Плюсы и минусы электронных систем безопасности в автомобиле

В каких случаях электронные системы хуже навыков водителя

Системы активной безопасности. Помогают водителю, но надеяться на них стоит далеко не всегда
Системы активной безопасности. Помогают водителю, но надеяться на них стоит далеко не всегда
Радар. Ощупывает дорогу и распознает пешеходов-невидимок
Радар. Ощупывает дорогу и распознает пешеходов-невидимок
Система. Сканирует поток, но может ошибаться в непогоду. Фото Бош
Система. Сканирует поток, но может ошибаться в непогоду. Фото Бош
Пример работы. Благодаря АБС водитель смог совершить маневр. Фото Daimler
Пример работы. Благодаря АБС водитель смог совершить маневр. Фото Daimler
Противозаносная система. Помогает удержать авто на повороте
Противозаносная система. Помогает удержать авто на повороте
1/5

Практически каждый современный автомобиль снабжен набором электронных систем безопасности — начиная с антиблокировочной системы тормозов (АБС) и заканчивая полным автопилотом. Реклама гласит, что электронные помощники позволяют лучше контролировать машину и в разы снижают риск попасть в ДТП. Но это — в теории. На практике машины, например, с АБС попадают в аварии точно так же часто, как и машины без нее, а дорогущие внедорожники с противозаносной системой в гололед уносит с дороги наравне с "Ланосами". Дело в том, что электроника не всегда является панацеей. Более того — часто, уверовав в системы безопасности, водитель переоценивает возможности своего автомобиля и идет на неоправданный риск. А затем, когда возникает аварийная ситуация, полностью доверяет электронике принимать решение, "когда тормозить, а когда ехать". В большинстве случаев это оправданно, но время от времени случаются нестандартные ситуации и компьютер подводит. В результате на автомобильных форумах часто встречаются истории людей, которые делятся тем, что "Я давил на педаль тормоза, а машина ехала дальше — АБС не дала затормозить" или "Хотел чуть притормозить, а меня вынесло на встречную и ESP не помогла", "Объезжал препятствие, и меня внезапно развернуло, хотя машина хорошая".

Реклама

Мы проанализировали с десяток подобных историй. В основном их герои — водители, которые не прошли путь "от простого к сложному" (например, от "Ланоса" до "Мицубиси"), а сразу сели в новый "безопасный" автомобиль, езда на котором похожа на компьютерную игру, а не управление источником повышенной опасности. "Сегодня" с помощью экспертов автошколы повышения водительского мастерства "Корда-Профи" Евгения Середницкого составила перечень исключений, при которых неумелое использование возможностей электронных систем безопасности может привести к ДТП.

АБС: НЕ ДЛЯ ТОРМОЗОВ, А ДЛЯ КОНТРОЛЯ

О том, как работает антиблокировочная система тормозов (АБС), общеизвестно. Но многие водители считают, что ее главное предназначение заключается в том, чтобы сократить тормозной путь, тогда как на самом деле — сохранить контроль над автомобилем.

Реклама

Без АБС. Если при экстренном торможении нажать на педаль тормоза сильнее, чем необходимо, колеса могут заблокироваться и авто без АБС, как бы водитель ни крутил руль, перестанет слушаться управления и будет ехать прямо. И только опытный и хладнокровный водитель сообразит отпустить на мгновение педаль тормоза, чтобы вновь обрести контроль над машиной, а затем, используя импульсное торможение, погасить скорость.

С АБС. От водителя требуется лишь посильнее нажать на педаль тормоза и электроника сама остановит машину. Но далеко не всегда это решение является лучшим — если даже колеса и не заблокированы, остановочный путь может быть недостаточным, чтобы остановиться вовремя. АБС позволяет замедлиться, а затем безопасно объехать возникшее внезапно препятствие. В независимости от наличия АБС, остановочный путь можно сократить за счет торможения двигателем.

КОГДА КОМПЬЮТЕР ЛУЧШЕ ОТКЛЮЧИТЬ

Реклама

В большинстве современных автомобилей в паре с АБС работает и противобуксовочная система. Как только датчики АБС фиксируют пробуксовку ведущих колес, она автоматически уменьшает тяговое усилие (обороты) двигателя, а в некоторых случаях притормаживает те ведущие колеса, которые начинают буксовать. Сделано это для того, чтобы обеспечить максимально возможный разгон автомобиля при плохом дорожном покрытии. В результате автомобили, оснащенные противобуксовочной системой, способны плавно трогаться даже на льду или гравийном покрытии, а также более устойчивы в поворотах при движении с небольшим ускорением. Но есть и обратная сторона — противобуксовочная система часто блокирует колеса при попытке выехать из сугроба или из снежной каши, а также иногда мешает подняться на горку на малых оборотах двигателя. В таких случаях ее нужно отключить (либо кнопкой, либо в настройках бортового компьютера — смотрите инструкцию).

