровне прошлого года — 35 грн. "Однако такие традиционные для офисных работников сети, как "Дрова" и "Пузата Хата", констатируют снижение числа посетителейна 20‑30 %", — отмечает эксперт рынка корпоративного питания Наталья Гребеник.
Опрошенные эксперты не смогли спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Под влиянием внешних факторов бизнес, сопутствующий рынку офисных помещений, начал мельчать: количество сотрудников сокращается, небольшие игроки уходят. Цены же, в большинстве случаев, остаются на прежнем уровне или повышаются максимум на 10 %. По мере падения спроса эта тенденция будет усугубляться. В первую очередь пострадают продавцы канцелярских товаров. Спасутся те, которые имеют другие виды деятельности, например, магазины или складские помещения.
У охранных агентств, корпоративного питания и мувинговых компаний запас прочности больше именно за счет разнонаправленности бизнеса. Например, грузоперевозки частных лиц приносят меньше денег, чем обслуживание корпоративных клиентов, но именно они позволят игрокам пережить тяжелые времена, даже если переезды офисов прекратяться полностью. Охранные же фирмы обслуживают еще магазины и частных клиентов.