Яценюк "решил" судьбу трубы – чем аукнется украинцам приватизация ГТС

19 июня 2014, 19:04
Сегодня премьер таки "продавил" начало реформы "Нафтогаза". Пока законопроект только внесли в повестку дня, но это уже что-то.

Украинскую ГТС ждет реформа. Фото: lenta-ua.net

Лишь с третьей попытки парламентарии вняли увещеваниям премьера (грозил он в том числе и "Южным потоком") и дали добро на рассмотрение законопроекта "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно реформирования системы управления Единой газотранспортной системы Украины". Нужно отдать должное Арсению Петровичу, уговаривать нардепов он умеет. Помнится, антикризисный пакет от правительства в Раде тоже принимали с неохотой, но все, же приняли.

Не удивительно, что Яценюк лично приехал "продавливать" этот закон. Цена вопроса ой как высока.

Реклама

Во-первых, документ предлагает разрешить передавать украинскую газотранспортную систему в управление частным компания (будь-то аренда или концессия). Правда, без права отчуждения. Тоже самое касается и подземных хранилищ газа.

Но самое главное – 49% украинской газотранспортной системы может быть продано частной кампании.

"Фактически мы наблюдаем за попыткой начать процесс приватизации ГТС", – говорит эксперт по энергетике Юрий Корольчук.

Реклама

О приватизации говорят много и долго. Однако однозначного ответа, что это принесет. Украине, эксперты, увы, дать не могут.

"Главная цель – создать более эффективную систему работы "Нафтогаза" и искоренить коррупцию в газовом секторе, что со временем приведет к снижению цены", – отмечает директор Энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.

Так-то оно так, но интеграция украинской энергетической системы в европейскую систему помимо прозрачности предполагает создание единого рынка газа, а соответственно и цена на газ будет для всех одна.

Реклама

"Все люди, предприятия, теплоэлектроцентрали будут платить единую цену", – объясняет сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Учитывая, что сейчас государство дотирует поставки газа для населения, то в перспективе делать оно это перестанет и простым украинцам придется платить больше за газ хотят они того или нет, отмечает эксперт. Увы, Европа – это не только верховенство права, но и высокие коммунальные тарифы.

Зато каждый сможет в любой момент узнать, сколько газа зашло в страну, сколько продалось на бирже, сколько закачано в хранилища.

Прозрачность, безусловно, сделает украинский энергетический сектор более привлекательным для инвесторов.

В первую очередь, это касается подземных хранилищ газа, поскольку там проще посчитать прибыль – транзит дело непостоянное, пока нет твердых гарантий по объемам, говорить о каких-то цифрах вообще бессмысленно.

И, вот, тут то и возникает очень интересный вопрос. В настоящее время – единственный поставщик газа в ЕС через территорию Украины – это Россия. А в законе значится, что инвесторами (читай покупателями части ГТС) могут быть только США и ЕС. Т.е. получается, в дальнейшей судьбе украинской ГТС будут теоретически принимать участие покупатель и транзитер, а поставщик газа, будет "выброшен из процесса".

"Это дискриминационный законопроект, который прямо ограничивает права не только РФ, но и любой другой страны. Я не исключаю, что кто-то может подать в ВТО, и потребовать, чтобы эти дискриминационные положения законопроекта были отменены", - говорит Марунич.

Вполне обосновано, что РФ, в ответ, будет пытаться и дальше продвигать свои альтернативные газопроводы, однако уж слишком бояться этого не стоит.

"Действия РФ ограничивает законодательство ЕС. Шансы для "Южного потока" не настолько велики, как об этом рассказывают руководители "Газпрома", – отмечает Омельченко.

При этом, по его словам, не стоит ожидать, что те же европейцы ринуться инвестировать в украинскую ГТС – "вряд ли у нас будет стоять толпа инвесторов, это стратегический объект и так быстро ее не приватизируешь". На все нужно время.

И первое, что нельзя сегодня делать – это "гнать коней", иначе можно банально продешевить.

"В настоящее время мы не знаем, что может наша ГТС, какие у нее финансовые возможности. Мы ее можем продать сегодня, условно говоря, за 5 копеек, а потом выяснится, что она стоила 50 долл.", – предостерегает Корольчук.

Сначала, по его словам, "нужно вывести компанию из кризиса, разобраться с долгами, наладить сотрудничество с поставщиками газа, возможно, это будет не только РФ, но и другие страны, к примеру, Средняя Азия, оптимизировать работу хранилищ, а потом уже привлекать инвестора".

Кроме того, пока не ясно, как еще завершится вся эта реформа. "Можно принять самые лучшие законы, а результата не будет", – говорит Омельченко.

В итоге, с одной стороны мы получаем в перспективе более прозрачный газовый рынок и приход западных инвестиций в этот сектор. С другой стороны – возможное повышение цен на газ для населения и активизацию РФ по строительству обходных газопроводов.

***

Пока все это теория – закон даже не прошел первое чтение. Но вероятность того, что в ближайшее время документ получит ход, довольно высока. "Сегодня в парламенте есть большинство, и оно поддерживает правительство. Этот законопроект не готовился вчера – это серьезный документ. И то, что Яценюк лично приехал "продвигать" его, свидетельствует о довольно серьезных намерениях", – отмечает директор Международного института демократии Сергей Таран.

При этом вполне возможно, что это законопроект – один из инструментов торга с РФ в переговорах по газу. И если Москва согласится на предложения Киева по цене на газ, в законопроект внесут правки, которые позволят России получить свою часть ГТС, отмечает эксперт.

В любом случае, как считает Таран, принятие закона даже в том виде, в котором он есть сейчас, решит одну важную проблему – снимет политическую составляющую относительно дальнейшей судьбы ГТС и того, кто же ее сможет приватизировать.

А пока, как отмечают все опрошенные  "Сегодня.ua" эксперты, о надежности отечественной газотранспортной системы можно не волноваться.