Зарабатываем на продаже экстремального снаряжения

1 ноября 2010, 08:07
В месяц можно получить порядка 15 тысяч гривен чистого дохода

Многие из нас мечтают работать на себя. Но зачастую мечты остаются мечтами из-за того, что нас пугает неизвестность, страх прогореть, или мы просто не знаем, какой именно бизнес хотим организовать. В спецпроекте "Сегодня" "Школа бизнеса", который вот уже год выходит каждый второй понедельник в рубрике "Работа", мы подбросим вам свежие идеи и расскажем, как воплотить их в реальность, не набив шишек.

Сегодня мы расскажем о том, как открыть магазин по продаже снаряжения для активного отдыха.

Реклама

ПРОСТОЕ НАЧАЛО

Если у вас за плечами не один десяток походов и есть предпринимательская жилка, можно попробовать себя в этом бизнесе. Главное — вы будете заниматься любимым делом. Все эксперты нашей статьи так и начинали. К примеру, Василий, основатель магазина "Волоцюга", будучи студентом, подбирал cебе экипировку в секонд-хенде на Шулявке. "Мне попадались хорошие вещи, но иногда — неподходящие по размеру. Я покупал их, потом размещал объявление на форумах, где общаются экстремалы, что то-то и то-то продается. Так и начинал свой бизнес". Сейчас у Василия — 5 лет стажа в бизнесе. А Владимир Колесник, директор магазина "Мультиспорт", — старожил. Стартовал десять лет назад с 400$. "В то время в Киеве были в дефиците хорошие рюкзаки. Поискал по интернету. То, что мне понравилось (визуально и по цене), нашел в России. Я выписал себе несколько адресов. Сначала поехал в Питер. Меня очень тепло встретил директор фирмы по производству рюкзаков, завел на склад, показал производство. Кстати, мы с ним сотрудничаем до сих пор. А вот в Москве приняли высокомерно. Сказали, что им в Украине представители не нужны". Вернувшись в Киев, Владимир дал объявление в AVISO. И первая партия товара разлетелась, как горячие пирожки.

Нынче — другие времена. Подобный товар — не в дефиците: в Киеве сегодня уже больше 50 магазинов по продаже экстремального снаряжения, а в городах-миллиониках по десятку. Но место для развития бизнеса все еще есть. Во-первых, за счет того, что к занятиям экстремальными видами спорта постоянно подключаются новые люди: каждый год рынок растет минимум на 15%. К тому же ожидается большое количество иностранных туристов на Евро-2012. Многе из них, конечно, захотят попутешествовать по Украине. Среди них будут и любители активного отдыха. Вы вполне сможете сдавать им снаряжение напрокат или продавать его. Во-вторых, в этом бизнесе достаточно низкий "порог вхождения". Так, для того чтобы открыть небольшой магазин даже в столице, можно вложиться в 40 000 грн.

Реклама

В том, что и сейчас бизнес по продаже спортивного и туристического снаряжения имеет перспективу, убедился на своем опыте Александр Мандрыкин, директор магазина "Мандры". Он не только удержался на плаву, но и раскрутился.

РЕГИСТРАЦИЯ. Нужно зарегистрироваться как "СПД" (44 грн.), уплатить единый налог (200 грн.) и сбор в Пенсионный фонд (220 грн.) на три месяца вперед. В дальнейшем последние указанные платежи вносятся поквартально.

ПОДЫСКИВАЕМ МЕСТО

Реклама

Идеальное место для магазина — то, мимо которого люди массово идут пешком или же проезжают на машинах. "В последнем случае рядом с вами должно быть место для парковки", — говорит Владимир Колесник. Желательно, чтобы оно не было на окраине города.

АРЕНДА. Для открытия магазина ищите площадь от 15 кв. м. Александр Мандрыкин по личному опыту знает, что больше — не значит дороже. "Чем меньше помещение, тем дороже стоит аренда", — утверждает он. Средняя цена аренды квадратного метра в столице — 100 грн. Как правило, это цокольный этаж. К примеру, аренда помещения площадью в 20 м обойдется вам в 2000 грн.

ОБОРУДОВАНИЕ МАГАЗИНА. Здесь гибкая смета. Нужен ноутбук (от 3500 грн.), стол и несколько стульев. Стеллажи, настенные сетки для товара, стойка с перекладиной для одежды (от 1500 грн. за все). Примерочная (200 грн.), энергосберегающие лампочки (25 грн.\шт.). В дизайне ищите свой стиль. "Человек должен получить хорошие эмоции, — говорит Александр Мандрыкин, — ведь он собирается на отдых".

ИНТЕРНЕТ. Услуги провайдера — от 100 до 300 грн. в месяц. Это будут все ваши траты, не считая регистрации доменного имени (100 грн.), если вы последуете примеру директора магазина "Мандры" Александра Мандрыкина, к слову — IT-шника со стажем. Он сам себе SEO-оптимизатор, поэтому на том, на чем другие выкладывают ежемесячно тысячи гривен, он экономит: "Я сделал свой сайт на платформе Google. И теперь у меня своя бесплатная корпоративная почта, в интернете веду весь документооборот, сам занимаюсь наполнением сайта".

ОХРАНА И "КОММУНАЛКА". Как правило, коммунальные платежи составляют 10—15% от суммы аренды. В нашем случае — 200—300 грн. Услуги охраны зависят от фирмы, которая обслуживает территорию, где расположен ваш магазин. Ориентируйтесь выкладывать 450 грн. в месяц.

Василий, совладелец магазина "Волоцюга":

— По моим наблюдениям, магазин должен быть расположен возле крупных транспортных развязок. Клиентам тогда будет удобно забирать снаряжение, ведь иногда оно весит немало. Мой магазин — возле ж/д вокзала. И бизнес оказался прибыльным благодаря этому месту.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Сразу вам будет трудно заниматься чем-то еще, кроме продаж (учитывая, что поначалу вы будете одновременно и продавцом, и директором), но готовьтесь на ближайшее будущее.

ПРОКАТ. В зимний сезон сдавайте напрокат лыжи, сноуборды. Летом — кариматы, палатки, рюкзаки, трекинговые палки. Вашими клиентами могут быть те, кто планирует бюджетную поездку за границу, не имеет своего или хочет попробовать другое снаряжение. "Для них это не только экономия денег. — рассуждает Василий из магазина "Волоцюга". — Но и экономия времени, ведь на курорте им не придется его тратить на подбор снаряжения". Выгоден прокат и тем, кто едет на выходные по тем же причинам.

РЕМОНТ. Со временем у себя в магазине можно наладить мелкий ремонт снаряжения лыж и досок (заточка кантов, установка креплений, реставрация скользящей поверхности).

ТУРЫ. Все наши эксперты уверены, что за организацией экстремальных туров — будущее. Вы набираете группу, находите опытного гида и отправляете группу в тур. Важно, что при этом вы можете предлагать снаряжение из своего магазина. "В прошлом году мы делали 2-недельные туры в Индию (Гульмарг + Гоа), — рассказывает совладелец магазина "Волоцюга" Василий. — А с декабря до апрель — на Западный Кавказ".

ТОВАР

Это сезонный вид бизнеса. Поэтому, подбирая товар, важно знать, когда он будет продаваться лучше всего. Сейчас преддверие зимнего сезона. Летний сезон начинается во второй половине апреля. Тогда все начинают штурмовать магазины, подбирая снаряжение на майские. Половина мая — все в горах (в том числе и продавцы снаряжения). Заканчивается летний сезон в конце августа. Сентябрь, октябрь — межсезонье. Летний ассортимент уже не актуален, а зимний — еще не актуален. Зимний сезон начинается с первым снегом. "Народ у нас не привык покупать впрок", — подметил Владимир Колесник. Пик продаж — декабрь. Вторая половина февраля, март — опять межсезонье.

АССОРТИМЕНТ. Для начала берите ходовой товар. Так, и зимой, и летом пользуются спросом рюкзаки, спальники, куртки, термобелье, палатки, термокружки, термосы. Потом постепенно отслеживайте рынок и закупайте то, чего нет у конкурентов.

Рекомендуемая сумма стартовой закупки — 20 000 грн. В дальнейшем около 30% выторга нужно будет вкладывать в обновление товара.

МЕСТА ЗАКУПОК. Забиваете в поисковик интернета интересующее вас наименование, и вам приходят ссылки на дилеров. Когда вы будете просматривать каталог товара, просите прошлогодний и позапрошлогодний. Таким образом, как установил на собственном опыте Владимир Колесник, можно судить о качестве предложенного товара: "Если у фирмы каталог на следующий год не обновился, значит, стали экономить на производстве. С ними лучше дела не иметь". Конечно, если у вас есть возможность самому привозить товар из-за границы, то скупать снаряжение для зимних видов спорта выгодно в конце сезона на курортах Австрии.

Иногда стоит покупать несколько экземпляров эксклюзивной продукции и напрямую у российских производителей. Так, Владимиру Колеснику фирмы из Санкт-Петербурга передают товар поездом. И, самое главное, если с дилерами или производителями у вас установятся доверительные отношения, товар у них можно брать под реализацию. Это выручает в межсезонье, когда выторг падает, а товар к новому сезону нужно обновлять.

Директор магазина "Мандры" Александр Мандрыкин:

— Я открыл свой магазин весной. И сразу выложил байдарки, весла, спасательные жилеты, каски — тот ассортимент, которого практически не было в других магазинах. И пошла прибыль.

РЕКЛАМА

Поскольку ваш товар — не для всех, и есть целевая аудитория, на которую нужно выйти, то и рекламу нужно делать соответственно. "Мы никогда не давали рекламу в газеты, на телевидение или на радиостанции, — рассказывает Владимир Колесник, — это дорого, а пользы не принесет". По его словам, в городах, где есть метро, это, пожалуй, единственное место, где может сработать реклама. И то, смотря где ее повесить. "Нужно вешать там, где люди могут ее воспринять. Например, на выходе".

ШТЕНДЕР. Новый указатель дороги к вашему магазину может стоить больше тысячи гривен. Поэтому лучше поискать б/у, и вы вложитесь в 600 грн.

ИНТЕРНЕТ. Вы можете разместить контекстную рекламу в системе Google Adwords. Когда пользователь в поисковой строке вводит запрос нужного товара, к примеру "термоноски", то на странице результатов поиска, справа или сверху, отображаются текстовые рекламные блоки. При клике на рекламный блок посетитель переходит на ваш сайт. Это выгодно, так как Google обслуживает более 70% поисковых запросов в Украине. Стоимость такой рекламы — от 40 до 50 грн./день. В месяц получается до 1500 грн.

ФОРУМЫ. Зарегистрируйтесь и регулярно просматривайте сайты для любителей экстремальных видов спорта (http://travel.org.ua/, www.skier.com.ua, http://extreme.com.ua, www.snowboard.com.ua). Ну и сайты турклубов, где в форумах активное общение (http://tourclub.kiev.ua, www.tkg.org.ua). Там "тусуются" те, кто хочет купить определенное снаряжение, а самое главное — новички, которые обращаются за советами.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Обязательно поддерживайте ее со всеми вашими покупателями. Создайте систему лояльности. К примеру, постоянным клиентам давайте скидку 10%. Мелочь, но приятно.

Василий, совладелец магазина "Волоцюга":

— Мы берем данные всех наших покупателей. При поступлении товара делаем целевую рассылку. И к нам опять приходят за товаром.

Вера Перцова