Читайте также: Новые технологии уберут водителя от руля

ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ

1. Тип покрытия. В большинстве случаев остановочный путь за счет работающей АБС является меньшим, чем при заблокированных колесах. Но на некоторых типах покрытий он может быть и большим, например, если дорога покрыта гравием или обледенела (имеется в виду не гладкий лед, как на катке, а щербатый с наплывами и впадинами, как во дворе). В этом случае, тормозной путь с АБС выше, чем при заблокированных колесах, на треть. Опасно ведет себя машина с включенной АБС на рыхлом снегу — при торможении со скорости 50 км/ч остановочный путь с включенной АБС в 1,5—2 раза больше, чем без нее. Также увеличивается он и в том случае, если при торможении колеса одного из бортов находятся в луже — на скорости50 кмв час машина без АБС останавливается раньше на 1,5—2 метра (но при этом существует риск, что ее развернет).

2. Обычный поворот. Также не все водители знают особенности поведения автомобиля с АБС в повороте. Если на авто без АБС нажатие на педаль тормоза в повороте на скользком покрытии приводит к сносу либо заносу (в зависимости от ситуации и привода), то на машине с АБС события могут развиваться иначе — авто сохраняет направление движения, лишь увеличивая и уменьшая радиус поворота. То есть управляемый занос выполнить нельзя. 3. Крутой поворот. Но это — если скорость автомобиля небольшая. А если больше, например,50 кмв час и поворот достаточно крутой? Тогда возникает боковая перегрузка, которая достигает такой величины, что одно из колес теряет контакт с поверхностью. Тормозить в этом случае даже в напичканном электроникой автомобиле очень опасно. Компьютер считает, что под этим колесом находится поверхность с нулевым коэффициентом сцепления и перебрaсывает тормозной момент. В итоге — неминуемый занос, разворот, а то и переворот.

4. Дорожные ямы. Наезд на яму (либо другую дорожную неровность) на скорости может привести к аварии из-за особенностей поведения АБС: колеса блокируются в воздухе (в тот момент, как машина попала в яму и потеряла сцепление), срабатывает АБС и... машина не останавливается, а едет дальше — тормозной путь увеличивается.

5. Навыки. АБС может привести к аварии в том случае, если водитель только-только пересел с автомобиля без АБС на новый (с ней). Во-первых, необычное подрагивание педали тормоза многих пугает (кажется, что авто не тормозит). Во-вторых, многие импульсивно нажимают на педаль при торможении, чем дезинформируют блок управления.

РИСКИ НА "АВТОПИЛОТЕ"

Такая система безопасности, как адаптивный круиз-контроль (ACC), в базе пока что устанавливается лишь на дорогие автомобили либо идет как опция. Однако с каждым годом стоимость этой системы снижается и, судя по мировым тенденциям, в ближайшем будущем адаптивный круиз-контроль будут устанавливать повсеместно.

Встроенный в авто радар сканирует поток и в случае приближения к идущему впереди автомобилю ближе, чем нужно, автомобиль снижает скорость (АСС включает тормозную систему). А при ускорении впереди идущего автомобиля система ACC увеличивает ее.

Адаптивный круиз-контроль зависит от работы тормозных систем безопасности ABS и ESP. Если какая-либо из этих систем неисправна, АСС отключается. То есть система довольно безопасна и надежна.

Увы, недостатки есть.Так, датчики могут глючить при плохой погоде. В результате известны случаи, когда ACC при попадании на "прицел" датчика мокрого снега (осенью — мокрых листьев) система ошибочно считала, что впереди на опасной дистанции едет автомобь и резко "била по тормозам". Именно такой случай произошел у нас на одном из тестовых автомобилей представительского класса. То есть расслабляться с автопилотом такого рода нельзя. Особенно подвержены глюкам системы с лазерными датчиками, а у автомобиля с круиз-контролем радарного типа (используется эффект Доплера) вероятность сбоя намного ниже. Но такой круиз-контроль и стоит дороже.

ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ НОЧЬЮ

Night vision. B последние годы на авто представительского класса стали устанавливать системы ночного видения, которые позволяют распознавать всевозможные препятствия, участников дорожного движения, пешеходов на неосвещенной дороге, а также дальнейшую траекторию трассы. Принцип действия основан на фиксации инфракрасного (теплового) излучения объектов специальной камерой и его проецировании на дисплей в авто. Правда, при слишком высокой скорости даже предупрежденный водитель на успевает среагировать на внезапно возникшее препятствие, например, на пешехода. Кроме того, есть проблема с идентификацией "опасного" объекта — тесты показали много ложных срабатываний.

Знаки. Интересная разработка из этой серии — система распознавания дорожных знаков. Она не только определяет знаки ограничения скорости при их проезде, но и напоминает водителю текущую максимальную разрешенную скорость, если он движется быстрее. Нужна ли она? Ведь если водитель не видит знаков, может ему просто отдохнуть?

Антисон. На японские авто премиум-класса устанавливают и системы контроля усталости водителя. Машина плавно останавливается в том случае, если датчики определили плохую дорогу — компьютер подозревает, что водитель съехал на обочину. Для украинского рынка эту систему деактивируют — 80% наших дорог система считает обочиной. 

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,07
54,99
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,80
51,11
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64123.38

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3069.36

Litecoin (LTC)

81.6

Ripple (XRP)

0.5

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять