В Украине умирает автопром: эксперты назвали причины

Изменить ситуацию поможет восстановление кредитования и победа над "бляхами", уверены специалисты

За последние 10 лет украинское автопроизводство уменьшалось внушительными темпами. Так, по данным Ассоциации автопроизводителей Украины "Укравтопром" в мае 2018 года с заводов Украины вышло 442 автотранспортных средства. Это в 10 раз меньше объемов производства авто десятилетней давности, и цифра продолжает уменьшаться.

Пятый месяц подряд статистику формируют только авто марки Skoda, производимые методом крупноузловой сборки на заводе "Еврокар" в Закарпатье. В мае таким образом было собрано 374 машины – это на 39% меньше, чем в предыдущем месяце. По сравнению с маем 2017 года снижение составило 43,5%. Эта статистика не содержит данных от Кременчугского автомобильного завода (КрАЗ), прекратившего раскрывать информацию с августа-2016. Но эксперты подтверждают – цифры адекватно отражают положение, в котором находится автомобильная промышленность Украины, пишет Deutsche Welle.

Реклама

Так, руководитель компании AUTO-Consulting Олег Омельницкий отметил, что  Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ), "Богдан Моторс" и КрАЗ полностью остановили производство легковых авто, а объемы производства на "Еврокаре" сильно упали.

"То производство, что осталось сейчас в Украине находится далеко за гранью рентабельности и сохраняется только при поддержке "материнских" компаний", – пояснил Омельницкий.

По его словам, положение в производстве автобусов и грузовых машин является чуть менее затруднительным из-за меньшей зависимости от конвейерного метода, но речь все равно идет о падении показателей в разы.

Реклама

Как отметил глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко, в 2008 году украинский рынок авто достиг максимума – тогда из около 623 тысяч проданных в стране новых легковушек чуть меньше двух третей былм изготовлены на украинских заводах. Для сравнения, в 2017 году в Украине продали чуть больше 80 тысяч авто, низ них изготовлено в стране было 7 296.

Больше всего ударили по украинским производителям экономическая турбулентность 2008 и последствия противостояния с Россией, первые из которых проявились задолго до аннексии Крыма и войны в Донбассе, отмечают эксперты. Так, по словам Омельницкого, еще в 2012 введение Россией утилизационного сбора на авто уменьшило привлекательность украинских машин для российского рынка.

"Еще тогда РФ фактически начала торговую войну против наших автомобилей", – считает Омельницкий.

Реклама

Далее последовали другие недружественные торговые меры: остановка автовозов, запрет транзита в Казахстан. После начала войны поставки в Россию окончательно прекратились, а транзитные маршруты на рынки Средней Азии и Кавказа были перекрыты.

Впрочем, проблемы постигли производителей и на внутреннем рынке: прекращение кредитования физических лиц после финансового кризиса 2008 года нанесло удар по покупательной способности украинцев, отмечает Назаренко. По его словам, это больше всего повредило бюджетному сегменту авто.

"Евробляхи" и евростандарты

Еще одним вызовом для украинских автопроизводителей стала конкуренция с легально и нелегально импортированными западными авто.

Так, десятилетия назад из-за подписания соглашения со Всемирной торговой организацией (ВТО) Украина была вынуждена уменьшить ввозные пошлины на иномарки с 25 до 10% и убрать ряд преференций для отечественных производителей, рассказывает Омельницкий. А подписание соглашения о зоне свободной торговли с ЕС заставило украинскую сторону ввести экологический стандарт "Евро-5", добавляет Назаренко.

"Поэтому в Украине прекратили собирать такие марки, как Geely, Chery и Daewoo, чьи двигатели не соответствовали новым требованиям", – объясняет эксперт.

Последнего гвоздь в гроб отечественного автопрома, по словам экспертов, забивают нелегальные схемы импорта авто с иностранной регистрацией.

"Если 10 лет назад на европейских номерах ездили только иностранцы, то сейчас, по некоторым оценкам, в Украину таким образом ввезено около 800 тыс. авто", – отмечает Назаренко. По его словам, такие автомобили также в основном занимают нишу бюджетных авто, окончательно вытесняя из нее продукцию украинских производителей.

Омельницкий признает: проблема авто, которые производились в Украине, заключалась и в том, что, кроме "Еврокара", занимающейся сбором Skoda, другие производители изготавливали устаревшие модели. Впрочем, самостоятельно наладить производство более конкурентоспособных авто они были не в состоянии.

"Были планы создать альянсы с китайскими производителями – база и современные разработки были. Но для этого также были необходимы соответствующий рынок и условия", – считает эксперт.

По его словам, несмотря на распространенное мнение об украинском протекционизме в сфере импорта авто, таможенная ставка в 10% не является чрезвычайной. Впрочем, даже если государство решит ввести льготное налогообложение для автопроизводителей, одних только стимулирующих шагов со стороны правительства будет недостаточно, считает Омельницкий.

"Без нормального рынка, без восстановления кредитования для бизнеса и населения и общего улучшения бизнес-климата, инвестиций в производство автомобилей в Украине не будет", – отмечает эксперт.

Напомним, в Верховной Раде уже зарегистрированы два законопроекта, которые призваны урегулировать ввоз в Украину автомобилей на иностранных номерах. Как объясняла "Сегодня" глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина, в одном законопроекте прописано уменьшение размера акцизов с авто, отмена запрета на растаможивание машин, не соответствующих экостандарту "Евро-5", и усиление контроля за перемещением и использованием транспорта, зарегистрированного в других государствах. 

Во втором документе изложен механизм взаимодействия таможенников, полицейских и пограничников, создание автоматизированной системы обмена информацией. Нацполиция получит право проверки авто с еврономерами, а тех, кто не растаможил машину, но ездит, ждут высокие штрафы.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,24
55,04
27,56
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
28,97
59,99
57,99
57,99
28,98
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,21
51,06
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64306.31

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3158.64

Litecoin (LTC)

83.75

Ripple (XRP)

0.53

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять