Из-за чего происходит перерасход топлива у автомобиля и как его избежать

К нездоровому аппетиту авто приводят неполадки в авто, перегруз и плохое топливо

С начала года ценники на АЗС "потяжелели" в среднем на 55 копеек. Прогнозы экспертов неутешительные: горючее для авто продолжит дорожать. К лету стоимость популярного 95-го может перевалить за 30 грн, примерно столько же будет стоить премиальный дизель. Все зависит от цены нефти и курса гривни. "При условии, что нефть будет стоить $65—70 за баррель, а гривня ослабнет хотя бы на 5% — ценники на АЗС могут дойти до 30 грн за литр бензина", — полагает член набсовета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. "Прокормить" железного коня уже и сейчас накладно, поэтому автовладельцы начали обращать больше внимания на расход топлива. Кто-то сравнивает аппетит своего авто с паспортным расходом, кто-то советуется с хозяевами аналогичных машин, кто-то спешит на СТО, подозревая неполадки под капотом. На самом деле первой причиной прожорливости авто эксперты называют качество "корма", то есть топлива. На втором месте — манера вождения, на третьем — режим езды. В совокупности эти факторы могут сделать расход топлива на 40—60% выше, чем у соседа на таком же авто.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ АВТО "ЕСТ" БОЛЬШЕ: ОПРЕДЕЛЯЕМ РАСХОД

Реклама

Если в один не слишком прекрасный день вы решили, что ваша машина ест больше, чем положено, сначала определитесь, что стало основанием для такого вывода. Некоторые просто натыкаются на цифры паспортного расхода топлива и с ужасом высчитывают разницу. Она может составлять у разных водителей от двух-трех до десяти литров на 100 км пути. Так вот: если речь идет о нескольких литрах — это не основание обвинять автомобиль в прожорливости. "Дело в том, что автопроизводитель делает замеры расхода топлива в идеальных условиях, — поясняет директор СТО "Автокомп Сервис ЛТД" Руслан Кулагин. — На специальном стенде, с помощью автоматики, без водителя, без нагрузок дополнительного оборудования (кондиционер, свет фар), на полностью исправном автомобиле, в который залито эталонное топливо, и в отсутствии сопротивления воздуха. Это делается для того, чтобы полученные результаты могли быть в любой момент подтверждены на аналогичных испытаниях. Эти данные позволяют объективно сравнивать автомобили разных производителей. Но в реальных условиях они не могут быть нормами практического, эксплуатационного расхода".

Также нельзя судить об аппетитах машины на основании резко возросших трат на топливо. Во-первых, цены не стоят на месте. Во-вторых, вы вряд ли заправляете авто одним и тем же топливом на одной и той же АЗС из одного и того же пистолета. Чтобы сделать какие-то выводы, нужно предельно точно определить расход топлива в автомобиле. Для этого может понадобиться несколько дней. "Алгоритм действий таков, — советует Кулагин. — Заливаем на заправке до 1-й отсечки пистолета полный бак. Обнуляем одометр и накатываем 100 км и более (чем больше км, тем точнее результат). Фиксируем данный пробег. На той же заправке, желательно тем же пистолетом, заливаем до 1-й отсечки полный бак топлива и фиксируем, сколько литров вошло. Делим количество зафиксированных литров на точный пробег по одометру, умножаем на 100 — и получаем реальный расход топлива вашего автомобиля на 100 км пробега".

new_image5_176

Реклама

Износ авто может давать расход на 1—2 л больше

"Обычно рост расхода начинается с 5—7%, которые в бытовых условиях своевременно заметить практически невозможно, — отмечает автор Методики экономичного вождения легкового автомобиля Андрей Сидоренко. — Повод задуматься возникает, если есть отличие более 10%". При этом отличие должно быть от предыдущих ваших же показателей, а не от цифр из форумов в интернете. Играет роль даже то, какой период вы выбираете для сравнения. "Существует такое понятие, как естественный износ авто, который может давать расход на 1—2 литра больше. Это неизбежный процесс: машина с пробегом в 70 тыс. км будет потреблять меньше, чем после 150 тыс. км", — подчеркивает директор СТО "КарСервис" Владимир Мельник. Во всем остальном факторы, которые влияют на перерасход топлива, можно разделить на субъективные ("человеческие") и объективные ("технические"). Прежде чем тратить деньги на автосервис, стоит попробовать повлиять на то, что подвластно именно вам.

new_image_326

Реклама

Проверку нужно делать на одной и той же заправке

БЫСТРЕЕ ЕДЕШЬ — БОЛЬШЕ ТРАТИШЬ

Первым номером в списке субъективных факторов, которые влияют на аппетит "коня", эксперты называют стиль вождения: по словам Сидоренко, нерациональная манера езды может добавить к расходу топлива 20—25%. А Мельник считает, что перерасход у лихачей может достигать 40% и более: "Сравните водителя на служебной машине, который заинтересован экономить бензин, и молодежь, которая уходит из-под светофора с визгом резины. Если вы нацелены на экономию топлива — забудьте об агрессивной езде". Главное правило рационального вождения — отсутствие резких движений на дороге. Сбавьте скорость (60 км/ч вместо 90 сэкономят 1,5 литра бензина на 100 км). Сохраняйте равномерность движения ("метания" по дороге в поисках лучшего места сжигают на 15—20% больше топлива). "Старайтесь не срывать машину с места, а разгонять в том режиме, где у двигателя максимальный КПД. А тормозить лучше двигателем. Любое торможение кроме аварийного — свидетельство неправильного выбора скорости", — рекомендует Сидоренко. В общем, активнее едем — больше тратим.

ПЕРЕГРУЗКА. Вторая причина перерасхода заключается в перегрузе авто. Бокс на крыше (даже самый аэродинамический), сменная резина в багажнике и кладовка вместо салона — подсчитано, что каждые 45 кг дополнительного веса в машине увеличивают расход топлива на 2%. А всякие "накрышные" установки еще и ухудшают аэродинамику.

МЕНЬШЕ ЭЛЕКТРОНИКИ. Свою, пусть и небольшую, долю вносит привычка на полную катушку использовать в машине электронику. Например, постоянная работа климатической системы увеличивает аппетит авто на 1,5 л в час. "Не двигайтесь со включенным кондиционером и при этом открытыми окнами, не включайте свет фар в дневное время суток, не тратьте больше пяти минут на прогрев двигателя. Но, в то же время, не забывайте его прогревать", — перечисляет Кулагин.

МАРШРУТ ПО ПЛАНУ. Также много зависит от режима движения. "Если один и тот же километраж преодолеть по свободной трассе и пробкам — расход топлива будет отличаться в 1,5—3 раза", — говорит Мельник. Выход в этом случае лишь один — планируйте маршрут. Подбирайте оптимальное время и выбирайте менее загруженные дороги, чтобы если не избежать заторов, то провести в них как можно меньше времени. Также делайте скидку на погодные условия: зимой топлива всегда тратится больше, чем летом. "Обстоятельный" прогрев авто плюс постоянный обогрев салона, пробуксовка на льду, "маневры" на снежной каше — это может увеличивать зимние затраты горючего на 20—50% в зависимости от активности использования автомобиля. Конечно, повлиять на погодные условия вы не в силах. Однако, если дороги обледенели, а выезды замело сугробами — стоит оставить машину дома.

new_image3_263

Лихачи на дороге тратят на 40% больше топлива

"МУСОР" В  БАКЕ: МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПО ЗАПАХУ

Очень существенно на расход топлива в машине влияет непосредственно само топливо. Если вы привыкли заправляться где попало — будьте готовы к скачкам автомобильного аппетита. Дело здесь не столько в недоливах, которые на нынешних автозаправках встречаются все реже. Проблема — в некачественном топливе, которое как раз и является основой заработка на некоторых АЗС. "Продавать качественный бензин в нашей стране законодательно невыгодно, — говорит Сидоренко. — По ДСТУ, плотность бензина 95-евро лежит в пределах 720—775 кг/ куб. м. Таким образом, из одной тонны бензина в первом случае получается 1389 литров, а во втором — 1290 литров. Почти 100 литров разницы на тонне только лишь за счет манипуляций с плотностью! Украинские сети АЗС стремятся импортировать как можно более качественное топливо, в которое потом добавляют газоконденсат или любые другие углеводороды. А разницу в октановом числе можно компенсировать присадками".

Методом проб и ошибок выбирайте заправкус хорошим топливом.

В то же время плотность бензина прямо пропорциональна удельной теплоте сгорания. Чем ниже плотность, тем ниже теплота сгорания и тем меньше на таком топливе проедет автомобиль. Поэтому в нашей стране так распространена ситуация, когда на полном баке из разных заправок машина может проехать по той же дороге меньше на 100 км. Что делать в этой ситуации — методом проб и ошибок выбрать одну или две заправки с более-менее качественным продуктом и стараться пополнять запасы топлива только там. А чтобы определить качество бензина, нужно в прямом смысле слова довериться своему нюху. "Когда вы заводите автомобиль утром и чувствуете в выхлопных газах явный запах ацетона или нафталина — это означает, что в бензине есть примесь газового конденсата", — акцентирует Сидоренко.

Мало того, что "бодяжное" топливо расходуется быстрее, — при регулярном использовании оно становится причиной технических неисправностей в двигателе авто, которые влекут за собой еще больший перерасход, уже независимо от качества залитого бензина или дизеля. "Очень часто из-за качества украинского топлива засоряются форсунки. При этом из-за неравномерного наполнения цилиндров топливом возрастает расход. Также на нашем топливе намного раньше выходят из строя свечи зажигания, — приводит примеры Сидоренко. — Кстати, зачастую к повышенному расходу бензина ведет использование газа. Поскольку газ и бензин имеют разную температуру воспламенения, водители часто используют в таких двигателях свечи, которые плохо подходят для запуска и прогрева двигателя, осуществляемых на бензине".

КАКИЕ НЕИСПРАВНОСТИ ПРИВОДЯТ К ПЕРЕРАСХОДУ ТОПЛИВА

Прожорливость машины, связанная с техническими факторами, тоже в первую очередь вина автовладельца. Например, кто помнит, что нужно регулярно (раз в месяц, а зимой — раз в две недели) проверять давление в шинах? А ведь делать это можно самому (причем не пнув колесо ногой, а при помощи манометра). Недостаточное давление в шинах увеличивает расход топлива до 10%. Такой же процент перерасхода дает неотрегулированное развал-схождение: машину заносит на дороге, управляемость падает, количество маневров растет. А регулярная замена воздушного фильтра на наших пыльных дорогах — это вообще вопрос насущной необходимости. "Пока автомобиль находится на гарантийном обслуживании, водители заезжают на сервис каждые 7—10 тыс. км, — отмечает Мельник. — Как только "гарантийка" закончилась — визиты становятся все реже. Авто 2004—2007 годов выпуска сегодня просто "убиваются" своими владельцами: они ездят, пока не остановится".

new_image2_312

Давление в шинах. Недостаточное — увеличивает расход на 10%

Если говорить о техническом состоянии автомобиля, главное правило топливной экономии заключается в его своевременном и регулярном обслуживании. Не стоит экономить на замене технических жидкостей или расходных запчастей, при этом все они в идеале должны соответствовать рекомендациям завода-изготовителя. Например, слишком вязкое (конкретно для вашей марки авто) масло приведет в потере мощности и к быстрому износу двигателя. Расход топлива при этом, кстати, тоже растет. "На самом деле в авто все элементы конструкции влияют на расход топлива, начиная от правильного давления в шинах и состояния воздушного фильтра и заканчивая ошибочными показаниями датчика температуры охлаждающей жидкости или датчика потока воздуха во впускном коллекторе. Иногда достаточно подкачать шины, но бывает и так, что проблему перерасхода топлива нужно решать поэтапно из-за комплекса причин", — подчеркивает Кулагин.

К причинам нездорового аппетита авто, которые трудно определить на глаз, относится целый перечень неполадок. "Например, неисправность в электронной системе управления двигателем: датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик положения дроссельной заслонки, датчик разряжения воздуха во впускном коллекторе, датчик скорости потока воздуха во впускном коллекторе, кислородные датчики, клапан EGR, клапан холостого хода, — перечисляет Кулагин. — Неисправность топливной системы (форсунки, топливный насос, регулятор давления топлива, топливный фильтр), выход из строя катализатора, температурный режим работы двигателя; проблемы ходовой и тормозной частей авто (клинят тормозные суппорты, перетянуты или клинят ступичные подшипники). Неисправность автоматической или механической трансмиссии, неполадки двигателя (износ цилиндро-поршневой группы, газораспределительного механизма, кривошипно-шатунного механизма). По "техническим" факторам расход топлива может увеличиваться до 50%, но решать проблему нужно с помощью автосервиса, дабы не навредить автомобилю еще больше".

new_image4_215

Профосмотр на СТО. Нужно делать регулярно

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,55
53,04
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,20
55,04
27,56
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,16
51,05
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

66449.05

Dogecoin (DOGE)

0.16

Ethereum (ETH)

3266.9

Litecoin (LTC)

87.13

Ripple (XRP)

0.55

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять