"Укрзализныця" взялась за ретро-технику. Журналисты "Сегодня" выясняли, сколько машин уже восстановили, сколько еще в мастерских, и где проходит реставрация паровозов.
Из топки таких поездов вырывается огонь. В поезде шумно, пыльно и нет современных дисплеев и кнопок – управление только рычагом. Но это не пугает железнодорожников. Как и то, что для движения поезда приходится кочегарить.
"Нам интересно, чтобы машина жива была", – делится впечатлениями машинист.
На ходу уже семь паровозов, еще три вот-вот покинут ремонтные депо в Черновцах и в небольшом городке в Черниговской области, Сновске. Депо в Сновске больше ста лет – оно помнит войны и революции. Директор говорит, что чертежи и вся техническая документация сохранились, а сложнее всего, когда не хватает деталей.
"Потому что не выпускаются. Значит, надо где-то с других паровозов снимать, как-то модернизировать или же самим делать", – рассказывает начальник локомотивного депо Виталий Зайончковский.
Каждый паровоз уникальный, ремонт занимает от нескольких месяцев до года.
Восстановленные паровозы востребованы для туристических прогулок и съемок кино. Кстати, за последние годы с участием ретро-техники сняли около 20-ти кинолент за последние годы. Среди них "Поводырь", "Моя бабушка Фанни Каплан" и другие.
"Практика постановки в виде памятников постепенно отмирает. Напротив в некоторых странах паровозы снимаются с постаментов и восстанавливаются", – пояснил начальник отдела железнодорожного насления ПАО "Укрзализныця" Владислав Плахотнюк.
За время независимости на металлолом распилили 750 паровозов. В разном состоянии осталось 99 таких машин. Например, в 2014 году в музее в Харькове находилось 36 старинных паровозов. Теперь ежегодно они будут переходить из категории памятников в категорию рабочих поездов.