Как защитить велосипедистов в автомобильном потоке

27 октября 2014, 19:00

Марат Разгуляев

Чтобы лишить украинских велосипедистов сомнительной привилегии вне очереди стать клиентом ритуальных служб, нужно запретить им двигаться по скоростным дорогам

Первые снежинки, растаявшие еще на подступах к земле, стали четким сигналом: велосезон 2014 года практически завершился. Его итоги, с точки зрения аварийности, Департамент ГАИ Украины подведет только в начале следующего года, но вряд ли количество ДТП с участием велосипедистов в этом году будет существенно меньшим, чем в 2013-м. Между тем, в течение прошлого года на велосипедистов было совершено 1648 наездов, в результате чего погибло 292 и травмировано 1455 человек. По сравнению с 10 894 случаями наезда на пешеходов, ставших причиной 1871 смерти и 9928 травм, эти цифры кажутся относительно скромными. Но давайте сравним количество пешеходов и велосипедистов на наших улицах и дорогах. Их соотношение вряд ли будет меньше, чем 1:500 в пользу людей на двух колесах. А это означает, что каждый выехавший на украинские улицы и дороги велосипедист имеет почти в сто раз больше шансов стать жертвой дорожно-транспортного происшествия, чем тот, кто передвигается на своих двоих. Вместе с президентом Клуба автомобильных журналистов Украины Максимом Моргунским "Сегодня" разбиралась, как можно снизить травматизм велосипедистов, которые выезжают на улицы наших городов.

Реклама

_0

УБИВАЕТ СКОРОСТЬ

Вне зависимости от того, что стало причиной ДТП, его тяжесть определяет скорость, с которой двигалось транспортное средство. Специалисты по-разному оценивают вероятность летального исхода при наезде автомобиля на пешехода, но в среднем все сходятся на том, что при скорости до 30 км/час вероятность смерти незащищенного участника дорожного движения ниже 5%. При скорости около 50 км/час она возрастает до 30—40%, при 65—70 эта вероятность увеличивается до 70—85%, а при скорости 80—90 км/час нелетальный исход возможен только при фантастическом везении пострадавшего. Учтем, что в 95% ДТП водитель успевает начать торможение и снизить скорость своего автомобиля как минимум на 10—20 км/час. Учтем и то, что велосипедист, двигаясь в попутном с транспортом направлении со скоростью 20—40 км/час, снижает на эту величину скорость, на которой на него может быть совершен наезд. Следовательно, чтобы снизить смертность и травматизм среди велосипедистов, необходимо запретить им движение не только по автомагистралям, но и по автомобильным дорогам с отдельными проезжими частями, которые отделены друг от друга разделительной полосой и где разрешенная максимальная скорость движения транспортных средств ограничена 110 км/час. Целесообразно также устанавливать знаки "Движение на велосипедах запрещено" в городах одновременно с установкой знака "Ограничение максимальной скорости 80 км/час", поскольку такие участки дорог обязательно имеют менее скоростные улицы-дублеры. В определенных случаях имеет смысл разрешить велосипедистам движение по тротуарам — там, где позволяет ширина. В конце концов, разрешив велосипедистам использовать пешеходные дорожки, можно законодательно ограничить их скорость на тротуарах 15-ю километрами в час. Так же, как ограничена скорость транспорта в пешеходных зонах.

БЕРЕГИ ГОЛОВУ

Реклама

Среди мотоциклистов только самые отпетые соискатели премии Дарвина за самую нелепую смерть не носят защитные шлемы. Защищают свою голову от последствий "асфальтовой болезни" и скутеристы, по крайней мере те из них, у которых есть что защищать. Между тем такие же уязвимые на дороге велосипедисты в массе своей до сих пор игнорируют этот элемент защитного снаряжения. Поэтому в новой редакции Закона о дорожном движении и новых ПДД должно появиться обязательное требование к велосипедистам, выезжающим на дороги общественного пользования: передвигаться исключительно в велошлеме.

В тренде
Отставка министров, земельный закон и зарплаты в СБУ – самое главное о деньгах СЕГОДНЯ
Владислав Криклий, Игорь Петрашко, Максим Степанов / Коллаж "Сегодня"
В тренде
Антирекорд за 8 месяцев: в Украине заметно подешевел доллар
Так дешево доллар не стоил с сентября-2020
В тренде
В Украине изменят маркировку мяса, меда и оливкового масла
Фото: REUTERS/Ajeng Dinar Ulfiana

_01_30

НУЖНЫ ПРОФЕССИОНАЛЫ

Велодорожки, которые на сегодняшний день проложены, к примеру, в украинской столице, не выдерживают критики. Большинство из них начинается ниоткуда и ведет в никуда, а чтобы проехаться по ним несколько минут, велосипедистам приходится преодолевать десятки километров по неприспособленным скоростным дорогам общего пользования. Как правило, маркированы эти дорожки плохо, а нанесенная на них разметка давно исчезла, не выдержав столкновения с суровой погодной действительностью. Кроме того, зачастую автомобилисты, игнорируя знаки, превращают велодорожки в автопарковки. В Украине почему-то сложилась традиция, что заниматься организацией движения велосипедистов можно "по остаточному принципу", да и дело это, якобы, совсем нехитрое. Совсем по-другому подходят к этому вопросу в Европе (см. фото). Поэтому, каким бы крамольным ни выглядело это предложение, но украинцам стоит прекратить заниматься велопрофанацией и в столице, и в других городах страны. Самый оптимальный вариант — определить несколько райцентров и один не очень крупный областной центр, а затем создать в них нормальные условия обитания для велосипедистов. И только завершив эти пилотные проекты и подготовив грамотных специалистов, можно приступать к строительству велодорог по всей стране. А до этого времени велосипед лучше использовать как спортивный снаряд для прогулок по паркам и лесам. Дело вовсе не в "ущемлении прав велосипедистов". Просто сегодня дорожное движение в Украине организовано так, что люди на двух колесах рискуют вне очереди стать клиентом травматологии — в лучшем случае, или клиентом ритуальных служб — в худшем. И спорить с этим — все равно что отстаивать право "стоять под стрелой" и "влезать туда, где убьет".

Реклама

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять