С кем и как торгует Украина: Евросоюзу продаем топливо и орехи, а из США везем диваны (инфографика)

9 февраля 2015, 08:00
В прошлом году Украина активно торговала с Россией, ЕС и даже с Индией

Хотя военный конфликт на Донбассе усугубил экономический кризис в стране и привел к новому витку торговых войн с Россией, эта ситуация не завела украинский бизнес в тупик: в прошедшем году наши компании активно торговали со всеми частями света. Так, мы активно продавали уголь, дрова, продукты питания, металл и инструменты в Польшу, Латвию, Францию, Турцию, Египет и т. д. А параллельно – закупали французский чай, чешские диваны, итальянскую мебель, индийские автозапчасти и болгарскую быттехнику (см. инфографику). Таковы данные центра интернет-торговли Allbiz, которые были подготовлены эксклюзивно для наших читателей.

Реклама

ЭКСПОРТ. По оценкам аналитиков Allbiz, в минувшем году, несмотря на изнурительные конфликты, Украина умудрилась сохранить в глазах мировой общественности имидж надежного бизнес-партнера. "Это – немалое достижение для наших экспортно ориентированных компаний. Но сейчас с иностранными партнерами работать сложно: из-за вооруженного конфликта на востоке страны бизнес-риски постоянно растут", – отмечается в исследовании. Наиболее популярными товарами, которые мы активно продавали за рубеж, оказались сельхозпродукция, древесина, биотопливо, молочные и мясные продукты и металл. "В течение всего 2014 года стабильно высоким спросом у иностранных компаний также пользовались подсолнечное масло, молоко, а также табачная продукция. Популярность орехов, меда и кукурузы возросла в конце лета - начале осени, во время сбора урожая. Что касается мяса и яиц, эти товары чаще заказывали весной, накануне Пасхи (которая отмечалась 20 апреля 2014-го), а также осенью – что объясняется сезонным ростом спроса покупателей", – поясняют в Allbiz.

Реклама

География торговли и перечень наименований для торговли впечатляет: поляки и турки заказывали в Украине тару (деревянную, выдувную и мягкую), латвийцы – крупы, поляки – алюминий (прокат и литье), греки и россияне – черный металлолом, а компании из Румынии, Молдовы, России, Польши, Турции, Казахстана, Нидерландов – каменный и бурый уголь. Любопытно, что украинцы также активно продавали макаронные изделия, садовые тракторы и мотоблоки – в Грузию и Молдову, медицинскую мебель – в Китай, а инкубаторы для птиц – в Россию.

ИМПОРТ. Год назад украинские компании чаще всего приобретали за рубежом чай, сою, каменный уголь, фрукты, ягоды и составные части для диванов и кресел. "Популярными эти товары оказались потому, что заказывались предпринимателями по двум причинам: с целью перепродажи в Украине и для обеспечения местных производителей сырьем – например, для выпуска продуктов питания и изготовления мебели", – отмечают аналитики компании Allbiz.

Также активно покупали за границей упаковочные материалы – в Турции, Беларуси, Болгарии, пищевые жиры (пальмовое масло) – в Египте, подсолнечное масло – в Казахстане, Турции, Польше, крупу – в Турции, пшеницу – в Казахстане, оборудование для обработки неметаллических изделий – в Китае, сырные продукты – в Беларуси и Греции. В списке наиболее востребованных импортных товаров оказались также и нестандартные наименования: подгузники и салфетки из Турции и Польши, ювелирные изделия, амуниция для лошадей, часы и наручные ремешки - из Индии, оборудование для использования солнечной энергии – из Турции.

Реклама

Эксперты: бизнесу нужны льготы и заказ

Аналитики Allbiz отмечают, что 2014-й внес существенные коррективы в географию внешней торговли: из-за напряженной политической обстановки с Россией мы стали торговать меньше, а со странами Европы, Азии и Африки – больше. "В этих условиях украинский бизнес успешно находит партнеров за рубежом. Новые экспортно-импортные связи удается построить благодаря традиционной украинской продукции — аграрной, пищевой, химической, металлургической и т. д. Это и помогло в 2014-м сохранить привычную структуру внешней торговли. Скорее всего, эти тенденции в 2015-м останутся неизменными", - прогнозируют исследователи Allbiz.

ЧТО ДЕЛАТЬ. Но не все наши производители сумели быстро найти новых партнеров, считает главный эксперт Совета предпринимателей при КМУ Андрей Забловский, ведь для многих украинских компаний РФ оставалась торговым партнером №1 на протяжении многих лет. "Если крупные компании легко находят клиентов, например, в Европе, так как за рубежом могут хорошо знать их бренд, то для малого и среднего бизнеса выход на внешние рынки проблематичен. Сейчас МСП не помешала бы поддержка правительства: нужны госзаказы, программы по налаживанию связей за границей, льготные кредиты... Также особое внимание стоит уделить тяжелой промышленности и другим секторам, которая традиционно работали со странами СНГ – им нужно быстрее переориентироваться на новые рынки", - говорит аналитик.