Закон о ГТС: зачем Рада дала добро на аренду "трубы"

15 августа 2014, 08:36
По мнению экспертов, такое решение поможет найти деньги, но к выбору инвестора нужно подходить очень осторожно

Украинскую ГТС смогут взять в аренду иностранные компании. Фото AFP

Верховная Рада приняла кабминовский законопроект №4116-а, предусматривающий модернизацию и эксплуатацию украинской ГТС совместно с европейскими и американскими партнерами. Докладывал по этому вопросу в сессионном зале лично Арсений Яценюк, заверивший всех, что "украинская газотранспортная система остается на 100% государственной собственностью". Отметим, что ранее депутаты отказывались поддержать сдачу ГТС в аренду из-за риска возможного получения контроля над ней "Газпромом", являющимся акционером некоторых европейских газовых компаний. В принятой редакции законопроекта этот момент учли. В целом, в экспертном сообществе законопроект также одобряют, однако пока он оставляет больше вопросов, нежели дает ответов.

Политика

Реклама

"Мотивов принятия законопроекта два: найти деньги, чтобы рассчитаться по долгам перед Россией за газ, и второй мотив, который был озвучен премьер-министром, – это объединиться с европейцами, снизить для них привлекательность проекта "Южный поток", чтобы объемы прокачки газа через Украину не падали", – комментирует ведущий аналитик Института публичной политики Ильдар Газизулин.

С тем, что законопроект носит больше политический, нежели экономический характер, согласен и директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Валентин Землянский. "Реально этот закон работать не будет, это очередная "дразнилка" для Путина, которая, вместе с законом о санкциях против России даст россиянам возможность сказать Европе: видите, какой ненадежный партнер Украина, если хотите бесперебойно получать газ – надо быстрее достраивать "Южный поток" в обход Украины", – говорит эксперт.

Конкретика

Реклама

Конкретики в принятом Верховной Радой законопроекте Кабмина действительно мало. Все потуги по сдаче украинской ГТС в аренду вместились на трех листах формата А4, где кроме необходимых изменений в правовом поле, тезиса о том, что россиян к реформированию ГТС не допустят и того, что условия конкурса будет разрабатывать Кабмин, а окончательное решение будет принимать Верховная Рада, по сути больше ничего и нет.

По словам Ильдара Газизулина, интерес к участию в этом проекте могут проявить либо операторы этого рынка, либо инвестиционные фонды, однако конкретной информации об этом пока не было. "Не понятно пока, кто из компаний уже проявлял интерес. Такой информации пока не было. Не ясно и проводились ли консультации с конкретными европейскими инвесторами, заинтересованными в участии в этом проекте. Бизнес по транспортировке российского газа достаточно выгодный, не смотря на то, что тариф, который платит Россия – не самый высокий. Открытым пока остается и вопрос того, сможет ли оператор ГТС оставлять у себя эти деньги, и какую их часть он сможет инвестировать", – говорит эксперт.

Интересными в этом контексте выглядят слова премьер-министра Арсения Яценюка. "Сейчас не стоит очередь, чтобы инвестировать в украинскую газотранспортную систему. Но мы должны сделать первый шаг для того, чтобы привлечь ЕС и США, чтобы получить дополнительные средства на инвестиции, чтобы ЕС был заинтересован в увеличении транзита газа по территории Украины и, соответственно, мы зарабатывали вместе больше средств", – сказал Яценюк, презентуя законопроект перед парламентариями.

Реклама

Однако стоит понимать и то, что никакой здравомыслящий инвестор не станет вкладывать деньги в страну, которая находится в состоянии необъявленной войны. Следовательно, принятие законопроекта можно расценивать лишь как первый шаг на долгом пути к реформированию отечественной ГТС.

"Принятие закона – это положительный сигнал Украины для европейских и американских партнеров на поствоенный период. Суть в том что наконец-то создается правовое поле, о котором говорят много лет, для прихода инвесторов в нашу газотранспортную отрасль, когда ситуация успокоится", – резюмирует Михаил Гончар президент центра глобалистики стратегии ХХІ.

Бесспорно то, что по завершению боевых действий на востоке, Кабинету министров, в чьих руках и окажется судьба украинской ГТС, нужно быть очень осторожным со своими следующими шагами по части сдачи "трубы" в аренду. Ведь актив это – действительно прибыльный и уж если и сдавать его в аренду, то точно необходимо сделать это на максимально выгодных для государства условиях.