ЗАЗ Forza: лучше "Славуты", но привлекает только доступной ценой

25 ноября 2011, 10:01
"Сегодня" провела тест-драйв украинско-китайской модели.

Новинка. Хотя и имеет китайские корни, а собирается в Украине, стоит совсем не дешево

С того момента, как Запорожский автозавод прекратил выпускать последний украинский автомобиль — "Славута" — прошел почти год. С весны его место на конвейере заняла модель Forza, являющаяся результатом украинско-китайской дружбы АвтоЗАЗ-а и Chery. При этом маркетологи позиционируют его как украинский — более 51% деталей изготавливаются в нашей стране, здесь же происходит сварка кузова, его покраска и окончательная сборка.

Интересна и история модели — он разработан на базе Chery Amulet, который был создан на основе испанского Seat Toledo начала 90-х. А в основе "испанца" лежал еще VW Golf II начала 80-х. То есть, в случае с Forza за основу взяли проверенное временем решение, только добавили к нему современный дизайн (разработан итальянским ателье Torino Design). В Китае этот автомобиль называется Fulwin 2, на азиатских рынка его продают как Chery A13. Название Forza придумали уже у нас (в переводе с итальянского — сила), но в РФ автомобиль украинской сборки продают под менее пафосным именем Bonus.

Реклама

Сразу отметим, что хотя автомобиль более-менее нормально продается на украинском рынке уже несколько месяцев, очередей на него нет. Дело в том, что новинка стоит дороговато — от 82,5 до 95 тыс. грн в зависимости от комплектации. Это, во-первых, дороже, чем "Ланос" и некоторые модели "АвтоВАЗа", во-вторых, если добавить еще немного денег, то можно выбрать из порядка полутора десятков неплохих седанов и хэтчбеков от корейских и европейских производителей — они внушают больше доверия. Плюс, нельзя забывать и про китайских конкурентов вроде Geely и Lifan за аналогичную цену.

На наш взгляд, более адекватной была цифра в 70 тыс. грн за базовую комплектацию. Очевидно, что нынешние цены были выставлены с расчетом на то, что на импортные автомобили будут введены пошлины, но этого, к счастью, не произошло. Может, подешевеет? В РФ Chery Bonus в пересчете на гривны стоит чуть дороже, чем у нас – от 85 тыс. грн.

Однако и при нынешних ценах продажи идут неплохо — по официальным данным, порядка 2-х тысяч Forza уже обрели своих владельцев. "Сегодня", чтобы выяснить, на что "купилось" такое количество украинцев, взяла в автосалоне один из автомобилей на короткий тест.

Реклама

РАЗМЕРЫ: ЧУТЬ ВЫШЕ И УЖЕ "ЛАНОСА"

На первый взгляд, Forza кажется "малышом", однако это впечатление обманчиво — по параметрам высоты, длины и ширины авто больше, чем "Ланос", на 60, 32 и 8 миллиметров соответственно. Сами понимаете, что разница небольшая.

Реклама

Интересная деталь: то, что кажется седаном, на деле является лифтбеком. То есть, при открытии крышки багажника она поднимается вверх вместе с задним стеклом. Объем багажника — 370 литров, что является неплохим показателем (у "Ланоса" — 322 литра), а если разложить задние сиденья, то он увеличивается до 1400.

Однако у таксистов этот автомобиль вряд ли обретет популярность. Проблема в заднем сиденье. Дело в том, что хотя диван и широкий (три человека сядет — проверено), но даже при моем небольшом росте (176 см) голова почти уперлась в потолок. А человеку выше 180 см совсем неудобно. Наверное, конструкторам стоит опустить диван ниже, но тогда, как говорится в анекдоте про "Запорожец", "колени будут уши зажимать".

Рискнем сделать вывод, что такой автомобиль больше подойдет молодой семье либо чтобы возить самого себя на работу и домой.

КИТАЙСКИЙ МОТОР РОДОМ ИЗ АВСТРИИ


Двигатель развивает 109 л.с.

Обидно, но украинские инженеры не удосужились для нового автомобиля разработать даже свой двигатель, хотя на Мелитопольском заводе для этого есть все условия — под капотом у Forza находится китайский 1,5-литровый мотор, мощностью в 109 л.с. Разработан, он по заказу Chery австрийской компанией Acteco и уже знаком украинским автомобилистам по другим моделям этого автопроизводителя. К слову, под капотом у Forza довольно аккуратно, а на деталях иероглифы гармонично соседствуют с шильдиками на украинском языке.

Согласно паспортным данным, автомобиль с упомянутым двигателем разгоняется до сотни лишь за 16 секунд — вполне верим. А вот с расходом топлива ситуация неясна. Так, производитель заявляет, что автомобиль в городе потребляет около 6 л на 100 км, однако опыт эксплуатации первых владельцев говорит о том, что реальная цифра — около 10 л на сотню. Многовато, но у "Ланоса" — не лучше.

САЛОН: МЕСТО ВОДИТЕЛЯ ПРОДУМАНО НОРМАЛЬНО


Приборы. Щиток сделан по мотивам немецкого автопрома

Внутри автомобиля не возникает ощущения того, что он "наш" или китайский. В первую очередь, отметим, что нет неприятного запаха, которым так "славится" китайский автопром. Торпеда выглядит вполне современно, правда, разочаровывает руль — тонкий, как на "Таврии", неудобный. Зато на нем гордо красуется надпись Airbag.

Эргономика — китайская, то есть автомобиль рассчитан на невысокого щуплого человека. Соответственно, посадка кажется слишком высокой, а лобовое стекло хочется поднять выше. Однако особых нареканий нет.

Интересно, что сиденья изготовлены тем же поставщиком, который делает кресла для "Ланоса". Как объяснил менеджер в салоне, китайские сидушки слишком быстро проседали. Кроме того, украинские инженеры сделали торпедо цельным изделием, улучшили звукоизоляцию, а также поменяли приводы электростеклоподъемников.

Панель приборов напоминает "фольсквагеновскую" — красная подсветка и бортовой компьютер между спидометром и тахометром.

ДОРАБОТАНО В ЗАПОРОЖЬЕ

Китайский салон (вверху), в отличие о т сделанного в Украине, светлый, на торпедо есть магнитола, климат-контроль и дополнительные навигационные панели. Кроме того, торпедо сборная.

Наш вариант — проще, но красивее и практичнее.

ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ


Практичность. Сзади тесно, но багажник по емкости хороший

Мотор запустился на удивление тихо и быстро, а проблемы тронуться с мета не возникло, несмотря на специфическое сцепление. Передачи переключаются четко и являются короткими — намного лучше, чем, скажем, у "Сенса". А вот двигатель, при попытке его разогнать, начинает недовольно "подвывать" уже при 3000 об./мин. "Крутить" дальше смысла нет — шум растет быстрее скорости.

Руль — пустой, как и у многих бюджетных автомобилей. Но проблем с управляемостью не возникает — машина уверенно держится в потоке, позволяет уверенно перестраиваться. Правда, когда я попытался войти в резкий поворот, Forza сразу же напомнила, что это автомобиль за $10 тыс. и хороших ездовых качеств от него ждать не стоит, — не потерять контроль над автомобилем удалось лишь благодаря опыту.

Подвеска достаточно энергоемкая — не хуже "Ланоса" или "Калины". Однако ходы рычагов чрезмерно длинные — автомобиль прыгает и "брякает" на многочисленных неровностях. В принципе, ощущения адекватны цене.

А вот тормоза смущают. Хотя они и оснащены АБС, но антиблокировочная функция включается, лишь если подержать на педали ногу секунды полторы. Зато дозирование усилия является довольно точным и нареканий к их эффективности нет (отметим, что тест проходил при температуре около нуля и в дождь).

ПРАКТИЧНОСТЬ: ЗАПЧАСТИ ЕСТЬ, СЕРВИСА, УВЫ, НЕТ


Надежность. Гарантирована производителем в течение трех лет

Автомобиль, в общем то, можно назвать серьезным прогрессом как для китайского, так и для украинского автопрома. Особенно если учесть, что уже в базе он выделяется среди большинства конкурентов в этой ценовой категории хорошей комплектацией. Например, уже в базе есть кондиционер, магнитола, электростреклоподъемники, подушка безопасности.

Впрочем, для нашего человека не это является главным. Первоочередная задача — ездить! А для этого автомобиль должен быть надежным. Как у Forza с этим? Увы, не все гладко.

Опрошенные нами владельцы машины говорят, что такую проблему, как отсутствие предпродажной подготовки, автомобиль полностью унаследовал от "Таврии". Не проверить наличие щупа, не докрутить провода, не долить масла, а при обращении по гарантии — нахамить... Словом, все сделано для того, чтобы автовладелец не обращался на официальный сервис, а искал "дядю Васю" в гараже.

Но в любом случае нужны запчасти. В фирменном магазине, куда мы обратились с этим вопросом, нас успокоили: все в наличии, а цены — не выше, чем на любой другой "наш" автомобиль. Слабых мест пока что у модели не выявлено — об этом можно будет судить хотя бы через год.

РЕЗЮМЕ

В качестве первого автомобиля, если вы не хотите покупать "Ланос" (по причине надоевшей внешности), а на "Авео" немного денег не хватает, Forza вполне сойдет. Тем более, что в руководстве по эксплуатации записано, что автомобиль рассчитан на 300 тыс. км эксплуатации — неплохо!

Но если есть финансовая возможность купить корейскую или европейскую модель, в сторону Forza можно даже не смотреть — до их уровня она не дотягивает. Тем более, с такой ценой.