Сравниваем типы автоматических коробок передач

Конструктивно очень разные, и объединяет их лишь одно — всего две педали в салоне

Трансмиссия автомобиля в широком понимании — это совокупность узлов (сборочных единиц) и механизмов, соединяющих мотор с ведущими колесами. Предназначена она для передачи крутящего момента двигателя к колесам, изменения тягового усилия, скорости и направления движения (вперед или назад). Если забыть о существовании полуосей, ШРУСов, главной передачи, раздаточной коробки, кардана и тому подобного, понятие трансмиссии сужают до ее части — коробки переключения передач и сцепления. И именно эту часть трансмиссии имеют в виду, когда говорят, что она механическая или автоматическая.

СРАВНЕНИЕ. К недостаткам коробки-"автомата" привычно относят повышенный расход топлива, худшую разгонную динамику, медленное переключение передач, меньшую надежность, невозможность буксировки автомобиля, более высокую стоимость и меньшую приспособленность к условиям бездорожья. Добавьте сюда еще более дорогое сервисное обслуживание и невозможность выбраться без посторонней помощи из болота или снежного заноса. Наградой же, компенсирующей весь предыдущий список, становится наличие всего двух педалей — тормоза и акселератора. И — возможность управлять автомобилем без непрерывного выжимания сцепления и размышлений, какую передачу выбрать. Даже самые ярые и опытные фанаты "механики", которые довели манипуляции с третьей педалью и селектором МКПП до автоматизма, не спорят: водить автомобиль, в котором всего две педали, проще.

Реклама

Можно, конечно, вспомнить, что механическая трансмиссия дает опытному водителю больше инструментов для стабилизации автомобиля в аварийной или нестандартной ситуации. Но развитие современных систем активной безопасности делает это ее преимущество все менее значимым. Тем более конструкция и алгоритмы работы "автоматов" постоянно совершенствуются, и их недостатки, ранее бесспорные, перестают быть таковыми.

К тому же под общим бытовым названием "автоматическая трансмиссия" объединены агрегаты с принципиально разными конструкциями и принципами работы. Наличие в салоне всего двух педалей может означать, что двигатель агрегатирован планетарной коробкой с гидротрансформатором (т. н. классический автомат), бесступенчатой трансмиссией-вариатором, роботизированной механикой и преселективной роботизированной коробкой передач с двумя сцеплениями. Особняком стоят кулачковые КПП, которые устанавливаются на спортивных авто: пе­далей в их кабинах три, но сцепле­нием в гонке спортсмены не пользуются.

БЕЗ "РАСКАЧКИ". Каждый из перечисленных типов трансмиссий имеет свои преимущества и недостатки и превосходит обычную механику по тем или иным параметрам. Бесспорными преимуществами последней сегодня остаются лишь меньшая стоимость, способность выбираться из грязевых ловушек (например, раскачка авто на "автомате" потребует больше мастерства, чем "на ручке"), простота обслуживания и в целом большая надежность и долговечность. Да, современные АКПП с каждым поколением доставляют своим владельцам все меньше хлопот, но до беспроблемности механики, масло в которую на заводе заливают с расчетом на весь срок службы, им пока далеко.

Реклама

Именно эти аргументы становятся решающими для многих практичных европейцев, которым приходится ездить преимущественно из пригорода в город по автобанам и которые нечасто переключают передачи. Но и в Старом Свете популярность "автоматов" растет. Особенно ввиду того, что многие их былые недостатки (неэкономичность, "задумчивость" и т. д.) ныне — не более чем миф, а буксировка в Европе утратила актуальность: неисправные автомобили доставляют на СТО на эвакуаторах независимо от типа привода. И еще: большинство современных АКПП имеют секвентальный режим — водитель может переключать передачи произвольно, селектором или подрулевыми лепестками.

КУЛАЧКОВАЯ КОРОБКА

По своей конструкции кулачковая коробка автоматической не является и менять передачи сама не умеет. В кабине оснащенного ею гоночного автомобиля педаль сцепления есть, но переключать передачи пилот может без его выключения.

Реклама

Главное достоинство этих коробок — быстрое переключение. Если на обычной механике для этого нужно минимум 0,6 секунды, то кулачковая трансмиссия сделает это за 0,2 секунды. Переключение производится в секвентальном режиме.

За пределами автоспорта смысла в этой коробке почти нет. Ведь работа с ней требует от пилота очень высокой квалификации, она лишена синхронизаторов, сильно шумит (в штатном режиме — как лишенная масла механика) и требует регулярного обслуживания (замена некоторых пар производится каждые 2—3 гоночных этапа, а ревизия состояния коробки нужна после каждой гонки). Добавьте сюда ее высокую стоимость — и вы поймете, что шансов на массовость у нее немного.

1_25

Дитя автоспорта. Шестерни кулачковой коробки прямые.

КЛАССИКА: ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА

Гидромеханическая планетарная коробка переключения передач состоит из двух частей — гидротрансформатора и, собственно, планетарной КПП. Гидротрансформатор в переключении передач не участвует: он стоит на месте сцепления, подает заданное значение крутящего момента на ведущий вал коробки и гасит толчки при переключении передач.

Особенности работы гидротрансформатора и малое количество передач (их три) у ранних моделей таких трансмиссий (а представили ее еще в 1940 году) стали основным источником потери мощности и увеличения расхода топлива таких АКПП. В 80-х годах прошлого века созданы четырехступенчатые планетарные трансмиссии, в 90-х у таких коробок появилась пятая передача, ручной режим, а управлять переключениями в автоматическом режиме начал компьютер. Сегодня менее чем 6-диапазонные (впервые появились у BMW в 2002 году) трансмиссии этого типа можно считать архаичными, 8-диапазоннная трансмиссия появилась у Lexus в 2007 году, а с 2014 года на Mercedes-Benz E-класса устанавливаются 9-ступенчатые АКПП. Компьютерное управление сделало переключение таких АКПП более быстрым, плавным и гибким, а большое количество ступеней и блокировка гидротрансформатора снизили потери. Эта трансмиссия остается самой неэкономичной и энергозатратной, плохо подходит для маломощных двигателей, зато признана самым надежным и беспроблемным типом "автоматов".

2_56

9G-Tronic. Самая современная 9-диапазонная АКПП.

БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ

Появились вариаторы в середине прошлого века, но очень долго их практическое применение ограничивалось неспособностью передавать большой крутящий момент. Сейчас эта проблема решена, а основные недостатки теперь — сложности с ремонтом и дорогостоящее обслуживание.

Строго говоря, к автоматическим этот тип трансмиссии относится условно — по сути, лишь на том основании, что переключать передачи водителю автомобиля, оснащенного CVT (самое распространенное обозначение бесступенчатой трансмиссии) не нужно. Переключения передач в классическом варианте вариатора не происходит вообще: передаточное число изменяется плавно, без прерывания подачи крутящего момента на колеса во всем диапазоне рабочих скоростей и тяговых усилий. Двигатель при этом работает в режиме номинальной мощности. Благодаря этому вариаторы обеспечивают лучшую, в сравнении с механикой, топливную экономичность и способны обеспечивать сопоставимую с ней разгонную динамику.
Разгон сопровождается равномерным нарастающим жужжанием трансмиссии. Если речь заходит о количестве передач в CVT, то мы должны понимать, что речь идет о неких программно установленных положениях ведущего и ведомого вала, позволяющих водителю вмешиваться в работу трансмиссии вручную.

3_36

Самый экономичный. К тому же обеспечивает неплохую динамику.

РОБОТИЗИРОВАННАЯ МЕХАНИКА

Конструктивно это — обычная механическая коробка с традиционным однодисковым сцеплением, дополненная актуатором — электронным блоком управления. Он обеспечивает переключение передач и включение-выключение сцепления посредством сервоприводов. В таком варианте соединяются преимущества АКПП и топливная экономичность МКПП. Поскольку для приведения в действие исполнительных механизмов требуется время, разгон автомобиля с такой трансмиссией несколько замедленный, а при переключении передач возможны рывки — похожие на те, которые допускает неопытный водитель на обычной механике. Уменьшить их можно, если в момент смены передачи слегка отпускать акселератор. Тормозить двигателем с такой трансмиссией нужно в ручном режиме. При трогании в гору возможен откат назад, поэтому желательно, чтобы автомобиль был оборудован системой Hill Start Assist.

Сама механическая часть надежна и долговечна, но могут выходить из строя актуатор и шлейф управления, замена которых недешевая.

4_24

Механика с довеском. Все решения принимает актуатор.

ДВУХВАЛЬНАЯ РОБОТИЗИРОВАННАЯ

Преселективная коробка передач появилась относительно недавно, как развитие идеи роботизированной механики, но лишенная ее основных недостатков — медленного переключения и рывков, связанных с относительно большим временем отключения двигателя от трансмиссии в момент смены передачи.

Такая коробка считается самым современным и очень перспективным типом автоматической (автоматизированной) КПП. Конструктивная особенность — наличие двух ведущих валов и двух дисков сцепления отдельно для четных и нечетных передач. В таких коробках в зацеплении одновременно находятся две шестерни — например, первой и второй передачи. Переключение между ними происходит практически мгновенно, почти без прерывания подачи крутящего момента на колеса: выключается сцепление "нечетного" вала и одновременно включается сцепление "четного", после чего система вводит в зацепление следующую по очереди передачу. То же самое происходит и при понижении передач: сначала зацепление, потом переключение сцеплений. Обозначают такие АКПП производители по-разному: DSG, SST, DCT, PDK, Povershift, S-Tronic и т. д. Основные достоинства — быстрое переключение, очень динамичный, но плавный разгон, сочетающийся с топливной экономичностью, высокая адаптивность коробки под стиль вождения. Недостатки — очень высокая стоимость, пока еще не слишком большая долговечность (судя по опыту эксплуатации первых поколений), сложность и дороговизна обслуживания и ремонта.

5_10

Расторопная. Переключает передачи практически мгновенно.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,07
54,99
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,80
51,11
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63735.68

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3050.22

Litecoin (LTC)

82.79

Ripple (XRP)

0.52

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять