Украинцы стали покупать больше старых авто: как повлиял экостандарт Евро-5

11 января 2018, 07:32
Введение экологического стандарта обострило старые проблемы. Если парламент их не решит до конца года, в стране появится еще больше машин без регистрации

Фото: А. Бойко

В одесском порту уже полгода простаивают более 40 машин "скорой помощи". Украине их подарил Китай. Но автомобили застряли в Одессе, потому что не соответствуют нормам Евро-5.

Евро-5 – это экологический стандарт, по которому автопроизводители должны выпускать более безопасные для окружающей среды машины. С каждым новым стандартом автозаводам приходится усовершенствовать производство двигателей, чтобы они экономней потребляли топливо и меньше выбрасывали в атмосферу вредных газов.

Реклама

Новые экологические разработки делают новый автомобиль дороже. Украинские депутаты, чтобы защитить рынок новых автомобилей, решили ввести требование Евро-5 на все машины, которые ввозятся в страну, а не только на новые. Сайт "Сегодня" узнал, как экологический стандарт повлиял на автомобильный рынок Украины и кто от этого пострадал.

Б/у машин стало больше

В европейских экологических стандартах нет ничего плохого – его цель уменьшить количество выбросов от автомобилей. Однако парламентарии так и не решили вопрос ввоза в Украину автомобилей в качестве гуманитарной помощи, а проблема с транзитниками только обострилась.

Все началось со стандарта Евро-0 в 1988 году. Экологические нормы постоянно ужесточаются, и с 2015-го в Европе действует Евро-6.

Реклама

Украина ввела стандарт Евро-5 в 2016-м, так как повышение экологических требований – одно из условий Соглашения об ассоциации с ЕС. Депутаты запретили импортировать в страну новые и поддержанные автомобили, которые не отвечают экологическим требованиям.

Фото: А. Яремчук

Реклама

Дело в том, введение каждого нового стандарта делает производство автомобиля дороже. Но директор по маркетингу группы "АИС" Сергей Боровик отмечает, на украинский рынок новых авто стандарт не повлиял. Практически все производители продолжили поставлять в Украину автомобили стандарта Евро-5.

"Небольшое количество моделей ушли с рынка, но они в большинстве своем были сняты с производства и у себя на родине", – рассказывает эксперт.

Однако сложнее оказалось с подержанными автомобилями. За год официальный импорт б/у машин вырос в три раза. То есть Евро-5 не ограничил рост рынка.

"Если говорить о неофициальном б/у импорте в виде "евроблях" – то здесь требования по Евро-5 не выполняются. В Украину въезжают и эксплуатируются авто любого Евро стандарта, начиная от Евро-0", – говорит он.

Евро-5 и "евробляхи"

Введения Евро-5 сделало невозможным растаможить в Украине автомобили, выпущенные до 2010 года. Это вызвало недовольство у части "пересичников", которые купили автомобиль за границей и собирались узаконить его позже.

Сооснователь общественной организации "Доступное авто" Михаил Катрук поясняет, что Евро-5 в странах Европы не применяется к подержанным автомобилям.

"Ограничения по экостандарту действуют исключительно на новые автомобили. Есть один простой принцип. Любые ограничения создают коррупцию. Например, известны факты, когда автомобили Евро-4 ввозились в Украину с поддельными сертификатами Евро-5. И эти сертификаты делались в Украине. В результате поток автомобилей с введением Евро-5 существенно не повлиял на поток машин. Единственное, больше случаев, когда автомобиль не ставят на сертификацию или делают фальшивый сертификат", – комментирует Катрук.

По его словам, если разрешить ввоз любых автомобилей, украинцы будут покупать лучший автомобиль за деньги, которые они имеют.

"Украина не превратится в автосвалку, поскольку человек при наличии выбора не захочет покупать морально устаревший автомобиль, если будет уверен, что его никто не отберет и не конфискует", – добавляет он.

Что предлагают депутаты

В европейских странах, чем старее автомобиль, тем дороже он обходится его владельцу. Чем больше машина выбрасывает вредных веществ – тем больше транспортный налог и тем дороже может быть страховка.

"В странах ЕС более суровое законодательство по экологическим стандартам, чем в Украине. Чем старше авто, тем больше ежегодный экологический налог. Сумма такого налога может достигать 1000 Евро в год и выше. При определенном уровне вредных выхлопов машина не пройдет техобслуживание, и автовладелец не сможете эксплуатировать ее вообще", – отмечает Сергей Боровик.

В Украине нет таких правил.

Транспортный налог в свое время заменили специальным акцизным сбором, добавляемым в стоимость каждого литра топлива. Поэтому для тех, у кого автомобиль уже есть, вне зависимости от того, соответствует ли он Евро-5 или нет, расходы на его содержание не изменяются.

Последнее из предложений депутатов – разрешить украинцам первую регистрацию автомобилей, которые отвечают стандартам Евро-3 и Евро-4, на 10 лет. Законопроект №7457 депутаты зарегистрировали под Новый год.

Фото: А. Искрицкая

Также в Раде лежит законопроект №5561, который предлагает вместо экологических стандартов ввести обязательный техосмотр при ввозе б/у автомобилей.

Авторы законопроекта 5470-д также предлагают убрать из требований к ввозу автомобилей предъявление сертификата о соответствии экологическим нормам. На соответствие этим нормам машину будут проверять при регистрации в сервисном центре МВД.

А законопроект №4391 предлагает не применять требование Евро-5 к автомобилям, которые ввозятся как гуманитарная помощь согласно закону "Про гуманитарную помощь". В объяснительной записке к законопроекту депутаты отмечают, что ряд стран готовы передать Украине совершенно бесплатно автомобили "скорой помощи", легковые авто специального назначения для МВД и другие виды транспорта. Но украинские законы это запрещают.

С 1 января 2018-года в стране должен был начать действовать Евро-6, но парламентарии отложили его введение на год. Этот стандарт установит новое ограничение – в Украину нельзя будет ввезти автомобили, которые произведены раньше 2015 года.