Как безопасно экономить на поездке: все прелести и опасности сервисов поиска попутчиков

Что такое карпулинг и райдшеринг, чем они отличаются от старого доброго автостопа и какие трудности ждут тех, кто решил впервые найти попутчиков

На майские праздники украинцы снова столкнулись с нехваткой билетов. Репетиция лета подтвердила: уехать на отдых спонтанно по-прежнему тяжело, и популярные направления раскуплены на месяц вперед. Отправиться во Львов или Одессу в час пик можно либо на "верхних боковых", либо в дорогущем СВ, либо автобусом — что ненамного дешевле СВ и так же неудобно, как боковые полки в плацкартном вагоне. Поездка на своем авто при нынешних ценах на бензин обойдется еще дороже — если, конечно, не разделить затраты на топливо между несколькими пассажирами.

Именно поэтому в последние несколько лет в Украине набирает обороты такой способ передвижения, как совместные поездки на одной машине. Это выгоднее, быстрее и часто намного удобнее, чем путешествие общественным транспортом. Причем чтобы попасть в заветное место, голосовать на трассе не нужно — попутку или попутчика легко можно найти в интернете. Но под вопросом остается безопасность: несколько часов в авто с незнакомцем оставляют приятные впечатления далеко не у всех. Как сделать поездку приятной и безопасной, выясняла "Сегодня".

Реклама

СТАРЫЙ НОВЫЙ АВТОСТОП

Карпулинг (от англ. car — машина и pool — объединение) или райдшеринг (ride — поездка и share — делиться) в Европе и США представляет собой целое движение. Это часть культуры совместного потребления (Sharing Economy), которая направлена на экономию природных ресурсов. В западных странах водителя и пассажира стимулируют объединяться на государственном и муниципальном уровне: например, во многих городах авто с салоном, заполненным пассажирами, могут ехать по отдельной полосе, тогда как водители-одиночки в час пик должны двигаться в общем потоке. Расчет тут простой: чем больше людей едет в одной машине, тем меньше машин на дороге. И, соответственно, тем меньше топлива будет сожжено, и тем меньше выхлопов уйдет в атмосферу. Вдобавок к этому карпулеры получают серьезную экономию личных средств — ведь поезд, автобус и даже метро в Европе и Штатах стоят гораздо дороже, чем у нас.

Украинцы, в отличие от иностранцев, пока только осваивают культуру совместных поездок на автомобиле. Онлайн-площадки по поиску попутчиков массово начали появляться в нашей стране всего три-четыре года назад. Сегодня "поймать тачку" или найти пассажира в интернете можно как минимум на десяти разных сайтах и тематических страницах в соцсетях. Достаточно задать в поиске интересующий маршрут и дату выезда и указать, кого вы ищете, — водителя либо спутника для поездки.

Реклама

Впрочем, цивилизованных сервисов (с регистрацией, подтверждением контактных данных и системой рейтинга водителей и пассажиров) у нас все равно остаются единицы. И проблема на самом деле в нашем обществе, не привыкшем к обязательствам: зачастую и водители, и пассажиры попросту не хотят тратить время на заполнение регистрационной формы, и не считают нужным рассказать о себе и своих требованиях. А ведь, между тем, онлайн-автостоп имеет как несомненные плюсы, так и немало минусов. И чем больше вы будете знать о своих неслучайных попутчиках — тем ниже риск получить плохие впечатления от поездки, остаться с чемоданами на пустой трассе либо полдня прождать необязательных пассажиров.

-1_131

ВОДИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Реклама

Карпулерам-водителям также стоит соблюдать ряд правил ради безопасности и комфорта. "Неприятно, когда пассажиры срывают запланированную по времени поездку, — отмечает владелец Nissan Илья (регулярно ездит из Львова в Харьков через Киев). — Иногда объясняешь, что проездом в городе, а человек заставляет ждать себя 30—40 минут. Поэтому уточняйте, сколько времени готовы ждать пассажира. Также сразу обсуждайте маршрут поездки и место, где высадите человека — чтобы потом не было претензий. И укажите примерное время, которое планируете провести в пути: однажды пассажир обвинил меня в том, что опоздал на поезд. Я не курю, поэтому предупреждаю сразу, что не делаю остановки для перекура. И обязательно оговаривайте багаж, особенно если берете несколько пассажиров: чемоданы не должны стоять у людей на коленях".

"Что касается безопасности, то я не беру в поездку двоих и больше знакомых между собой мужчин. Знаю случай, когда люди на заднем сиденье втихую распивали алкоголь, а потом одному стало плохо прямо в машине, — говорит Илья. — Могу взять семейную пару или подружек-женщин. Если получается, соглашаюсь на предварительную встречу, если попутчик из другого города — изучаю профайл на сайте и прошу ссылку на страницу в соцсетях. Также я беру у пассажиров паспортные данные и отправляю их родственникам. И оставляю за собой право осмотреть багаж пассажира, если он вызывает у меня подозрение".

ПАССАЖИРСКОЕ СИДЕНЬЕ: ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Негласно считается, что во время поездок автостопом больше рискует именно пассажир. Он должен подстраиваться под водителя, принимать его музыкальные пристрастия, терпеть его вредные привычки. "Но так быть не должно, — уверена карпулер с трехлетним стажем, киевлянка Ольга Мисниченко. — Не надо думать, что водитель делает вам одолжение, потому что везет дешевле. Вы платите деньги, а значит, имеете право требовать к себе уважительное отношение. Но для этого надо искать адекватного водителя. Советую никогда не выбирать по цене: главными критериями выбора должны стать водительский стаж, статус и рейтинг человека на сайте. Многие площадки публикуют отзывы людей, которые уже ездили с этим водителем, — их нужно обязательно читать. Хорошо, если водитель заранее описал в профайле свои предпочтения: отношение к скорости, курению, музыке, домашним животным. Как-то раз мне пришлось ехать на заднем сиденье с огромным, хоть и дружелюбным, лабрадором".

Перед поездкой нужно созвониться с водителем и обсудить поездку. "Нужно оговорить место встречи и цену, узнать личную информацию — фамилию, имя, возраст, место работы. Эти данные после разговора я всегда проверяю в соцсетях, — рассказывает Ольга. — Также уточните техсостояние машины и узнайте, что будет делать водитель в случае поломки: мне однажды пришлось добавлять водителю на вызов эвакуатора. Правда, деньги он потом мне вернул. Если есть возможность, лучше встретиться с водителем до поездки, и попросить его показать вам документы. Паспорт и права лучше сфотографировать, а фото перед поездкой обязательно разошлите своим близким. Если вам не хотят показывать документы или запрещают их фотографировать, от поездки стоит отказаться. И совет для девушек: выбирайте водителя-женщину, а если такой возможности нет — отдавайте предпочтение водителю, у которого уже есть несколько пассажиров, и среди них есть женщины. Так ехать вам будет гораздо спокойнее".

new_image2_379

Иногда в поездки берут и собак

БЫСТРЕЕ, БЛИЖЕ, ДЕШЕВЛЕ

Преимуществ у совместных поездок довольно много.

Во-первых, что особенно актуально для украинцев, — это экономия. Добраться из пункта А в пункт Б карпулерам можно в полтора-два раза дешевле, чем поездом или рейсовым автобусом (см. таблицу).

Во-вторых — комфорт и скорость передвижения. Если не считать поезда "Интерсити", железнодорожный транспорт в этом плане очень проигрывает автомобилям: например, на дорогу в Харьков обычным поездом придется потратить 9 часов, тогда как в машине расстояние можно преодолеть за 5—6 часов.

В-третьих, возможность уехать оттуда и доехать туда, куда нужно именно вам. Например, далеко не всегда карпулеру надо ехать из пригорода Киева на столичный ж/д вокзал, а водители иногда соглашаются забрать пассажира едва ли не из дому. В-четвертых, большую роль играет компания: в долгой ночной поездке за рулем многим нужен собеседник, который не даст уснуть и развеет монотонность дороги.

О недостатках карпулинга говорят не так часто, и преимущественно на интернет-форумах. Но от этого их меньше не становится. Самый главный — так называемый человеческий фактор. Как водитель, вы не можете предугадать, кто сядет к вам в машину, и не придется ли после поездки отлеплять от заднего сиденья жвачку. А пассажиру сложно прогнозировать, будет ли водитель лихачить на дороге, курить в салоне, или какую музыку придется слушать на протяжении нескольких часов пути.

