Валерий Пятницкий: Чтобы поставлять продукцию в ЕС, все просто – надо ее производить

28 апреля 2014, 18:05
Уполномоченный по евроинтеграции убежден, что в торговле с ЕС все решит принцип свободной конкуренции

Валерий Пятницкий: На большую часть товаров, которые Украина экспортирует в ЕС, пошлины будут снижены. Фото dt.ua

Идея сторонников западноевропейской интеграции об открытой Европе начала обретать реальные черты. И пусть это еще не полноценная Зона свободной торговли с ЕС. Шенген требует процедуры оформления виз. А о полноценном вхождении Украины в ЕС никто не желает говорить даже в долгосрочной перспективе. Тем не менее, даже временное (до 1 ноября 2014 года) одностороннее открытие своих рынков ЕС* может стать действительно ключевым этапом в переориентировании украинских товаропроизводителей на Запад. Об особенностях льготного периода, механизме скорейшего вхождения отечественных товаропроизводителей на рынок ЕС и принципах оформления и распределения таможенных квот и будущем крымских товаропроизводителей в новейших условиях "Сегодня.ua" рассказал правительственный уполномоченный по евроинтеграции Валерий Пятницкий.

Валерий Тезиевич, объясните, что называется, на пальцах, в чем суть режима, согласно которому ЕС в одностороннем порядке открыл для Украины свои рынки?

Реклама

Во-первых, будут снижены пошлины на большую часть товаров, которые мы, Украина, экспортируем в Европейский Союз, до нуля. Во-вторых, на те товары, которые предполагают товарные квоты, в рамках тарифных квот показатель будет снижен до нуля. Речь, в том числе, идет и об аграрной продукции. При этом услуги и остальное остается неизменным. То есть мы только говорим о тарифах. Все. Больше ни о чем.

Какие сегменты товаров, произведенных в Украине, в каком процентном соотношении получат заветные нулевые пошлины?

Если говорить конкретно, то для более чем 80% товаров аграрной продукции сразу будет ноль. Т.е без тарифов. Остальное пойдет в рамках тарифных квот. На почти 90% промышленной продукции также будет ноль. На остальную продукцию пошлины будут снижены. Где-то на четверть, где-то на треть, а в отдельных случаях и на половину будут урезаны… Но главное – будут снижены.

Реклама

И данный режим будет действовать завтра, послезавтра, месяц, два-три… до тех пор, пока мы окончательно не подпишем Соглашение (имеется ввиду его экономическую часть) об ассоциации. И с этого времени мы будем взаимодействовать с Евросоюзом соответственно с подписанным соглашением. Сейчас речь идет о действиях ЕС в одностороннем порядке.

Что нужно товаропроизводителям в Украине, чтобы начать поставлять продукцию на открывшиеся рынки ЕС?

Все просто: надо ее производить. Конечно, если речь о сельскохозяйственной продукции, то еще, конечно, соответствовать определенным требованиям: санитарным или фитосанитарным или ветеринарным и так далее.

Реклама

То есть эти требования соблюдаются... или мы имеем возможность поставлять продукцию, например, рыбу, мясо птицы (в частности, курятина), мед, яйца куриные.

Вы и сами знаете, что мы поставляем и кукурузу, и пшеницу, и рожь. То есть я даже все перечислять не хочу.

Мы не можем на сегодняшний день, не имеем соответствующих разрешений на поставку, например, мяса свинины и говядины. И надо принять соответствующее законодательство. Но это, опять-таки, зависит от нас. Если в парламенте блокируется принятие законодательства, то кто страдает?! Украинский производитель.

А что конкретно нам нужно принять?

Есть определенные требования, которые вносят в законы, связанные как раз с ветеринарным контролем и так далее. Детали я сейчас не скажу... Но если не внести определенные изменения, значит, мы просто стоим на месте.

Кабмин открестился от распределения квот, дав понять, что все решит естественная конкуренция – кто первым пройдет все необходимые процедуры, тот, что называется, и сорвет банк. Но как именно данный принцип может быть реализован на практике

Смотрите, мы же не можем, скажем так, собрать, например, всех экспортеров в Киеве. Скажем, 100 фур от 100 экспортеров, поставить их условно на старт и затем дать отмашку, когда они поедут на границу.

Понятно, что каждый везет свою продукцию и везет своему партнеру в Европейском Союзе. И каждый день фуры проходят – через один пропускной пункт, через другой и так далее. Если данный товар, который ввозится, подпадает под товарную квоту, то таможня Европейского союза фиксирует этот объем.

Заходят, скажем, фуры, например, по 40 тонн ... при квоте, скажем, в 40 тысяч тонн. Сколько может быть таких фур? Тысяча.

Тысяча в один день может пройти? Нет. Они будут проходить в течении года, может, десяти месяцев. Тот объем, который попадает в рамках квоты, он будет получать нулевую пошлину. В какой-то день эта квота может наполниться? Может.

Импорт не возбраняется, вы можете продолжать ввозить, но импортер уже будет платить пошлину. Вот что значит "первый пришел – первый получил нулевую пошлину". Т.е. до тех пор, пока вы поставляете в рамках квоты – вы получаете нулевую пошлину, как только вышли за рамки квоты – то, как говорится, извините.

Т.е квоты определяет Европейский союз?

Да. Это часть наших договоренностей с Европейским союзом.

И подобный преференциальный режим будет действовать до 1 ноября?

Не обязательно. Если соглашение с ЕС (полноценно) вступит в силу, например 1 октября, то, конечно, будет действовать соглашение. Но пока, как минимум до 1 ноября у нас с ЕС будет время, чтобы подписать соглашение и для того, чтобы она было ратифицировано в Верховной Раде и вступило в силу. А ЕС в одностороннем порядке будет выполнять свою часть договоренностей.

Для того, чтобы получить квоты, необходимо получить соответствующие сертификаты. Кто их будет выдавать и о каких сертификатах идет речь?

Речь идет о так называемом сертификате происхождения. Сертификат преференциальный. Их будет выдавать эти полгода Торгово – промышленная палата и в каждом регионе у нас, скажем так, – областная Торгово – промышленная палата, которая на сегодняшний день имеет соответствующие возможности и способность их выдавать.

На основании каких документов украинские производители, желающие торговать на рынках ЕС с вышеуказанными преференциями, смогут получить данные сертификаты? В чем заключается смысл их получения?

На официальном сайте Палаты должен быть весь перечень необходимых документов. Смысл? Данные сертификаты предоставляются для того, чтобы можно было проверить поступление Вашего товара.

Скажем, вы производите утюги... То есть у вас есть предприятие, вы подаете документы, доказывающие, что именно вы являетесь производителем данного товара, какая добавленная стоимость и т.д...И если добавленная стоимость составляет 60%, и смотрят, что этого достаточно, чтобы получить сертификат, что эта продукция произведена в Украине, из украинских комплектующих, вы получите соответствующий сертификат.

Если нет, то, извините, вы не сможете получить соответствующий сертификат, что производите данный товар в Украине. Поскольку Вы вполне можете завезти их из России, просто наклеив свои реквизиты.

А каким может быть максимально простой механизм для украинского производителя , чтобы доказать , что именно ты произвел данный товар и сделал это здесь , в Украине ?

Каждый производитель об этом знает. Потому что все, кто работает на экспорт, работает с Торгово-промышленной палатой. И процесс ведь фактически не меняется. За исключением того, что теперь данный сертификат (о производстве товара на территории Украины) уже преференциальный.

Т.е под этот сертификат будет предоставляться преференция ЕС.

И важно, что мы согласовали с Европейским союзом, какой именно товар будет считаться украинским товаром... Например, если ваш товар на 60% состоит из комплектующих украинских и европейских. И в них 30% комплектующих украинских и 30% – европейских – вместе. Тогда этот товар, например, получает преференции на европейском рынке.

Если товар на 30% состоит из украинских комплектующих, 3% из русских, на 30% – из американских и на 10% – из европейских. Это сколько? 40 процентов. Это меньше, чем, например 50%. Простите.

Т.е будет действовать кумулятивный принцип. Если в товаре больше какого-то уровня – это комплектующие, например, украинские и европейские – то он получает преференции. Если меньше – то, соответственно, нет.

Т.е в каждом конкретном случае своя ситуация. Ну, например, вы покупаете где-то алмазы, условно говоря, русские, и здесь их превращаете (в бриллиант), делаете из них украшения. Стоимость алмаза и стоимость украшения, безусловно, разная.

И правила будут (применяться) абсолютно разные. При этом алмаз –  необработанный, а украшение – это уже обработанный продукт.

А что будет с производителями из Крыма? Они под эту преференцию не попадают?

Если говорить о Крыме, ситуация следующая. Для того, чтобы подтвердить, что этот товар является украинским, вы должны иметь доступ (к его производству).

Т.е, условно говоря, с формальной точки зрения вы должны иметь возможность проверить, где именно произведен данный товар. На территории Крыма можно проверить? Как вы можете выдать сертификат, подтвердить то, к чему вы формально не имеете доступа?

То есть товар, произведенный в Крыму, не будет  получать данный сертификат...

В данном случае, скажем так, Палата (Представительство Украинской Торговой палаты) Севастополя и Палата Республики Крым не смогут выдавать сертификат происхождения из Украины. Они, очевидно, сейчас находятся под контролем, как минимум Российской Федерации.

А разве нельзя получить, скажем, данный сертификат в херсонском представительстве торговой палаты?

Каким образом? Если предприятие будет производить свою продукцию в Херсонской области, то нет вопросов. Если оно будет производить в Крыму, то как Палата (Херсонская) сможет проконтролировать, оно производило в Крыму или нет? То есть это большой вопрос, и поэтому сейчас мы будем работать с европейцами: очевидно, некоторые вещи придется уточнять.

Например, вы покупаете соль, а продаете потом сельдь, использовав именно крымскую соль. Готовая продукция у вас какая? Соленая сельдь. Так что в данном случае проблемы явно не будет. То есть нам не надо будет подтверждать, что соль является выходцем из Украины. Простите, я могу купить ее в Крыму, могу купить где угодно. Мой продукт – селедка. Но только не живая или свежая, а уже соленая. Опять же, в разных ситуациях подход будет разным...

* Напомним, Европейский союз с 23 апреля в одностороннем порядке открыл свои рынки для украинских товаров в рамках автономного преференциального торгового режима между Украиной и ЕС.

Соответствующее решение Европейского парламента было опубликовано в официальном журнале ЕС 22 апреля.

"Правила вступают в силу на следующий день после их опубликования в официальном журнале Европейского союза", – говорится тексте документа.

Преференциальный режим торговли предусматривает снижение ставок таможенных пошлин для поставок украинских товаров, а также установку квот на такие поставки, что позволит отечественным экспортерам увеличить поставки на рынки ЕС.