Бывает и так, что кто-то из спутников нарушает договоренность — например, не приезжает либо не приходит на место встречи. Потом это может объясниться поломкой авто или болезнью, но планы все равно окажутся сорваны. И, наконец, нельзя избежать ситуаций, когда водитель запрашивает цену выше, чем было оговорено заранее, или высаживает пассажиров там, где ему удобно, а не там, где было оговорено ранее.

АВТО БОЛЬШОГО ГОРОДА

Уехать с попутчиком или в качестве попутчика можно не только в другой город. В последнее время в Украине стали популярны сервисы динамического карпулинга — совместных внутригородских поездок. Если раньше люди подвозили на работу соседей и друзей, то теперь в поисках экономии готовы поделиться своим авто со всеми, кому подойдет их ежедневный маршрут — чтобы сэкономить, разделив с другим человеком расходы на топливо. Выглядит это так же, как и для междугородных поездок: загружаете мобильное приложение или открываете нужный сайт на компьютере, выбираете маршрут и ищете водителя либо спутника.

"Я живу на Троещине, а работаю на Южной Борщаговке, — рассказывает киевлянка Алена Шпак. — Дорога каждый день отнимает 3 часа моего времени. Недавно в интернете нашла человека, который живет на соседней улице, и три раза в неделю по утрам ездит в мою сторону. Подвозит он меня за 15 грн, а на дорогу уходит от силы 40 минут".

Сейчас у нас таких сервисов немного: отдельный ресурс есть только в Киеве. Но многие успешно ищут попутчиков на работу в соцсетях и на сайтах бесплатных объявлений. "С точки зрения безопасности, это не очень хорошее решение, — считает Ольга Мисниченко. — Любая поездка с незнакомым человеком, даже в пределах родного города, подвергает вас риску.

Поэтому, прежде чем отправиться в путь, изучите профиль водителя, и сообщите близким номер авто, в котором вы будете ехать. Важно, чтобы водитель тоже увидел, что информация о нем и его машине передана другим людям".

СЕРВИСЫ ПОИСКА ПОПУТЧИКОВ

BlaBlaCar. Один из самых крупных и популярных ресурсов по поиску попутчиков. Работает в виде сайта и как мобильное приложение. Нацелен на междугородные и международные поездки (можно найти попутчика в Польшу, Беларусь, Чехию). Нужна предварительная регистрация и/или привязка профиля из соцсетей. Есть подтверждение мобильного телефона и электронной почты, система отзывов, рейтинг карпулера на сайте, его требования к поездке. Есть поиск попутчиков по критериям (например, только среди женщин).

Попутка. Сайт по поиску попутчиков между городами Украины, мобильного приложения нет. Много маршрутов в Крым (предложения от перевозчиков). Регистрация на сайте обязательна, но лишь для подачи объявления. Для поиска спутников регистрироваться необязательно. Есть возможность добавлять и просматривать отзывы, присутствует рейтинг карпулера. Сайт удобный, но плохо модерируется: много спама в отзывах и самих объявлениях.

Подвезу. Сайт междугородных поездок. Много предложений по поиску попутчиков для регулярных поездок по Киеву. Мобильного приложения нет. Чтобы добавить объявление или связаться с человеком, который опубликовал свое предложение, необходима регистрация. Есть система рейтинга, многие карпулеры размещают свое фото.

Автостопом. Небольшой сайт без мобильного приложения. Направления преимущественно международные (Россия, Германия). Регистрация через электронную почту обязательна для подачи объявления. Размещают объявления в основном перевозчики. Система рейтинга и возможность добавлять отзывы отсутствует.

Easy2go. Сервис поиска попутчиков для поездок по Киеву. Работает как сайт и как приложение, есть возможность "подписаться на маршрут" (получать уведомления о новых предложениях по нужному вам направлению). Для подачи объявления и связи с другими карпулерами нужно зайти на сайт через Facebook. Поиск маршрута осуществляется с указанием точного адреса отправления и прибытия, причем система часто выдает на запрос 3—4 более-менее подходящих маршрута. Есть предложения добраться из одного края столицы в другой за символические 10 грн.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,02
54,97
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,67
51,11
26,87
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63449.46

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3071.81

Litecoin (LTC)

81.65

Ripple (XRP)

0.5

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять